МЭН ДЕ БИРАН

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЭН ДЕ БИРАН

род. 29 нояб. 1766, Бержерак - ум. 16 июля 1824, Париж) франц. философ. Отправляясь от Локка и Кондильяка, он пришел к психологии самонаблюдения - несмотря на непостижимую метафизическую природу души, в своих проявлениях она все же доступна самонаблюдению, - а закончил христ.-мистической метафизикой всеобщей любви. Осн. произв. - "Essai sur les fondements de la psychologies, 1813-1822.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МЕН ДЕ БИРАН
Мари Франсуа Пьер, настоящее имя — Гонтье де Биран): французский философ (Бержерак, 1766 — Париж, 1824). Администратор департамента Дордонь, депутат, государственный советник. Основа его спиритуализма — метод психологического анализа субъекта, осуществляемый с помощью непосредственной внутренней апперцепции, которая в свою очередь позволяет нам уловить наше «Я» как некую тенденцию, свободную спонтанность, единую и неразложимую. Его анализ силы воли внес существенный вклад в философскую разработку проблемы воли. Его сочинения: «О влиянии привычки на способность мыслить» (1802), «О разложении мысли» (1805), «О непосредственной апперцепции» (1807), «О соотношении физики и морали в человеке» (1814).

Источник: Философский словарь

МЭН ДЕ БИРАН
(Maine de Biran) (Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран) — французский философ; р. 29.11.1766 (Бержерак) — ум. 16.7.1824 (Париж); отправляясь от Локка и Кондильяка, пришел к психологии самонаблюдения — несмотря на непостижимую метафизическую природу души, в своих проявлениях она все же доступна самонаблюдению, — а кончил христианско-мистической метафикой всеобщей любви. Осн. соч.: Essai sur les fondements de la psychologie (1812), 1859; Собр. соч.: Œuvres complètes, 14 vol., Paris, 1982; Journal, 2 vol., 1954—1957, нем. изд. 1977.
H. Gouhier. La conversion de M. de B., Paris, 1947; A. Cresson. M. de B., sa vie, son oeuvre. Paris, 1950; A. Huxley. Themes and Variations. London, 1950, dt. 1952; J. Buol. Die Anthropologie M. de B.s, 1961; A. Drevet. M. de B., Paris, 1968; H. Gouhier. M. d. B., Paris, 1970.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МЕН ДЕ БИРАН
Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран (Gonthier de Biran) (29.11. 1766, Вержерак - 20.7.1824, Париж), франц. философ-идеалист и политич. деятель, приверженец монархии. В термидорианский период был членом Совета пятисот, в период Реставрации - член палаты депутатов и Гос. совета. Первоначально примыкал к течению «идеологов» (А. Дестют де Траси и др.), развивавших сеноуалистич. теорию познания в духе Локка и Кондильяка. В дальнейшем выступал с критикой сенсуализма («Очерк об основаниях психологии...» - «Essai sur les fondements de la psychologie...», 1812, полностью опубл. 1859), к-рый, по М. де В., ложно представляет психич. силы но образцу внеш. физич. причин. Чсловеч. «Я», его внутр. мир не могут быть поняты до аналогии с предметами внеш. мира. Хотя метафизич. природа души непостижима, ее проявления раскрываются нам посредством самонаблюдения. Основой сознания является волевое усилие, через сопротивление к-рому постигается бытие внеш. вещей.
В 1820-х гг. М. де Б. развил идеи христ. метафизики. В «Новых опытах антропологии» («Nouveaux essais danthropologies, 1823-24), оставшихся незавершенными, он различает три ступени человеч. жизни - животную, человеческую и божественную, выражением к-рых соответственно являются чувств. ощущения, воля и любовь. Волюнтаристич. идеи М. де Б. оказали значит. воздействие на последующее развитие идеалистич. философии во Франции (В. Кузен) и в России (Л. М. Лопатин и др.), а также на персонализм и экзистенциализм.

