философ; p. 6. 9. 1729 (Дессау) — ум. 4. 1. 1786 (Берлин); с 1754 был в дружеских отношениях с Лессингом, состоял в переписке с Кантом, отрицательно воспринимая его «всесокрушающую критику», защищал иудейство против Лафатера и Бонне с позиций закона разума. Его сочинение «Jerusalem oder über religiöse Macht und Judentum» (1783) оказало решающее влияние на представления Канта, Гегеля, а также их последователей в отношении иудейской религии. Мендельсон защищал Лейбница против Вольтера («Philosophische Gespräche», 1755), внес свой вклад в теорию чувств («Briefe über die Empfindungen», 1755), в теорию прекрасного и проблему очевидности («Abhandlung über die Evidenz in den metaphysischen Wissenschaften», 1764). См. также: Schriften zur Psychologie und Ästhetik sowie zur Apologetik des Judentums, 2 Bde., 1880, 1968. Собр. соч.: Sämtliche Werke, 7 Bde., 1843—1845,1972—1975; Gesammelte Schriften, 20 Bde., 1929, 1977.
Bamberger. Die geistige Gestalt M. M.s, 1929; M. Freudenthal. M. M., 1929; H. Lemle. M. und die Toleranz, 1932; R. Richter. M.s. Ästhetik, 1948; A. Altmann. M. M.s Frühschriften zur Metaphysik, 1969; J. Allerhand. Das Judentum in der Aufklärung, 1980; A. Altmann. Die trostvolle Aufklärung, 1982; A. Hertzberg. M., London, 1989.
МЕНДЕЛЬСОН Моисей
МЕНДЕЛЬСОН Моисей
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961