МЕМОРИАЛ

Найдено 1 определение
МЕМОРИАЛ
произведение архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, создаваемое в память о значительных событиях и лицах. Архитектурными формами мемориала могут быть памятник, монумент, пирамида, мавзолей, гробница, надгробие, усыпальница, триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна, обелиск или кенотаф. Первоначальные формы мемориалов были близки к природным образованиям и включались в естественный пейзаж, например, курганы и различные мегалиты (Стоунхендж в Южной Англии, Теула на Менорке в Испании). Культура больших камней выступает в роли символа земли, рождения и смерти, круговорота в природе, а позднее человеческого самосознания. Египетские пирамиды, воздействуя грандиозностью размеров и мощной массой, несли глубокий мистический смысл — идею реинкарнации, перевоплощения, фараонов в небесную сферу. Уже в античную эпоху складываются архитектурно-скульптурные комплексы мавзолеев, а в Средние века строятся многочисленные гробницы, мавзолеи и памятники, посвященные христианским, мусульманским, буддийским святым, пророкам и мученикам. В XVIII–XIX вв. начинают воздвигаться архитектурные монументы, часто связанные с естественным природным окружением или пейзажным парком и обычно увековечивающие павших героев. XX в. стал эпохой создания целых мемориальных ансамблей, основанных на принципах синтеза архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, литературных (эпитафии), световых и звуковых образов. Примером таких ансамблей в память о прошедших войнах и революциях являются Марсово поле в Петербурге, мемориальные комплексы в Бухенвальде, Треблинке и Хатыни и т. д. В мемориальных ансамблях зачастую используются «Вечный огонь» и колокольные звонницы, а также в них оформляются братские захоронения. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Мемориальная деятельность как инструмент «Мягкой власти»

Довгалюк И. Г.
В статье анализируется сущность мемориальной деятельности, которая понимается как творческая деятельность, направленную на увековечивание памяти об исторических лицах и событиях, которая базируется на символических образах и форми
Читать PDF
0.00 байт

Лицо другого у Э. Левинаса и А. А. Ухтомского (к 25-летию мемориального Дома-музея академика А. А. У

Беларев Александр Николаевич
В статье сопоставляются этические концепции русского физиолога и философа Алексея Алексеевича Ухтомского и французского философа Эмманюэля Левинаса. Этих мыслителей объединяет использование слова «лицо» в качестве понятия.
Читать PDF
0.00 байт

О крутизне «Мемориальных» поворотов в современной историографии

Архипова Любовь Михайловна
В статье актуализирован вопрос о духовных аспектах использования социокультурного феномена «историческая память» в гуманитарных исследованиях, представлен взгляд автора на проблему деидеологизации исторического знания.

Найдено книг по теме — 13

Похожие термины:

  • МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА

    знак, устанавливаемый на недвижимых научных, исторических, историко-культурных объектах (или внутри их) или памятных местах и фиксирующий их связь с историческими событиями или выдающимися деяте