Источник: Советский философский словарь

МЕН ДЕ БИРАН
(Maine de Biran) (наст. имя Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран) (1766, Бержерак – 1824, Париж) – философ и политический деятель, основатель и крупнейший представитель французского спиритуализма XIX в. В конце XVIII – начале XIX в. сочинения М.Б., не получившего официального философского образования, были удостоены премий Национального института («Влияние привычки на способность мыслить» и «Об анализе мышления»), берлинской («О непосредственной апперцепции») и копенгагенской («Об отношении физической и моральной природы человека») Академий наук. В творчестве М.Б. очевидно прослеживаются три этапа. Первый связан с разработкой сенсуалистической гносеологии в духе «идеологов» (П. Кабанис, А.Л.К. Дестют de Траси) и Э.Б. Кондильяка. Отрицая врожденное знание, он вслед за Кондильяком признает источником идей ощущения, причиной которых являются внешние объекты; истинную философию отождествляет с «идеологией», т.е. с наукой, исследующей происхождение, содержание и границы человеческого знания, заимствуя у Кабаниса идею о соединении физиологии и идеологии; высказывает мысль о перенесении физики в лоно метафизики: последней следует заниматься лишь отношением и последовательностью феноменов, отказавшись от выявления первых причин и основ бытия; считает идеологию полностью независимой от теологии. Эти выводы М.Б. соотносил с вопросом о влиянии привычки на способность мышления, различая активные (перцепция, память) и пассивные (ощущения, воображение) элементы опыта. Второй этап философской деятельности М.Б., принесший ему славу родоначальника французского спиритуализма, связан с разработкой учения о волевом усилии как первоначальном факте внутреннего чувства, которая сопровождалась размежеванием с позициями учителей: активность опыта выражается в волевом усилии, несводимом к физиологическим свойствам и имеющем «сверхорганический» характер; метафизическая природа души раскрывается через самонаблюдение индивида. В 1820-х под влиянием Б. Паскаля, Ф. Фенелона, мадам Гюйон происходит трансформация биранизма в религиозно-философское учение. М.Б. развивает теперь, на третьем своем творческом этапе, идеи христианской метафизики: в «Новых опытах антропологии» (1823–1824) он говорит о трех ступенях человеческой жизни – животной, человеческой и божественной, выражением которых являются, соответственно, чувственные ощущения, воля и любовь. Историко-философский процесс трактуется как выражение вечных религиозных и моральных истин. М.Б. оказал большое влияние на развитие западной философии – на Ф. Равессона, «католический спиритуализм» Л. Лавеля и Р. Ле Сенна, философию жизни, персонализм, экзистенциализм и т.д.
Соч.: Oeuvres. V. 1–14. Р., 1920–1944. Лит:. Кудрявцев, Н. Философия Мен де Бирана в начальной стадии ее развития. М., 1911; Кротов, A.A. Философия Мен де Бирана. М., 2000; Naville, Е. Maine de Biran, sa vie et ses pensées. P., 1857; Delbos, V. Maine de Biran et son oeuvre philosophique. P., 1931; Gouhier, H. Maine de Biran par luimême. P., 1970; Lacroze, R. Maine de Biran. P., 1970. И.С. Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

МЕН ДЕ БИРАН
Maine de Biran) Мари Франсуа-Пьер Гонтье (29 ноября 1766, Бержерак — 20 июля 1824, Париж) — французский философ. Происходил из семьи врача. Сделал блестящую политическую карьеру: был администратором департамента Дордонь (1795), членом Совета пятисот (1797), субпрефектом Бержерака (1806), членом палаты депутатов (1809), государственным советником (1816).
