МЕКСИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
МЕКСИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Расцвет древних цивилизаций народов Мексики относится у толтеков к 6–10 вв., у майя – к 10–15 вв., у ацтеков – к 14–16 вв. У этих народов уже в те времена формировались зачатки науч. знаний, были созданы довольно совершенные календари, система счисления, производились расчеты движения планет, предсказывались солнечные затмения. В доколониальный период в рамках мифологии уже складывались филос. представления и понятия. Так, в учении ацтеков о мире была выдвинута идея о четырех первоэлементах (огонь, вода, земля, ветер) и понятие борьбы как причины космич. изменений. Собственно филос. воззрения народов Мексики в колониальный период формировались под сильным влиянием идеологии европ. средневековья, прежде всего схоластики, преподавание к-рой сводилось к комментированию ср.-век. текстов Фомы Аквинского и Аристотеля или к повторению идей наиболее известных исп. схоластов Сото, Витории, Суареса и др. Автором первых оригинальных филос. работ Нового света "Dialectica Resolutio" (1554) и "Recognitio summularum" (1554), представляющих собой курс логики, написанной в духе традиц. схоластики, был Алонсо де ла Веракрус (1504–84). В 1557 он опубликовал работу "Phisica speculatio", в к-рой центр. место занимают проблемы познания. Нек-рой самостоятельностью в изложении филос. проблем отличаются и работы Антонио Рубио "Мексиканская логика" ("Logica Mexicana") (1605); Томаса Меркадо (1775), пропагандировавшего идеи Петра Испанского; Антонио Ариаса (1562–1603), комментатора работ исп. схоласта Франсиско де Толедо; Педро Ортигоса (1547–1626) и др. В конце 16 – нач. 17 вв. в Мексику проникают идеи европ. гуманизма, исходя из к-рых делаются попытки решения социальных проблем мекс. действительности. Так, первый епископ Мексики Хуан де Сумаррага (1475 или 1476–1515) следовал гуманистич, идеям Эразма Роттердамского ("Краткая доктрина..." – "Doctrina breve...". 1543). Преподаватель ун-та в Мехико Франсиско Сервантес де Саласар (1515–75) пропагандировал идеи исп. гуманиста Луиса Вивеса. Утопич. работы Томаса Мора нашли в Мексике горячего сторонника в лице епископа Васко де Кирога (1470–1654), пытавшегося организовать жизнь своей епархии согласно нек-рым принципам учения Т. Мора. Гуманисты решительно выступали против рабства, осуждали жестокость колонизаторов и утверждали, что индейцы такие же люди, как испанцы. В наиболее острой и критич. форме эти идеи изложены в книгах епископа Чиапаса Бартоломе де лас Касаса (1474–1566), одна из к-рых "Краткий отчет о разорении Индии" ("Breuissi ma relaci?n de la destruci?n de las Indias", 1552), получила всемирную известность. О деградации схоластики, занимающей все еще господствующее положение в 17 в., свидетельствует большинство работ этого периода: напр., труды Андреса де Валенсии (1578–1644), Педро Сели (1587–1617), Диего Вилья Рубии (1563–1622), Хосе Гавальды (1589–1638), Диего Басаланке (1577–1651) и др. К этому же времени относится деятельность писательницы и поэтессы монахини Хуаны Инес де ла Крус (Хуаны Рамирес) (1651–95), работы к-рой обнаруживают глубокую гуманистич. тенденцию. Филос. идеи изложены ею в поэме "Первый сон" ("Primero sue?o", 1692) и в "Ответе сестре, Филотеа де ла Крус" ("Respuesta a sor Filotea de la Cruz", 1691). Особенный интерес представляет "Первый сон", в к-ром говорится, что жизнь есть сон, а в состоянии сна все становится равным – и вещи, и тело, и душа. Во сне сохраняет свою действенность только разум, и жизнь сводится к деятельности разума, осн. функция к-рого – познание природы, а