МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
1834-1907) - рус. естествоиспытатель-материалист, борец против мистики. Великое науч. достижение М. - открытие периодич. закона и построение периодич. системы химич. элементов (1869). Периодич. закон имеет огромное материалистич. мировоззренч. значение как проявление общих законов диалектики, в часта, закона перехода количеств, изменений в качественные. Мировоззрение М. сложилось под влиянием материалистич. философии рус. революц. демократов, передовых традиций естествознания. М. выступал против энергетизма, выражавшего идеалистич. шатания ряда физиков, вел непримиримую борьбу со спиритизмом. По его инициативе в 1875 физич. об-во при Петерб. ун-те создало комиссию, к-рая показала антинауч. сущность спиритизма.

Источник: Атеистический словарь

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834—1907)
великий рус. химик, материалист и стихийный диалектик, боролся против спиритизма и энергетизма, отстаивал связь науки с производством. М. открыл (1869) периодический закон и создал на его основе периодическую систему химических элементов. В совр. формулировке закон М. гласит: свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера, или заряда ядра атома. Закон М. выражает не только связи, но и реальные превращения химических элементов и является законом развития неорганического вещества. М. фактически применил к химической атомистике осн. законы диалектики. На основе своего закона М. выдвинул прогноз о существовании трех неизвестных тогда еще химических элементов, открытых в 1876— 86. Энгельс писал, что “Менделеев, применив бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг...” (Т. 20. С. 389). Гл. произв. М.—“Основы химии” (1869—71).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Менделеев Дмитрий Иванович
 (1834—1907) — рус. ученый, химик, создатель периодической системы химических элементов. М. активно выступал за связь науки с практикой, он много сделал для развития промышленности в России. Мировоззрение М. — это материализм, сочетающийся со стихийной диалектикой. Он боролся против спиритизма и энергетизма. Великим научным подвигом М. было открытие (1869) периодического закона химических элементов. Этим открытием М. внес большой вклад в развитие химической атомистики и фактически применил к химическим элементам закон перехода количественных изменений в качественные. В новейшей формулировке закон М. гласит: свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера, или заряда, атома. Масса атома тесно связана с зарядом ядра, поэтому М. и смог открыть свой закон, пользуясь атомными весами. Система М. отражает не только связи, но и реальные превращения химических элементов. Периодический закон является законом развития неорганического вещества и служит обоснованию диалектике - материалистического взгляда на природу. Гл. произв. М. — «Основы химии» (1869—71).

Источник: Философский словарь. 1963

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
(1834—1907)—великий русский естествоиспытатель, создатель периодич. системы хим. элементов, активный борец за материализм, против идеализма и мистики. С 1857 был доцентом, а с 1865 проф. Петерб. ун-та. Оказав поддержку студентам во время студенч. волнений, М. вошел в конфликт с министром просвещения и вынужден был в 1890 покинуть ун-т. Важнейшее научное открытие М. - периодич. закон хим. элементов, согласно к-рому «свойства простых тел, также формы и свойства соединений элементов, находятся в периодич. зависимости... от величины атомных весов элементов» (Менделеев Д. И. Основы химии. Т. 2. М., 1947, с. 80-81). Этот закон позволил выяснить внутр. связь между разл. группами хим. элементов, предсказать существование и свойства ряда не известных в то время элементов, уточнить атомные веса мн. др. элементов. Периодич. закон составляет основу всей совр. атомистики. Он имеет большое атеистич. значение, показывая, что все свойства хим. элементов зависят не от «воли творца», а от вполне доступного научному исследованию строения атомов каждого элемента. Периодич. закон явился одним из естеств.-научных обоснований диалектич. материализма, в частности - учения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, а также закона перехода количеств, изменений в качественные. М. выступал против идеалистич. направления в физике - т. н. энергетизма. По инициативе М. в 1875 была создана научная комиссия по разоблачению спиритизма, работа к-рой способствовала подрыву влияния этого реакц. точения в России. Наряду с исследованиями в области химии М. занимался широким кругом научных и нар.-хоз. проблем. За свои прогрессивные воззрения М., несмотря на настоят, требования научной общественности, но был избран академиком Росс, академии наук (его кандидатура была выдвинута в 1880; с 1876 он был ее членом-корреспондентом). Научные заслуги М. получили полное признание только после Окт. социалистич. революции.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Менделеев, Дмитрий Иванович