В развитии его философских идей можно выделить три периода. В первый период (до 1804), примыкая к школе «идеологов» (Кабанис, Дестю де Траси и др.), он выступает приверженцем сенсуалистической философии Кондильяка. В докладе о «Влияние привычки на мыслительную способность» («Influence de lhabitude sur la faculte de penser», 1803) он развивает мысль о том, что в разуме нет ничего, чего не было бы в наших чувствах.
Взгляды, характерные для второго периода (1804—18) — т. н. «философия воли» — изложены в докладе «Об анализе мышления» (1805), удостоенном премии Академии, и в «Опыте об основаниях психологии и об ее отношении к изучению природы» («Essai sur les fondements de la psychologie...», 1812, полностью опубликован в 1859). Генезис самосознания, Я (le moi) не может быть выведен из пассивных ощущений (sensations). Мыслящее индивидуальное Я является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий (perceptions). Активность Я проявляется в волевом усилии (effort) при столкновении с не-я. Это «движущее волевое ощущение» на определенной стадии развития органической жизни берет на себя управление нашим телом, превращая чисто рефлексивные действия в автономную двигательную способность. Так, напр., если я хочу поднять руку, то инициатива исходит от Я, вызывая движение в моем теле. Мен де Биран различает два типа жизни: во-первых, жизнь животную, пассивную — жизнь ощущений, инстинктов, желаний, работа сновидений во время сна, автоматические действия в период бодрствования (иначе говоря, бессознательные механизмы); во-вторых, жизнь человеческую — активную жизнь субъекта как источника инициативы. Для объяснения постоянства Я во время сна или пребывания в бессознательном состоянии он вводит понятие души, отрицая возможность ее познания (существование души является лишь предметом веры).
Мен де Биран выделяет в человеке четыре системы: 1) аффективную, общую у человека с животными и предшествующую возникновению сознания; 2) сенситивную (пробуждение Я и его усилий); 3) перцептивную — сосредоточение усилий и внимания на каком-либо одном предмете, позволяющее познать те или иные вещи; задает иные правила поведения человека, нежели инстинкты; 4) рефлексивную — Я абстрагируется от всех случайных элементов, созерцает себя во всей чистоте, овладевает моральной свободой и ищет счастье в высших сферах разума.
Третий период его творчества (1818—24) отмечен влиянием христианского мистицизма (Паскаль, Фенелон, м-м Гюйо). В незавершенной работе «Новые очерки по антропологии» («Nouveaux essais danthropologie», v. 1—2, 1823—24) он различает три рода жизни в человеке: животную (чувственность), человеческую (воля) и божественную (любовь). Оказал влияние на христианский экзистенциализм. Соч.: Oeuvres, ed. de P. Nisserand, 14vol. Р., 1920—44; De Г existence. Textes inedits, ed. de H. Goutrier. P., 1966. Лит.: Naville E. Maine de Biran, sa vie et ses pensees. P., 1857; Girard A. Le journal intime et la notion de personne. P., 1963; Gouhier H. Maine de Biran par lui-meme. P., 1970; More T. C. T. The Psychology of Maine de Biran. Oxf., 1970; «Revue intenationale de philosophie», 1970, № 75 (посвящен Мен де Бирану).