не "метафизических" сущностей. Одним из первых распространителей гуманистич. и науч. идей европ. возрождения в Мексике был Карлос де Сигуэнса-и-Гонгора (1645–1700), ученый и писатель, автор ряда работ, среди к-рых наибольший интерес для философии представляет его "Астрономическая и философская книга" ("Libra astronomica у philosophica", 1690). Сигуэнса-и-Гонгора отстаивает приоритет разума и экспериментального метода в решении науч. вопросов и высмеивает преклонение перед авторитетами. Во 2-й пол. 18 в. намечаются нек-рые перемены, связанные с тем, что молодая мекс. буржуазия стремится освободиться от опеки полуфеод. Испании. В этот период интересы нац. буржуазии совпадают с интересами широких нар. масс, начинающих все решительнее выражать свое недовольство колониальными порядками. В таких условиях гуманистич. и революц. идеи находят в стране благоприятную почву, особенно среди креольской интеллигенции, к-рая видит в новой философии могучее средство борьбы против идеологии колонизаторов. Развитие бурж. отношений дало значит. толчок прогрессу в естествознании. Получают широкое распространение идеи Ф. Бэкона, Декарта, Ньютона, Лейбница, Коперника, Гассенди, Спинозы и др. Влияние новых идей отразилось на творчестве нек-рых мекс. философов, напр. Хосе Рафаэля Кампой(1723–77), Диего Хосе Авата(1727–79), Франсиско Хавьера Алегре (1729–88), Франсиско Хавьера Клавихеро (1731–87), Андреса де Гевары (1748–1801), и выразилось прежде всего в признании ограниченности силлогистич. метода и необходимости дополнить его экспериментальным. Важной чертой их творчества является интерес к конкретным проблемам мекс. действительности, ее истории, культуре, природе. Идеи этих мыслителей представляют собой своеобразную форму перехода от традиц. схоластики к философии нового времени и прежде всего Декарта. Наиболее полно они изложены в работе Хуана Бенито Диаса де Гамарры (1745–83) "Элементы совр. философии" ("Elementa recentionis philosophiae", 1774). Гамарра защищал самостоятельность разума по отношению к вере, утверждая, что философия познает истину посредством разума и рассудка. С острой критикой схоластики, пропагандой новых прогрессивных идей и науч. знаний выступили во 2-й пол. 18 в. Хосе Антонио Альсате (1729–90), издававший "Литературную газету", и математик и астроном Хосе Игнасио Бартолаче (1739–90), в 1772–73 издававший журн. "Mercurio volante". В первые годы 19 в. обостряются противоречия между Испанией и ее амер. колониями и нац.-освободит. борьба принимает форму вооруж. нар. восстания. В Мексике оно началось в сент. 1810 и привело к провозглашению независимости (1813). В этот период в стране широко распространяются революц. материалистич. идеи франц. бурж. революции. Многие выдающиеся деятели нац.-освободит. борьбы: Мигель Идальго-и-Костилья (1753–1811), Хосе Мариа Морелос (1765–1815), Висенте Герреро (1782–1832), Гуадалупе Виктория (1785–1843) вдохновлялись идеями Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро. Эти идеи лежат в основе ряда важных документов революц. Мексики. Напр., в "Чувствах нации или 23-х положениях для мексиканской конституции" ("Sentimientos de la Naci?n...", 1813) Морелос ставит вопросы нац. независимости и демократич. преобразований. В обращении по случаю принятия Мексиканской конституции (1824) говорится о том, что идеологич. прогресс человечества опирается на открытые Ньютоном секреты природы и на общественные принципы, изложенные Руссо и Монтескье. В период борьбы за независимость, в связи с ростом нац. самосознания и революц. настроений народа, философия как академич. дисциплина теряет свое значение; действенность идей