МЕЙНОНГ, АЛЕКСИУС

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕЙНОНГ, АЛЕКСИУС

австрийский философ (Лемберг, ныне Львов, 1853 — Грац, 1920). Профессор экспериментальной психологии в Граце (1889), последователь Брента-но и феноменологии Гуссерля, развивал философию объекта, противопоставляющую познанный объект процессу его познания (Gegenstandstheorie). Его сочинения: «О философской науке и ее пропедевтике» (1885), «О возможности и правдоподобии» (1915), «О теории объекта» (1904).

Источник: Философский словарь

МЕЙНОНГ, АЛЕКСИУС

17.7.1853, Львов - 27.11.1920, Грац), австр. философ-идеалист и психолог. Философия М.- разновидность неореализма. Исходя из идей Юма и своего учителя Брентано, М.; развил идеалистич. «теорию предметности», понимая под «предметом» не материальный объект, а данность объекта в переживании. Это положение М. было развито в теории интенциональности Гуссерля. М. разработал также общую теорию ценностей. Идеи М. оказали влияние на развитие неопозитивизма, в частности на ранние работы Рассела.

Источник: Советский философский словарь

МЕЙНОНГ, АЛЕКСИУС

род. 17 июля 1853, Лемберг - ум. 27 нояб. 1920, Грац) - австр. философ и психолог; профессор с 1882. Развивал теорию предметностей, т.е. учение о предметном, не учитывающее соответствующей формы существования этого предметного, но с особым вниманием рассматривающее его отношение к одному из четырех осн. качественно определенных классов. Соответственно этим классам переживаний - представления, мысли, чувства, желания Мейнонг различает четыре класса предметов - объекты, объективное, достойное (дигнитативное) и желаемое (дезидераты). К достойному относятся истинное, доброе и прекрасное, к желаемому - "предметы" долженствования и надобности цели, из чего Мейнонг делает важные выводы для теории ценностей. Осн. произв.: "Psychologisch-ethische Untersuchungen zur Werttheorie", 1894; "Ьber Annahmen", 1902; "Ьber die Stellung der Gegenstandstheorie щ System der Wissenschaften", 1907; "Gesamte Abhandlungen" (изданное его учениками, содержит библиографию), 2 Bde., 1913-1914; "Ьber Mцglichkeit und Wahrscheinlichkeit","1915.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МЕЙНОНГ Алексиус
(барон фон Хандшухсхайм) — философ; р. 17. 7. 1853 (Львов) — ум. 27. 11. 1920 (Грац); с 1882 — профессор в Граце, разработал предметную теорию, т. е. учение о предметном без учета его способа бытия, при этом особое внимание он уделял делению предметного в качественном отношении на четыре основных класса. В соответствии с четырьмя основными классами переживания (воображение, мышление, чувствование и вожделение) Мейнонг выделяет четыре класса предметов: объектные, объективные, дигнитативные и дезидеративные. К дигнитативным относятся: истинное, доброе и прекрасное; к дезидеративным — «предметы» долженствования и цели; опираясь на это учение, Мейнонг делает важные выводы для теории ценностей. Осн. соч.: Psychologisch-ethische Untersuchungen zur Werttheorie, 1894; Über Annahmen, 1902; Über die Stellung der Gegenstandstheorie im System der Wissenschaften, 1907; Gesammelte Abhandlungen, I—II, 1913—1914 (с библ.); Über Möglichkeit und Wahrscheinlichkeit, 1915; Selbstdarstellung // Die deutschen Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, 1,1923; Philosophenbriefe, 1965; Собр. соч.: Gesamtausgabe, 7 Bde., 1968—1978.
E. Matinak. M. als Mensch und Lehrer, 1925; J. N. Findlay. M.s Theory of Objects and Values. Oxford, 1933, 1963; K. Radakovic u. a. (Hgg.). M.-Gedenkschrift, 1952; D. J. MartiHuang. Die Gegenstandstheorie von А. M. als Ansatz zu einer ontologisch neutralen Logik, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МЕЙНОНГ, АЛЕКСИУС