1834-1907) - Начало научной деятельности Менделеева относится к 1854 г., когда он, еще будучи студентом, опубликовал несколько работ по химии. В 1856 г. Д. И. начал читать лекции по органической и теоретической химии в Петербургском университете. Командированный в 1859 г. за границу, он произвел ряд исследований (в Гейдельберге) над явлениями капиллярности и расширения жидкостей. По возвращении в Россию (1861 г.) издал учебник "Органическая химия". С 1863 г., заняв кафедру химии в Петербургском технологическом институте, занимался исследованием бакинской нефти, для чего специально ездил на Кавказ, издал несколько руководств по технологии и производил сельскохозяйственные опытные исследования. В 1866 г. защитил докторскую диссертацию на тему о соединении спирта с водой. В том же году Д. И. был назначен профессором Петербургского университета, в котором стал читать лекции по неорганической химии. Капитальная работа Менделеева "Основы химии" появилась в 1869 г. В этой книге была изложена открытая Менделеевым периодическая система элементов - одно из важнейших открытий в естествознании XIX века. В 1871-1875 гг. Д. И. занимался вопросами физики (исследованием упругости и расширения газов). В 1876 г. Д. И. был командирован в Пенсильванию для осмотра американских нефтяных месторождений. Его неоднократные поездки на Кавказ, в целях исследования добычи и использования нефти, сильно двинули вперед нефтяное дело в России. С 1890 г., прекратив чтение лекций в университете, целиком ушел в общественную работу, приняв между прочим участие в выработке покровительственного тарифа для обрабатывающей промышленности (в 1890 году опубликовал "Толковый тариф"). В 1892 г. работал над вопросом об изготовлении бездымного пороха. С открытием в 1893 г. палаты мер и весов Д. И. был назначен ее ученым хранителем. Свои экономические и политические взгляды Д. И. высказал в двух книгах: "Заветные мысли" (в 1904/1905 г.) и "К познанию жизни" (1906 г.). /Т. 21/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
1834-1907) – русский химик, физик. Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел в Главном Педагогическом институте. В Санкт-Петербурге в возрасте 23 лет защитил  диссертацию «Об  удельных объемах» на  степень  магистра  химии  и  стал доцентом Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую  химию. В 1861 г. издает учебник: «Органическая химия», в котором  идеей,  объединяющей  всю  совокупность  органических  соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. В1869 он открывает периодический закон, который принес ему всемирную известность и громкую славу. Согласно закону все  свойства химических элементов периодически изменяются, по мере нарастания их атомного веса, так что через  определенные интервалы появляются элементы сходственные, или близкие по свойствам. Менделеев не только первый точно формулировал этот закон и представил содержание его в виде таблицы, которая стала классической, но и всесторонне обосновал его, показал его огромное научное значение, как руководящего классификационного  принципа и  как  могучего  орудия  для  научного исследования. Особенно знаменательно, что он сам воспользовался периодическим законом для исправления атомных весов некоторых элементов и для предсказания трех новых элементов, галлия, скандия и германия, дотоле неведомых, со всеми их свойствами. Все эти исправления и  предсказания блестящим образом оправдались. Совместно с несколькими сотрудниками, Менделеев сначала изучает сжимаемость газов, затем– исследует растворы, главным образом по отношению к удельному весу. В тесной связи с этими работами по газам он занимается вопросами, касающимися сопротивления  жидкостей,  воздухоплавания  и  метеорологии,  и  публикует  поэтому поводу две ценных монографии. В 1887 г. он поднимается на воздушном шаре  для  наблюдения  полного  солнечного затмения.  Другие  научные  работыМенделеева тоже имели большую научную ценность: работы по капиллярности, которые (до Эндрьюса) привели к обоснованию столь важного понятия о критической температуре (температура абсолютного кипения,  по Менделееву); исследования о растворах, в которых развивается и обосновывается на большом числе фактов гидратная теория,  ныне получившая полное признание в науке, и, что особенно важно, устанавливаются методы для разыскания  гидратов в растворе(особые точки на диаграммах: состав – свойство). Менделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способностью объединять различные стороны научного и вообще духовного творчества и потому охотно  работал в пограничных областях между химией и физикой, между физикой и метеорологией, отхимии и  физики,  переходил в  область гидродинамики, астрономии, геологии, даже политической экономии. Он глубоко верил в творческие силы науки на практическом  поприще.  Будучи  поборником  идеи  единения  между  наукой  итехникой. Убежденный враг мистики, он не мог не отозваться на увлечение спиритизмом,  охватившее  часть  русского  общества  в  70-х  годах  прошлого  века. Критике так называемых «медиумических явлений» он посвящает особое сочинение, вышедшее в 1876 г., излагая в нем результаты работ специальной, по его же инициативе организованной комиссии.