начинает проверяться в политич. борьбе. Газеты и политич. прокламации становятся средством пропаганды и распространения социальных доктрин. Важную роль в борьбе за глубокие социальные преобразования сыграла в 1-й четверти 19 в. газ. "El pensador Mexicano" ("Мексиканский мыслитель"), к-рой руководил писатель, прогрессивный публицист Хосе Хоакин Фернандес де Лисарди (1776– 1827). Опираясь на рационалистич. идеи, Лисарди выступил против реакции и явился одним из зачинателей мекс. либерализма. В 1-й пол. 19 в. в центре идеологич. борьбы Мексики продолжает оставаться борьба двух осн. течений: ср.-век. схоластики, на к-рую опирается реакция, и рационалистич., материалистич. идей, ставших методологич. основой социально-политич. доктрин нац. буржуазии, наиболее известными идеологами к-рой явились Хосе Мариа Луис Мора (1794–1850), Лоренсо де Савала (1788–1836), Мельчор Окампо (1814–61) и др. Наиболее видным представителем материалистич. философии этого периода был Игнасио Рамирес (1818–79), к-рого иногда называют мекс. Вольтером. Он доказывал, что все мировые явления есть результат развития вечной и неуничтожимой материи и отрицал существование бога. Ученик и соратник Рамиреса Игнасио Мануэль Альтамирано (1834–93) тоже остро критиковал схоластику и религ. мракобесие, выступал в защиту трудового народа и особенно индейского населения (сам Альтамирано был индейцем). Среди представителей схоластич. философии, выступавших в этот период против идей материализма и рационализма, наибольшую известность получил Клементе де Хесус Мунхия (1810–68), ставший в 1852 епископом. В книге "О мышлении и его проявлениях, рассмотренном в самом себе, в его связях и законах..." ("Del pensamiento y su enunciati?n, considerado en s? mismo, en sus relaciones y en sus leyes...", 1837–52) Мунхия пытается дать классификацию человеч. знания, исходя из католич. понимания души, и обосновать тезис о гармонии веры и разума. По Мунхия, существуют три различных степени познания. "С помощью органов чувств мы познаем материальные предметы, которые нас окружают, с помощью сознания мы познаем самих себя, с помощью разума познаем Бога, начало и центр абсолютных истин" (цит. по кн.: Valverde Tellez ?., Apuntaciones historicas sobre la filosof?a en M?xico, M?x., 1896, p. 262). Идейная борьба и филос. полемика этого периода нашли яркое отражение в периодич. печати. Либеральная прогрессивная печать, нападая на привилегии церкви и религ. обскурантизм, противопоставила филос. идеям схоластики ряд филос. концепций – материалистических, рационалистических, пантеистических и даже спиритуалистических. В католич. газетах все большее место также начинают занимать филос. темы. Значит. распространение в этот период получили переизданные в Мексике книги исп. католич. философа Хайме Бальмеса. Филос. мысль в Мексике после бурж. революции 1854 характеризуется проникно-вением идей позитивизма, связанным в значит. степени с развитием рационалистич. и антиклерикальной мысли. Так, Габино Барреда (1818–81) пытался интерпретировать историю Мексики в соответствии с учением Конта и его классификацией социальной эволюции. В своем развитии мекс. позитивизм претерпел явную эволюцию в сторону консерватизма и реакционности. Позитивизм явился той концепцией, к-рая наиболее соответствовала целям буржуазии, – идеологически укрепляла ее господствующее положение. Ученики Барреды основали в 1877 т.