1853-1920) - австр. философ и психолог, ученик Брентано. В 1878-82 преподавал философию в Венском ун-те, с 1882 - в ун-те Граца, где создал философскую школу и основал в 1886-87 первую лабораторию экспериментальной психологии в Австрии. По мнению М., двойственная природа человеческого познания, объединяющая психическую природу субъекта и предметность его восприятия, делает неотъемлемыми частями гносеологии психологию познания и теорию предметов (die Gegenstandstheorie). Именно разработка последней принесла М. наибольшую известность. Теория предметов - это учение о предмете как таковом, чистом предмете, не вводящее каких-либо ограничений на допустимые в сферу рассмотрения предметы. Один из главных его тезисов, выражающий интенциональный характер познания, - "все есть предмет". М. характеризует предмет косвенно, посредством указания на "схватывающие" некоторый предмет (овладевающие этим предметом) "переживания" (психические события), основными классами которых являются представление, суждение, чувствование и желание. Эти психические процессы не конституируют, не творят и не модифицируют предмет, на который они направлены, напротив, предмет всегда есть нечто логически более первичное по отношению к своему "схватыванию". Однако косвенный способ характеризации предметов неизбежен: психические события - непосредственная реальность человеческого познания, и исходной данностью для него служат явления психики. Тезис, что всегда существует некоторое психическое "переживание", ответственное за предъявление мышлению того или иного предмета, пронизывает всю философию М. Исходным пунктом его общей теории ценностей является "переживание значимости", "чувство бытия", предъявляющее свой специфический предмет. Своеобразной кульминацией теории предметов является учение М. о "внебытии чистого предмета", согласно которому "имеются" предметы, не имеющие бытия и тем не менее имеющие характеристики. Идея не приписывать (чистому) предмету никакого вида бытия - парадоксальна, но, по мнению М., вполне допустима, если иметь в виду, что высказывание "А не имеет бытия" может быть истинным. Хотя экстравагантность отдельных положений М. вызвала критику (напр., со стороны Рассела), именно эти идеи стали актуальными с развитием неклассических логик и современных онтологических исследований.
Gesamtauseabe. 8 Bde. Graz, 1968-1978.

Источник: Современная западная философия: словарь

МЕЙНОНГ, АЛЕКСИУС

(17 июля 1853 – 27 ноября 1920) – австр. философ-идеалист. С 1882 – проф. ун-та в Граце; в 1894 создал там же первую в Австрии экспериментально-психологич. лабораторию. Философия М. представляет разновидность неореализма. Исходя из философии своего учителя Ф. Брентано, М. развил идеалистич. "теорию предметов" (Gegenstandstheorie). Под "предметом" М. понимал не объективный, материальный объект, но акт данности объекта в переживании. При этом безразлично, какова природа этого объекта: есть ли это реальная вещь или идеальное отношение, напр. понятия сходства и различия. Объект становится предметом только в акте познавания. Это положение М. было потом развито в теории интенциональности Гуссерля. Предмет определяется только опосредствованно, исходя из переживаний, в к-рых он "понимается". Психическое есть, по М., медиум, посредством к-рого субъект соприкасается с царством "предметов". "Теория предметов" М. отличается от феноменологии Гуссерля тем, что она признает логич. примат за "предметами", а не за актами сознания или сознанием вообще. Тем не менее стирание грани между материальными и идеальными "предметами" характеризует систему M. как идеалистическую. В теории "ценностей" M. исходил из критики понятия экономич. ценности в бурж. политэкономии. Стремясь достичь "всеобщего" понятия ценности, М. пришел к крайне субъективистской концепции. М. считал ценности психологич. фактом удовлетворения чувства удовольствия. Теория субъективной, или личной, ценности лежит в основе психологической индивидуалистич. этики М. М. считал, что его теория соприкасается с неокантианством марбургской школы. Ряд идей М. подводил к основным понятиям логического позитивизма и оказал известное влияние на англ. философию нач. 20 в., в частности на ранние работы Б. Рассела, равно как и на дальнейшее развитие позитивизма в Австрии. Соч.: Psychologisch-ethische Untersuchungen zur Werttheorie, Graz, 1894; 2 Aufl. под назв.: Zur Grundlegung der allgemeinen Werttheorie, Graz, 1923; ?ber Annahmen, Lpz., 1902; 3 Aufl., Lpz., 1928; Untersuchungen zur Gegenstandstheorie und Psychologie, Lpz., 1904; ?ber die Erfahrungsgrundlagen unseres Wissens, Fr./M., 1906; ?ber die Stellung der Geeenstandstheorie im System der Wissenschaften, Lpz., 1907; ?ber M?glichkeit und Wahrscheinlichkeit, Lpz., 1915; ?ber emotionale Pr?sentation. W., 1917; Zum Erweise des allgemeinen Kausalgesetzes, W., 1918; [Selbstdarstellung ], в кн.: Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, 2 Aufl., Lpz., 1923. Лит.: [Liljeqvist E. ], Meinongs allm?nna V?rdeteori, G?teborg, 1904; Hiсks G. D., The philosophical researches of Meinong, "Mind", v. 31, new series, 1922, No 121; T?gen E., De personliga va`?rdena hos Meinong, Lund, 1935; Meinong Gedenkschrift, Graz, 1952. А. Мысливченко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Мейнонг, Алексиус