Источник: Философия науки и техники: словарь

МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(1834—1907) — русский ученыйхимик. Окончил с золотой медалью физикоматематический факультет Главного педагогического института в Петербурге. Работал учителем гимназии, преподавал в Петербургском университете, откуда ушел в отставку в знак протеста против притеснения студентов. Автор более 500 печатных трудов; получил свыше 130 дипломов и почетных званий от русских и зарубежных академий. Деятельность М. чрезвычайно многогранна. Ученый, педагог, организатор науки и промышленности, общественный деятель, редактор «Технической энциклопедии». Промышленность и сельское хозяйство, наука и образование, общественные и государственные вопросы, мир искусства — все привлекало его внимание, во всем проявлялись его великий талант и индивидуальность. С большим основанием можно назвать М. также геофизиком, технологом, метрологом. По масштабам своих дарований и деятельности М. сопоставим с великими представителями эпохи Возрождения. Главной заслугой М. явилось открытие в 1869 г. Периодического закона химических элементов — одного из фундаментальных законов естествознания, имеющего огромное мировоззренческое значение. Свои философские воззрения М. называл реализмом, призванным ликвидировать односторонность материализма и идеализма. Однако по сути его философия была одной из разновидностей естественнонаучного материализма. Основой всего сущего М. считал системное единство трех первичных начал: материи, силы (энергии) и духа. Понятие материи он отожествлял с веществом, имеющим атомное строение, неуничтожимым и изменчивым. Материя и энергия подчиняются закону сохранения — фундаментальному закону природы и одному из главных принципов научного познания. М. последовательно отстаивал идею объективности законов природы и возможности получения объективной истины. Основными формами научного познания считал наблюдение, опыт (эксперимент) и обобщение. Философские взгляды М. включают в себя элементы диалектики. Характерны в этом отношении его рассуждения о взаимодействии и связях, присущих природным объектам, изменчивости и эволюции, о скачкообразности переходов от одного химического элемента к другому. Подчеркивал неразрывное единство трех первоначал, подверг критике энергетизм В. Освальда, считавшего основой мироздания только энергию.
Свою философскую концепцию общества М. называл «историческим реализмом» и противопоставлял ее как крайностям субъективизма, так и объяснению сущности исторического процесса с религиозных позиций. Прогресс в истории связывал с развитием промышленности и науки. В соответствии с этим предложил свою периодизацию истории человечества: развитие от дикости к потребительской экономике (охота, собирательство, рыболовство), затем к земледелию, оседлому образу жизни и ремесленному производству, наконец к промышленному строю. Важнейшим фактором развития общества М. считал скорость передачи информации, что в наше время стало общепризнанным. Будущее человечества — всеобщий промышленный строй, в рамках которого в полной мере будут удовлетворены потребности человека и исчезнут общественные антагонизмы, утвердятся дружественные отношения между странами и народами. Важнейшей чертой деятельности М. была связь научных исследований с потребностями экономического развития России. Особое внимание он уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности. Занимался проблемами интенсификации сельскохозяйственного производства. Сконструировал нефтепровод, предсказал появление биотоплива. Педагог, боровшийся за развитие науки и образования, он был инициатором открытия в России нескольких университетов. Процветание страны М. связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с развитием творческих сил народа, с распространением просвещения и науки. Народное образование, по М., должно быть доступно для всех сословий. Особое внимание уделял подготовке учителей и профессоров, сам был талантливым лектором. В работах «К познанию России» и «Заветные мысли» М. предстает не только как философ, но и как социолог и геополитик. В них он дал всесторонний анализ результатов первой всероссийской переписи населения, анализировал возможные пути развития российского общества и государства. М. интересовала взаимосвязь между частью и целым, гражданином и государством, между личностью и обществом. Он считал, что невозможно представить себе человека вне множества, что каждый из нас сам по себе нуль, он только ступень для единицы высшего порядка — семьи, общества, государства, человечества. Сам М. был в постоянном поиске, одинаково силен и в теории, и в эксперименте. Он не боялся никакой работы и всегда был готов помочь тем, кто в этом нуждался.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович

[27 янв. (8 февр.) 1834 – 20 янв. (2 февр.) 1907 ] – рус. ученый-химик. Науч. интересы М. разносторонни. Он работал в области химии, физики, техники, технологии пром-сти, агрохимии, метрологии, метеорологии, экономики и др. Его величайшее открытие – периодич. закон химич. элементов (закон М.). Философские взгляды Менде- л е е в а. В формировании мировоззрения М. большую роль сыграли материалистич. традиции передового рус. естествознания, влияние филос. взглядов Добролюбова, Сеченова, Герцена. По своим филос. воззрениям М. – последовательный естеств.-науч. материалист как в вопросе о единстве мира, так и в проблеме его познаваемости. Ядром естеств.-науч. материализма М. был атомизм, с т. зр. к-рого он отвергал идеалистич. динамизм вообще, "энергетизм" Оствальда в частности. М. считал жизнь особым видом материального движения и в связи с этим отвергал витализм. Теоретич. взгляды М. не умещались в рамках метафизич. материализма. Он искал новую форму материалистич. мировоззрения, соответствующую идее развития, проникающей в естествознание. Разделяя ошибочный взгляд, отождествляющий материализм вообще с метафизич. материализмом, М. искал что-то среднее между материализмом и идеализмом; следуя Герцену, он свое мировоззрение назвал реализмом. Он признавал три первичных, самобытных изначальных принципа, или начала: "...нераздельную, однако и не сливаемую, познавательную троицу вечных и самобытных: вещества (материи), силы (энергии) и духа..." ("Попытка хим. понимания мирового эфира", 1910, с. 17). Т.о., протест М. против метафизич. материализма, отрывающего материю от движения, и против динамизма и энергетизма, сливающего материю с движением, оборачивается известной нечеткостью материалистич. позиции. Эта дуалистич. непоследовательность привела М. к уступке агностицизму. Материя, энергия и дух сами по себе, в своей сущности, непознаваемы, но они познаваемы в своем сочетании в физико-химич. явлениях, здесь материя и движение познаваемы без ограничения. В своей науч. деятельности М. пользовался многими элементами диалектики. М. признавал качественно разные формы движения материи, а также связь между ними и резко критиковал метафизич. попытки свести многообразие мира к единой первоматерии. В периодич. законе М. обратил внимание на скачкообразный характер изменений химизма в зависимости от изменения массы или атомного веса, указал на единство противоположных свойств в каждом элементе, определил место каждого единичного элемента во всеобщем единстве, применил анализ и синтез, индукцию и дедукцию в их диалектич. единстве. М. все же не мог полностью преодолеть господствовавшие в естествознании метафизич. взгляды. Он отождествлял материю с веществом и приписал ей вес, или механич. массу, как существ. свойство. Отвергая гипотезу Проута как метафизич. концепцию эволюции химич. элементов, сводящую их многообразие к количеств. уплотнению единой первоматерии, М. настаивал на качеств. индивидуальности каждого элемента. Однако он отвергал саму идею развития химич. элементов. Метафизич. непоследовательность во взглядах М. мешала ему правильно оценить значение ряда важных открытий физики и химии (электроны, ионная теория, радиоактивность), к-рые он ошибочно считал несовместимыми с теорией атомизма. Общественно-политич. взгляды М. Считая, что "у научного изучения предметов две основных и конечных цели: предвидение и польза" ("Основы химии", т. 1, 1932, с. 239), М. свою деятельность посвятил развитию производит. сил России. М. написал ряд работ об экономике и природных богатствах России, по вопросам нар. образования, политич. устройства и др. М. разделял мелкобурж. иллюзии, полагая, что после того, как капитализм разовьет пром-сть, можно будет постепенно перейти на некапиталистич. путь развития (кооперативные предприятия, участие всех рабочих во владении фабриками и заводами при помощи акционерных обществ). Он считал, что капитализм пока "оставляют существовать лишь потому, что еще нет выработанных средств достигать промышленного развития без развития капитализма" ("Толковый тариф...", СПБ, 1891, с. 651). Капитализм, думал М., становится злом, если капиталисты получают политич. власть. Поэтому М. отрицал бурж. демократию и наивно считал царя беспристрастным защитником интересов страны, способным ограничить алчность капиталистов. Соч.: Соч., т. 1–25, Л.–М., 1934–1954; Научный архив, т. 1, Периодический закон, М., 1953; Растворы, [Сб. работ ], М., 1959. Лит.: Забродский Г., Мировоззрение Д. И. М., М., 1957; Кедров Б. М., День одного великого открытия, М., 1958; его же, Филос. анализ первых трудов Д. И. М. о периодич. законе (1869–1871), М., 1959; Кудрявцева Т. С, О конспекте Д. И. М. 5-го и 6-го "Писем об изучении природы" Герцена, "Вопр. философии", 1962, No 4; Борисов К. М., А. И. Герцен и Д. И М., там же. Э. Карповиц. Рига. А. Макареня. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