н. "Методофильскую ассоциацию" для разработки и распространения идей позитивизма. В конце 19 – нач. 20 вв. позитивизм оставался официально признанной в Мексике доктриной, в сфере его влияния находилось нар. образование, концепцию позитивизма разделяла большая часть интеллигенции. В этот период в Мексику начинают проникать идеи естественнонауч. материализма. И хотя представители этого направления по ряду вопросов были близки позитивизму Спенсера, в своих работах они пытались на основе материалистич. монизма Геккеля и эволюц. теории Дарвина осмыслить осн. научные открытия 19 в. Представители этого направления: Фортунато Эрнандес, автор книги "Материя, разум и жизнь" ("La materia, la inteligencia y la vida", 1901); Энрике О. Арагон, написавший книгу о материалистич. психологии ("Psicologia", 1902). Материалистич. идеи легли также в основу книги Альфонсо Л. Эррера "Начала биологии" ("Nociones de biolog?a", 1904) и ряда работ др. авторов, в к-рых отстаивалась мысль о многообразии мира как результата развития вечной и неуничтожимой материи. В противоположность агностицизму естественно-науч. материализм верил в силу познавательных способностей человеч. разума. Однако все эти естественнонауч. концепции в своей основе были метафизическими. Гл. противником позитивизма и материалистич. философии в Мексике во 2-й пол. 19 в. выступает католицизм и христ. философия. Наиболее показательна в этом отношении книга "Томизм и неотомизм" ("Tomismo y Neo-tomismo", 1903) доминиканца Гильермо Гарсиа (1872–1910) и серия статей Рафаэля Норьега "Схоластика и совр. мысль" ("La Escol?stica у el pensamiento moderno", опубл. в газ. "El Pais", 17 и 20 авг. 1903 г.). В конце 19 – нач. 20 вв. появляются первые серьезные исследования по истории филос. идей в Мексике. Напр., книга Агустина Риверы (1827–1919) "Философия в Новой Испании, или Диссертация об отсталости Новой Испании в области философских наук" ("La filosof?a en la Nueva Espa?a...". 1885), в к-рой критикуется схоластика. С критикой этой книги выступил католич. философ Агустин де ла Роса (1824–1907). Исследования истории философии продолжил Эметерио Вальверде Тельес ("Исторические записки о философии в Мексике" – "Apuntaciones hist?ricas sobre la filosof?a en Mejico", 1896, и "Мексиканская философская библиография" –"Bibliografia filos?fica M?xicana", 1907). Среди опубликованных в Мексике во 2-й пол. 19 в. филос. работ наиболее значительна работа инженера, изобретателя Хуана Непомусено Адорно (1807–80) "Гармония Вселенной" ("La Armonia del Universo", 1862), в к-рой он стремится доказать, что все существующее в мире – это различные формы проявления Провидения, ведущего мир к всеобщей гармонии. Исходя из этих предпосылок, он создает утопич. картину будущего человечества, где все люди будут равны и счастливы. Исчезнут несправедливость, пороки и болезни, и человек своим трудом достигнет полного господства над природой. В 1-й пол. 20 в. на смену исчерпавшему себя позитивизму приходят новые зап.-европ. и амер. филос. течения: интуитивизм, неокантианство, экзистенциализм. Снова усиливает свое влияние томизм. Наиболее известными мекс. философами-идеалистами 1-й пол. 20 в. являются Антонио Касо (1883–1946), Хосе Васконселос (1882–1959) и Рамос. Касо отстаивал идеи Бергсона и Бутру и в своей осн. работе "Существование как экономия, незаинтересованность и милосердие" ("La existencia, со mo econom?a, como desinter?s y como caridad", 1916, 2 изд., 1919) дополняет эти идеи рядом положений Маха и Дьюи. Васконселос, эклектически сочетая взгляды различных философов-идеалистов, под сильным влиянием католич. философии и религ. мистицизма создал учение, к-рое сам называет "эстетическим монизмом". Филос. идеи Рамоса близки идеям исп. философа X. Ортега-и-Гасета. После 2-й мировой войны в Мексике продолжают распространяться различные течения бурж. филос. мысли. Среди