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

МЕН ДЕ БИРАН
Maine de Biran), Мари Франсуа Пьер Г о н т ь е (29 ноября 1766 – 20 июля 1824) – франц. философ-волюнтарист и реакц. политич. деятель, роялист. Филос. взгляды М. де Б. складывались в борьбе против идей франц. Просвещения и франц. материализма. М. де Б. занимали гл. обр. вопросы теории познания, рассмотренные в основном в работах "Влияние привычки на способность мыслить" ("Influence de l´habitude sur la facult? de penser", 1803), "Фрагменты, относящиеся к основаниям морали и религии" ("Fragments relatifs aux fondements de la morale et de la religion", 1818) и в обобщающем "Очерке об основаниях психологии..." ("Essai sur les fondements de la psychologie...", 1812, отрывки опубл. 1845–46, полностью – 1859). Нельзя отождествлять способность чувствовать с сознанием (см. "Influence de l´habitude...", p. 13). Сознание появляется только тогда, когда возникает самосознание, личность (Ie moi). Поэтому важнейшая задача философии и заключается в установлении того "первичного", "основополагающего факта", к-рый конституирует личность – "Я". М. де Б. считал, что этот факт находится во внутр. мире, внутр. опыте человека. Так, филос. проблемы он стремился разрешить на почве психологии. Но и способность испытывать ощущения не может быть сведена только к физич. чувствительности. Даже самые простейшие впечатления включают в себя пассивные ощущения (sensations) и активные восприятия (perceptions). Возникновение первых есть следствие воздействия внешнего мира на нас, на наши органы чувств и не зависят от нашего "Я". Возникновение вторых определяется нашим "Я", его активностью, к-рую М. де Б. в последних работах рассматривал как нечто "надорганическое", не зависящее от физич. природы человека. Об активности нашего "Я" мы можем знать лишь по ее проявлениям в усилии (effort) или воле. В усилии проявляется отношение субъекта к объекту, "Я" к "не-Я" (см. тамже, р. 25–26). Воля, проявляющаяся в усилии, при столкновении с "не-Я" и есть тот основополагающий факт, к-рый конституирует "Я". Она же определяет возможность познания. Все то, что идет от объекта, не содержит в себе знания. Знание, истина достигаются всегда в борьбе силы собственно человеческой воли против импульсов животной природы. М. де Б. различал четыре ступени в раскрытии воли, ступени установления человека, субъекта: 1-я ступень – жизнь простая, животная; это система аффектов, инстинктивных движений, реакций, органической интуиции; 2-я ступень – возникновение "Я" из недр примитивной жизни, когда сила сознания начинает освещать инстинкты, обобщения начинают возникать на стадии интеллектуального и морального существования, еще окутанного впечатлениями, идущими извне; 3-я ступень – "Я" познает то, что есть "не-Я", это – познание внешнего, природы; 4-я ступень – "Я" поднимается до познания самого себя. Оно размышляет и образует знание математическое и метафизическое. "Я" обнаруживает себя как сознание, освобожденное от примитивности. В последний период деятельности М. де Б. его философия приняла открыто религ.-мистич. характер: идеи есть лишь проявление в нас бесконечного существа бога (см. Oeuvres in?dites de Maine de Biran, t. 3, P., 1859, p. 52). Взгляды М. де Б. оказали воздействие на последующее развитие реакц. филос. мысли во Франции (Жуфруа, Кузен) и в России (П. Е. Астафьев, Л. М. Лопатин и др.), а также на прагматизм и экзистенциализм. Соч.: Oeuvres philosophiques, v. 1–3, P., 1841; Science et psychologie. Nouvelles oeuvres in?dites, Lyon, t. 1–3, 1887; Oeuvres, t. 1–5, P., 1920; Oeuvres choisies. Avec une introd. par H Coutrier, P., 1942. Лит.: Кудрявцев H., Философия M. де Б. в начальной стадии ее развития, М., 1911; Введенский ?., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; История философии, т. 3, М., 1943; Lang ?., Maine de Biran und die neuere Phylosophie, K?ln, [1901 ]; Fessard Gr., La m?thode de r?flexion chez Maine de Biran, P., 1938; Hallie Ph., Maine de Biran. Reformer of empiricism. 1766–1824, Camb., 1959. Г. Зельманова. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Мен-де-биран