27.01(08.02).1834, Тобольск - 20.01(2.02). 1907, Петербург) - ученый-химик. После окончания Главного педагогического ин-та в Петербурге, в 1856 г. стал доцентом кафедры химии. В 1859-1861 гг. находился в заграничной научной командировке. В 1865 г. защитил докторскую диссертацию. В 1867 г. занял кафедру неорганической химии в Петербургском ун-те, а в 1890 г. ушел из ун-та в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. С 1876 г. чл.-корр. Петербургской АН. В 1892 г. назначен хранителем Депо образцовых мер и весов, преобразованного им затем в Главную палату мер и весов, ставшую серьезным научно-исследовательским институтом (ныне ВНИИ метрологии им. М.). Деятельность М. как ученого была многогранна. Но главной его заслугой является открытие (1869) периодического закона химических элементов, ставшего одним из осн. законов совр. естествознания, выявившего фундаментальные взаимосвязи природы. По своим философским воззрениям М. был естественно-научным материалистом, признавал вечность вещества вместе с эволюционной изменчивостью. Закон сохранения материи и энергии считал краеугольным принципом науки и научности. Придерживаясь атомистических представлений, он считал вместе с тем основой мироздания три первичных начала: "нераздельную, однако и не сливаемую, познавательную троицу вечных и самобытных: вещества (материи), силы (энергии) и духа..." (Попытка химического понимания мирового эфира. Спб., 1910. С. 17). В частичке вещества он усматривал целый организм, живущий, движущийся и вступающий во взаимодействие с другими в соответствии с объективными закономерностями. Познание закона (меры действий природы), независимого от представлений людей, М. считал сутью научного исследования, основой теории и практики. Называя наблюдение и опыт телом науки, он в то же время признавал большую роль обобщения. Именно при помощи обобщения результатов опыта, практики наука, с его т. зр., поднимается до понимания закономерностей (см.: Соч. Т. 2. С. 348). Научное мировоззрение М. рассматривал как важную предпосылку научного знания, считал его типом научного знания, "планом, необходимым для исследования", включал в него общепринятые общетеоретические выводы и гипотезы. В своей исследовательской деятельности М. использовал элементы диалектики, особенно в понимании многообразия и взаимодействия мира, скачкообразного характера в явлениях химизма. Он подверг критике "энергетизм" В. Оствальда, сводившего все происходящее в мире к превращениям энергий, но, с другой стороны, он считал себя сторонником реализма, преодолевающего "крайности" материализма и идеализма, признающего эволюцию и связь вещества, силы и духа. У него можно встретить высказывания о том, что последние не сами по себе познаваемы, а во взаимосвязи и взаимодействии. Свои социологические взгляды М. называл историческим реализмом, отвергал субъективный метод в социологии, а также морализирующие и мистические представления. Историю человечества он рассматривал в связи с развитием промышленности. Земледелие определял как начало, зародыш всего промышленного развития, к-рое дает об-ву богатство и просвещение. Промышленный строй жизни М. считал неизбежным для всего мира, как "один из видов эволюции жизни человечества" (Т. 19. С. 139), знаменующий вступление его в новую эпоху, когда появятся возможности удовлетворения жизненных потребностей (как материальных, так и духовных) все увеличивающейся массы людей. На основе исторического отношения промышленности к земле М. дал периодизацию истории человечества, выделив 5 ступеней: дикость, близкую к полуживотному состоянию; первобытно-патриархальное об-во, основанное на простом собирательстве, охоте, кочевом скотоводстве; оседлое земледелие, сочетаемое с ручным домашним ремеслом, соответствующее античности и средневековью; совр. промышленный строй; будущий всеобщий промышленный строй, где исчезнут социальные антагонизмы, для людей будут созданы условия для гармоничного развития, общего подъема материального производства и роста уровня культуры. При этом он выступал за равноправие и мирное сожительство всех рас и народов, за равномерное распределение создаваемых благ между странами и отдельными людьми, хотя вместе с тем не был сторонником уравнительности. Для исторического прогресса, полагал М., необходимо разнообразие народов, стран, государств, религий, культур и т. д., причем в промышленную эпоху усиливается взаимозависимость человечества и возрастает роль общечеловеческих начал. Огромное значение в развитии об-ва придавал науке, отмечал теснейшую взаимосвязь науки и жизни, доказывал решающую роль практики, фабрично-заводского промышленного производства для научного прогресса. Большое место в трудах М. занимают проблемы социально-экономического развития России. Он рассмотрел мн. стороны жизни об-ва, положил начало россиеведению, выступал за преодоление технологической отсталости страны, переход ее на путь промышленного развития, рациональное и интенсивное использование огромных богатств, ее экономическую самостоятельность, за сильное российское государство.

Источник: Русская философия: словарь