17 июля 1853, Лемберг — 27 ноября 1920, Грац) — австрийский психолог и философ. В 1875—78 обучался в Вене под руководством Брентано. С 1882 и до конца жизни — профессор университета в Граце. В 1894 основал первый в Австрии институт психологии.
Наибольшую известность приобрела теория предметности Мейнонга, впервые сформулированная в 1904 в статье «О теории предметов» и обсуждавшаяся затем во всех его основных сочинениях. Следуя К. Твардовскому, он проводил различие между тем, что «подразумевается» в интенции («содержание» интенционального опыта) и «объектом» интенции. Т. о. Мейнонг избегал проблем, связанных со смешением объекта, интендированного в акте, и любых ментальных феноменов. Хотя объекты, на которые направлено сознание, не являются мыслительными сущностями, они являются сущностями иного рода. Определить, что есть «предмет», невозможно, поскольку мы не можем указать ни на «род», ни на «характерные признаки» определяемого: «предмет» может быть обозначен только опосредованным образом — указанием на переживание, в котором он постигается. Как и Брентано, Мейнонг считает, что интенциональное отношение не зависит от существования объекта, равно как «объектом» может стать не только то, что существует. Теория предметности имеет дело не только с существующим, но и с не-сущим, а также возможным и невозможным («Пегас», «бесконечно большое число» и т. д.). Предметы сознания вообще находятся «по ту сторону бытия» (ausserseiend): бытие объектом сознания не содержит в себе никаких заключений относительно бытия или не-бытия предмета. Предметом, имеющим свои особенные качества, может считаться все, на что нацелено сознание. Поскольку Мейнонг определяет понятие предмета на основании постигающего его переживания, то его классификация предметностей строится на основе классификации элементарных переживаний: представлению, мышлению, чувству и желанию соответствуют объекты (объект оказывается частным случаем предмета), объективы (Objektive), дигнитативы (Dignitalive) идезиративы (Desiderative). Мейнонг различает предметности высшего порядка (дигнитативы и дезиративы) и предметности низшего порядка, лежащие в основе предметностей первого типа. В объекте мы имеем дело либо с «бытием» (напр., «А» есть), или с «так-бытием» (So-sein; «А» есть «В»), либо с «со-бытием» (если «А», то «В»). Объектив (или предмет суждения) есть то, что, по Мейнонгу, в философской традиции ошибочно называли «суждением». Кдигнитативам принадлежит триединство истинного, прекрасного и благого, к дезиративам — «долженствование» и «цель». Мейнонг разрабатывал также теорию т. н. гештальт-качеств, (Gestaltsqualitat), выдвинутую австрийским психологом Эренфельсом (1859—1932) (напр., восприятие квадрата или мелодии не как суммы элементов, а как некоего целого). Мейнонг разрабатывал также проблемы ценностей.
Соч.: Uber Gegenstandstheorie. Selbstdarstellung. Hamb., 1988; Gesamtausgabe, Bd. 1—8. Graz, 1968—78.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

МЕЙНОНГ, АЛЕКСИУС (1853-1920)