(Marie-Francois-Pierre Gonthier de Biran, dit Maine de Biran, 1766 - 1824 гг.) - после Декарта и Мальбранша единственный значительный метафизик во Франции; независимо от немецкой философии, почти вовсе ему неизвестной, выработал взгляды весьма близкие к учению Фихте о я и Шопенгауэра - о воле. Служа в королевской гвардии, он был ранен в октябрьские дни 1789 г. и удалился в свое имение, где пережил эпоху террора; был членом совета 500, при Наполеоне - подпрефектом в Бержераке, при Людовике XVIII - членом палаты депутатов и государственного совета. Перед смертью он сам составил себе эпитафию: "Мой мозг сделался для меня убежищем где я испытал удовольствия, заставившие меня забыть о моих привязанностях" (он рано потерял жену). При жизни Мэн-де-Бирана вышло только несколько его мемуаров; из них особенно замечательны: "Mйmoire sur l&influence de l&habitude" (1802 г.) и "Mйmoire sur la dйcomposition de la facultй de penser" (1805 г.). Собрание сочинений Мэн-де-Бирана издано Кузеном (Париж, 1841 г.), а затем не вошедшие в это издание "Oeuvres inйdites" были собраны Эрнестом Навилем (Париж, 1859 г.). Мэн-де-Биран был мыслитель одинокий, самоучка, не подчинялся никакой школе, не знал ни одного иностранного языка и мало читал; свои идеи он черпал из самонаблюдения и самоуглубления. Хотя обыкновенно, и не без основания, различают три периода в его философии, но этим не нарушается единство учения, развивавшегося последовательно из одной основной мысли. В первых своих сочинениях Мэн-де-Биран исходит из критики Кондильякова сенсуализма и примыкающей к нему "идеологии" (единственные системы, которые он основательно изучил) и тут уже высказывает свой положительный принцип. Его критика совершенно самостоятельна: против крайней формы эмпиризма он не прибегает к противоположным односторонностям философского рационализма и спиритуализма и не ищет своих оснований ни в старом учении о врожденных идеях, ни в новейшем - об априорных формах и понятиях. Единственный источник для познания философской истины есть опыт, и именно опыт внутренний, поскольку в нем даны явления душевной жизни в их собственной действительности, без отношения к их предполагаемым внешним предметам и причинам. Во внутреннем опыте мы находим явления, отличительный характер которых состоит именно в том, что они никаким образом не могут быть сведены к ощущениям так называемых внешних чувств, как этого требует сенсуализм. Таковы, в особенности, внимание, припоминание и акты воли. Внимание невозможно объяснять (как делал Кондильяк) силой и яркостью ощущения. Когда мы прислушиваемся или всматриваемся, наше душевное действие связано никак не с более сильными и яркими, а, как раз наоборот, с более слабыми и смутными или даже еще не существующими ощущениями; здесь внимание умственно предваряет самое возникновение действительных ощущений. Точно также припоминание не может быть сведено к восприятию более прочных или почему-нибудь лучше сохранившихся в мозгу следов прошедших ощущений, так как оно именно и отличается от пассивной памяти тем, что намеренно вызывает следы менее прочные и в данный момент потерянные. Наконец, акт воли состоит или в выборе между данными желаниями, или в подавлении их всех; ни в том, ни в другом случае он сам не может быть сведен к желанию (как ощущения приятного, по Кондильяку); он не может быть объяснен и как преобладающее желание, потому что его сила особенно проявляется в подавлении именно преобладающих желаний. Общий признак этих основных душевных явлений, несомненно данных в нашем внутреннем опыте, состоит в их активности; с впечатлениями, идущими извне (к субъекту), здесь соединяется усилие (effort), идущее изнутри (от самого субъекта). В этом усилии, идущем от него, и только от него, наше я познает самого себя, сохраняя в нем свое тожество при всем многообразии своих состояний. Я, как тожественный центр всех душевных явлений, представляет категорию единства, не как пустую априорную форму, а как реальный факт, данный в опыте; как усилие, производящее изнутри известные движения, я познает себя как настоящую причину, и, таким образом, здесь дана категория причинности, тоже как положительный факт. Такие идеи, всецело заключающиеся в непосредственных данных внутреннего