совр. философов-идеалистов наиболее известны неокантианцы Ларройо и Эктор Родригес; неосхоласты Освальдо Роблес, Хосе Санчес Вилья-сеньор, Агустин Басаве Фернандес дель Валье; ортегисты Романо Муньос, Гаос, Сеа, Эдмундо О´Горман, Хустино Фернандес и др. На позиции христ. экзистенциализма перешел неокантианец Адольфо Менендес Самара. Вопросами юридич. логики занимается Эдуардо Гарсиа Майнес, на к-рого оказали большое влияние идеи Н. Гартмана. Большое место в работах совр. мекс. философов занимают исследования по истории филос. мысли Мексики: "История философии в Мексике" ("Historia de la filosof?a en M?xico", 1943) Рамоса; "Позитивизм в Мексике" ("El positivismo en M?xico", 1943), "Апогей и упадок позитивизма в Мексике" ("Apogeo у decadencia del positivismo en M?xico", 1944) Сеа; "Философия Мексики наших дней" ("La filosof?a Mexicana de nuestros d?as", 1954) Гаоса; коллективный труд "Исследования по истории философии в Мексике" ("Estudios de historia de la filosof?a en M?xico", 1963) и мн. др. Значит. часть авторов, исследующих особенности развития филос. мысли в стране, поднимает вопрос о необходимости создания нац. философии, пытаясь доказать, что Мексика развивается самобытным путем. При этом, однако, они исходят из психологич. и культурных особенностей мекс. народа, игнорируя социальные условия и классовую борьбу в стране. В Мексике издается ряд филос. журналов, среди к-рых наиболее интересны "Filosof?a a Letras" ("Философия и словесность"), "Dianoia" ("Дианоиа"), печатающие статьи не только буржуазных, но и марксистских философов. В ряде университетов страны имеются филос. фак-ты. При Национальном автономном университете г. Мехико, кроме филос. фак-та, с 1955 работает "Семинар научных и философских проблем", регулярно публикующий доклады по наиболее актуальным проблемам философии и науки. В 1963 в Мексике состоялся 13-й Международный филос. конгресс, в к-ром принимала участие и сов. делегация. Марксистские идеи начали распространяться в Мексике в 70-е гг. 19 в., что было тесно связано с возникновением первых рабочих организаций. Пропагандистом марксистских идей явилась газета "El Socialista" ("Социалист"), 1871–88. Газета издавалась группой рабочих-печатников, впоследствии образовавших "Кружок мексиканских рабочих". Она воспроизводила документы 1-го Интернационала, освещала вопросы международного рабочего движения. Газета с восторгом приветствовала Парижскую Коммуну. Кроме нее, между 1870 и 1880 выходил ряд др. газет, отстаивающих интересы рабочего класса, напр. "La Comuna" ("Коммуна"), "La Internacional" ("Интернационал"), "El hijo del Trabajo" ("Сын труда"). Однако в этот период в рабочем движении Мексики преобладают анархистские и анархо-синдикалистские идеи. Наиболее влиятельным сторонником идей анархизма в Мексике в нач. 20 в. был Рикардо Флорес Магон (1873–1922). Созданный в 1912 рабочий центр – "Дом мирового рабочего", руководствовался в своей деятельности идеями анархизма. В 1919 была создана Мексиканская коммунистич. партия, объединившая марксистские кружки, действовавшие в разных провинциях. В первые десятилетия существования Коммунистич. партии теоретич. деятельность мекс. марксистов имела огранич. характер: осн. внимание они уделяли вопросам экономич. и политич. революц. борьбы. В период правления демократич. президента Кардонаса в стране создались более, благоприятные условия для распространения и пропаганды социалистич. идей. Большую роль в этом сыграл созданный в 1936 "Рабочий университет". После 2-й мировой войны в Мексике продолжает распространяться марксистская философия. Философы-марксисты читают свои курсы в ряде ун-тов, их работы печатаются в журналах и публикуются в виде монографий. Среди них известны Эли де Гортари – автор книги "Введение в диалектическую логику" (изд. на рус. яз.), А. Санчес Васкес, работающий в области эстетики и истории философии, Ломбардо Толедано, опубликовавший в 1963 очерк "Филос. течения в жизни Мексики" ("Las corrientes filos?ficas en la vida de M?xico"). Мексиканские марксисты осуществляют большую работу по переводу советской филос. литературы. В последние годы были, в частности, переведены: Категории марксистской диалектики, под ред. M. M. Розенталя и Г. М. Штракса, 1956; Ф. В. Константинов, Исторический материализм, 1954; Основы марксизма-ленинизма, под ред. О. В. Куусинена, 1959; Основы марксистской философии, под ред. Ф. В. Константинова и др.; История философии, т. 1–5, 1957–1961. В центре внимания мекс. марксистской мысли продолжают оставаться проблемы обществ. развития страны, революц. и нац.-освободит. борьбы пролетариата. Эти вопросы наиболее последовательно разрабатываются Мексиканской коммунистической партией и широко освещаются на страницах партийной печати. Лит.: Доколониальный период – Леон-Портилья М., Философия нагya, пер. с исп., М., 1961; Сasо ?., El pueblo del sol, M?x., 1953; M?diz ?oliо ?., Libro de Chilam Balam de Chuyamel, San Jos?, 1930; Sоustelle J., La pens?e cosmologique des anciens Mexicains, P., 1939. Колониальный период – Ricard R., La conquista espiritual de M?xico, M?x., 1947; Gallegos Rосafull J. M., El pensamiento Mexicano en los siglos XVI y XVII, [M?x. ], 1951; Rоbles O., Fil?sofos Mexicanos des sigio XVI, M?x., 1950; Navarro В., La introducci?n del a filosofia moderna en M?xico, M?x., 1948; Mayagoitia D., Ambiente filos?fico de la Nueva Espa?a, M?x., 1945; P?rez-Marchand M. L., Dos etapas ideol?gicos del siglo XVIII en M?xico, [M?x. ], 1945; Salas A. M., Tres cronistas de Indias, M?x., [1959 ]; Zavala S., Ideario de Vasco de Quiroga, M?x., 1941; Pic?n Salas M., De la conquista a la independencia, 3 ed., M?x., 1958. Период независимости – Arag?n ?., Essai sur l´histoire du positivisme au Mexique, P., 1898; Sierra J., Evoluci?n pol?tica del pueblo Mexicano, M?x., 1940; ?ea L., El positivismo en M?xico, [M?x., 1943 ], его же, Apogeo y decadencia del positivismo en M?xico, [M?x., 1944 ]; Gortari E. de, La ciencia en la reforma. M?, 1957; Reyes Heroles J., El liberalismo Mexicano, t. 1–3, M?x., 1957–61; Cue C?novas ?., La reforma l?beral en M?xico. M?x., 1960; Gonsalez Casanova P., Una utopia de America, [M?x. ], 1953; Valdes Jose C., El pensamiento politico de Benito Juarez, M?x., 1949; Hernandez Luna J., Dos ideas sobre la filosofia en la Nueva Espa?a, M?x., 1959. Современный период – Очерки новой и новейшей истории Мексики, М., 1960; История философии, т. 1, М., 1957, с. 621–24; т. 2, М., 1957, с. 551–69; т. 4, М., 1959, c. 411–13, 426–30; т. 5, М., 1961, с. 761–62, 767–71; Сasо ?., El problema de M?xico y la ideologia nacional, M?x., 1924; Larroyo F., La filosofia americana, M?x., 1958; его же, Historia comparada de la educaci?n en M?xico, 5 ed., M?x., 1959; Ramos S., El perfil del hombre y la cultura en M?xico, M?x., 1951; его же, Historia de la filosofia en M?xico, M?x., 1943; О ´Gorman E., Fundamentos de la historia de Am?nca, M?x., 1942; ?ea L., La filosofia como compromiso, y otros ensayos, [M?x., 1952 ]; его жe , America en la historia, M?x., 1958; Villegas ?., La filosofia de lo Mexicano, M?x. [1960 ]; Krauze de Коlteniuk R., La filosofia de Antonio Caso, M?x., 1961; Estudios de historia de la filosofia en M?xico, M?x., 1963. P. Бургете. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.