австрийский философ и психолог, ученик Брентано. Профессор (1882). Преподавал философию в Университетах Вены (1878-1882) и Граца (с 1882), где им была основана первая в Австрии лаборатория экспериментальной психологии (1886-1887). Основные сочинения: "Исследования Юма" (в двух томах, 1877- 1882), "По поводу предположений" (1902), "Исследования по теории предметов и психологии" (1904) и др. Разделяя тезис британского эмпиризма, усматривавшего в "отношениях" и "универсалиях" "продукты сознания", М. полагал, что теории отношений, истины, значения, суждения принадлежат к сфере психологии. М. разделил выводы своего ученика, польского философа К.Твардовского ("К учению о содержании и предмете представлений", 1894), вычленившего в структуре "психического феномена" три отдельных элемента: ментальный акт, содержание этого акта и его предмет. По мысли М., недопустимо считать содержание и предмет тождественными, ибо в этом случае то, что расположено перед сознанием (собственно предмет)
непонятным образом оказывается частью (содержанием) схватывания этого предмета. Физические же тела не могут являться компонентом ментального акта. Даже в случае размышления о несуществующем предмете (гном или квадратный корень, например) ментальный акт мышления действительно существует. Соответственно, с точки зрения М., все, что является частью содержания последнего, тоже должно существовать: русалка не может быть содержанием ментального акта, но может выступать его предметом. Одновременно, по модели М., в ментальном акте присутствует нечто такое - его содержание, что обусловлено его направленностью на данный (а не какой-то иной) предмет. "Содержание" у М. не есть ни подобие предмета, ни разновидность ощущения, оно суть качество ментального акта, позволяющее ему быть направленным на определенный предмет. Амбивалентность человеческого познания, включающая психическую природу субъекта и предметность его восприятия, делает, по мысли М., атрибутивной частью гносеологии психологию познания и теорию предметов. Последняя, согласно М., являет собой "совершенно новую философскую дисциплину" - учение о чистом предмете как о таковом - эмпирическое учение, не допускающее каких-либо ограничений на включение в свою сферу тех или иных предметов. По М., "все есть предмет". М. ориентировался на косвенное осмысление предмета, указывая на "схватывающие" его "переживания" (соответствующие психические события), основными классами которых выступают представление, суждение, чувствование и желание. Все они не способны конституировать либо модифицировать предмет: предмет всегда логически первичен по отношению к собственному "схватыванию". По версии М., всегда существует некоторое психическое "переживание", ответственное за презентацию мышлению того или иного предмета. М. выделил два типа предметов: 1) элементарные предметы, сенсорные данные (цвета, звуки и т.п.); 2) предметы более высокого порядка, к которым им причисляются формы или структуры. Простые предметы конституируются на основе функционирования периферийных органов чувств, предметы же высшего порядка - результат продуцирующей активности субъекта. Так, "желтый лист", по М., есть предмет существующий. Есть предметы "реальные", но "несуществующие": различие между "желтым" и "красным" реально, но оно "не существует" в том смысле, в каком существуют красная книга и красный лист. "Реальные несуществующие" (например, "число три") М. именует "логически существующими". Есть и иные варианты - "круглый квадрат" нельзя полагать ни существующим, ни логически существующим, его место "вне бытия".
Согласно схеме M., правомерно говорить о "внебытии чистого предмета", т.е. о том, что "имеются" предметы, не имеющие бытия, но имеющие определенные характеристики. "Необоснованная благожелательность по отношению к действительности", предполагающая действительность всех предметов, по мысли М, не оправдана: по его мысли, имеются виды бытия, принципиально отличные от конкретных единичных сущностей. М. разграничивает предметы-"объективы" (objectives) и "предметы" ("объективное"), могущие существовать либо не существовать (алмазная гора, например), но о которых бессмысленно говорить являются ли они "фактами" или "событиями". И, наоборот, об "объективах" (существовании алмазных гор) недопустимо осмысленно утверждать, что они существуют, но в качестве предметов высшего порядка они "существуют логически", при этом они либо есть факт, либо не есть факт. По мысли М., мы можем "предполагать" "объектив", мыслить его существующим, но не утверждать и не отрицать его (что обязательно для суждения). Твердо настаивая на объективности (т.е. на том, что они не являются характеристикой утверждающего или созерцающего сознания) фактов, модальных различий, отношений, вещей и чисел, М. был вынужден постулировать реальное существование во Вселенной совершенно фантастических и - мягко выражаясь - странных ее ингредиентов. Дополняя "объективы" и "объективное" такими классами предметов как "достойное" (истинное, доброе и прекрасное) и "желаемое" ("предметы" долженствования и надобности цели), М. сформулировал ряд перспективных подходов к теории ценностей. Парадоксальные выводы онтологии М., базирующиеся на допущении истинности высказывания "А не имеет бытия", приобрели позднее широкую популярность в контексте эволюции неклассических логик. В 1968-1978 в Граце было издано 8-томное собрание сочинений М.

Источник: История Философии: Энциклопедия