опыта, не следует смешивать с отвлеченными общими понятиями, видовыми и родовыми, которые, по взгляду Мэн-де-Бирана, не представляют сами по себе никакой действительности, а происходят лишь из сравнения предметов по их внешним сходствам. В факте усилия уже заключается и факт сопротивления (resistance): это два соотносительные и неразделимые термины одной и той же действительности, и наше я, находя себя самого в своем усилии, тем самым находит неизбежно и свою границу или свое другое в чувстве сопротивления, без которого и усилие было бы невозможно. Наше я открывается во внутреннем опыте как усилие, испытывающее сопротивление. В усилии основа нашего собственного психического существа, в сопротивлении - основа существа физического. Вся наша телесность есть сложная система сопротивлений, испытанных и испытываемых нашим я. Так как усилие не бывает без сопротивления, то наше я немыслимо в качестве "чистого духа" школьной метафизики. Отожествляя усилие с волей, Мэн-де-Биран сводит всю душевную жизнь к волевому началу, не признавая самостоятельного значения за интеллектуальной стороной. В своем "Essai sur les fondements de la psychologie" Мэн-де-Биран различает четыре области нашей жизни: область бессознательных процессов, в которой наше я прямо и непосредственно не действует; область непроизвольных ощущений, в которых пассивный элемент преобладает над деятельностью я; область явлений, управляемых вниманием, где преобладание переходит к активному началу; область самосознания, где деятельное я внутренне отрешается от всякого внешнего содержания и обращается на самого себя, почему Мэн-де-Биран называет эту область systиme rйflйxif (три первые называются им systиme affectif, systиme sensitifn systиme perceptif ou d&attention). В своем последнем, необработанном и неоконченном сочинении ("Nouveaux essais d&anthropologie") Мэн-де-Биран эти четыре системы сводить к двум: жизнь животная (animale) и жизнь собственно человеческая и присоединяет к ним третью - жизнь духа. Наше я, как усилие или воля, преодолевая низшую природу, не находит и в себе самом окончательного удовлетворения и стремится к абсолютной реальности или к божеству, которое открывается в вере и в особых явлениях внутреннего опыта, засвидетельствованных избранными людьми всех времен. Впрочем признание Божества или "абсолютного субъекта" имеет в философии Мэн-де-Бирана и некоторое рассудочное основание: так как понятие причины совпадает с понятием я или воли, а фактически несомненно, что человеческое я не есть причина всего существующего, то необходимо принять как такой причину другое, универсальное я. Но, оставаясь верным общему характеру своего воззрения, Мэн-де-Биран и в отношении к "жизни духа" основывался главным образом на данных внутреннего религиозного опыта. Все недостатки в учении Мэн-де-Бирана коренятся в двух, связанных между собой ошибках: в отожествлении воли с усилием и в замене целого понятия причинности одной его частью - понятием причины действующей, непосредственно производящей или ближайшей. Воля, вообще, есть внутреннее действие в его целости, направленное к известной цели, что вовсе не совпадает с частичными усилиями, посредством которых эта цель достигается; воля по преимуществу, или в высшем своем выражении, есть именно та, которая достигает своей цели без всяких собственных усилий. Не говоря уже о воле Божьей, Мэн-де-Бирану, как легитимисту, следовало бы вспомнить, что и воля королей старого режима проявлялась без усилия с их стороны и не предполагала сопротивления. Признак, который может отсутствовать, не есть признак существенный, а отожествлять что-нибудь с его несущественным признаком противно логике. Это сведение воли к усилию и причины вообще к причине непосредственно действующей чрезвычайно сузило умственный кругозор Мэн-де-Бирана и сообщило его философии крайне односторонний характер. Тем не менее, ему принадлежит та заслуга, что он выдвинул против школы Кондильяка значение внутреннего опыта и активную сторону душевных явлений и настаивал на духовно-телесном характере человеческого существа, против одностороннего картезианского спиритуализма.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева