род. 30 окт. 1862, Зальцведель - ум. 6 февр. 1954, Берлин) - нем. историк; с 1901 по 1928 - профессор в Берлине. Особую известность принес ему труд "Die Entstehung des Historismus" (1936), в котором он защищает историзм от упрека в том, будто он является отступлением в прошлое перед лицом современности. Подлинный историзм равнозначен историческому сознанию и представляет собой "не что иное, как применение к исторической жизни жизненных принципов, выработанных в процессе великого движения в Германии от Лейбница до Гете". Мейнекке написал также: "Persцnlichkeit und geschichtliche Welt", 1918; "Die deutsche Katastrophe", 1949; "Aphorismen und Skizzen zur Geschichte", 1951; "StraЯburg - Freiburg - Berlin", 1949 (автобиография); Werke, 6 Bde., 1957.
МЕЙНЕКЕ Фридрих
МЕЙНЕКЕ (Meinecke) Фридрих
Источник: Философский энциклопедический словарь
МЕЙНЕКЕ Фридрих
историк и философ; p. 30. 10. 1862 (Зальцведель) — ум. 6. 2. 1954 (Берлин); с 1901 по 1928 — профессор в Берлине; особую известность принес ему его труд «Die Entstehung des Historismus» (1936), в котором он защищает историзм от упрека в том, будто историзм является отступлением в прошлое перед лицом современности. Подлинный историзм равнозначен историческому сознанию и представляет собой «не что иное, как применение к исторической жизни жизненных принципов, выработанных в процессе великого движения в Германии от Лейбница до Гёте». Осн. соч.: Weltbürgertum und Nationalstaat, 1917; Persönlichkeit und geschichtliche Welt, 1918; Die Entstehung des Historismus, 2 Bde., 1936; Erlebtes, 1862—1901, 1941; Die deutsche Katastrophe, 1946; Straßburg, Freiburg, Berlin, 1949; Aphorismen und Skizzen zur Geschichte, 1951; Собр. соч.: Werke 9 Bde., 1957—1979.
Das Hauptproblem in der Gesch., Festgabe zum 90. Geburtstag von F. M., in: HZ, 174(1952); W. Bussmann. F. M., 1963.
Das Hauptproblem in der Gesch., Festgabe zum 90. Geburtstag von F. M., in: HZ, 174(1952); W. Bussmann. F. M., 1963.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
МЕЙНЕКЕ Фридрих
30 октября 1892, Зальцведель/Альтмаркт — 6 февраля 1954, Берлин) — немецкий историк и философ. Детство и юность прошли под влиянием прусских и протестантских традиций. С 1882 изучал германистику, историю и философию в Бонне и Берлине; среди его учителей былиДройзен иДилыпей. С 1887 — сотрудник Государственного архива Пруссии. С 1901 — ординарный профессор в Страсбурге, в 1905—14 — во Фрайбурге. В 1914 приглашен в Берлин, в том же году стал членом Академии наук. Изначально консервативно-монархическая и националистическая позиция Мейнеке впоследствии приобрела либеральные очертания, в 1915 выступает за мир, во время войны и после нее публикации Мейнеке были направлены против большевизма и угрозы Веймарской республике со стороны левых и правых радикалов. Последовательно выступал против национал-социализма, однако в движение активного сопротивления вовлечен не был. После окончания Второй мировой войны стал первым ректором основанного тогда Свободного университета Берлина.
Работы Мейнеке посвящены двум темам: судьбе немецкой нации в 18—20 вв. и проблеме смысла истории. Его основные труды — «Становление историзма» («Entstehung des Historismus», 1936), сборник статей «Об историческом смысле и смысле истории» (1939) — находятся под влиянием философии жизни Дильтея, неокантианских концепций Виндельбанда и Риккерта (разделение наук на номотетические и идеографические и др.), а также философских идей Гете. Важнейшими элементами историзма он считал «идею индивидуальности» и «идею развития»; отправляясь от «каузального» («внешнего», «механического») объяснения, следует достигать «внутреннего», «живого» понимания, включающего фантазию, интуицию, ощущение, сочувствие, любовь. Говоря о «примате духовной истории», Мейнеке причислял к ней не только философию и поэзию, но и (опираясь на Ранке) — политическую историю. Рассматривал «государство» и «народ» в качестве индивидуальностей особого типа.
Соч.: Weltburgertum und Nationalstaat, 1908; Werke, 9 Bde, 1957-1979. Лит.: Bussmann W. Friedrich Meinecke, 1963; Hafer W. Geschichtsschreibung und Weltanschaung, Gedanken zu Werke F. Meineckes, 1950.
И. А. Михайлов
Работы Мейнеке посвящены двум темам: судьбе немецкой нации в 18—20 вв. и проблеме смысла истории. Его основные труды — «Становление историзма» («Entstehung des Historismus», 1936), сборник статей «Об историческом смысле и смысле истории» (1939) — находятся под влиянием философии жизни Дильтея, неокантианских концепций Виндельбанда и Риккерта (разделение наук на номотетические и идеографические и др.), а также философских идей Гете. Важнейшими элементами историзма он считал «идею индивидуальности» и «идею развития»; отправляясь от «каузального» («внешнего», «механического») объяснения, следует достигать «внутреннего», «живого» понимания, включающего фантазию, интуицию, ощущение, сочувствие, любовь. Говоря о «примате духовной истории», Мейнеке причислял к ней не только философию и поэзию, но и (опираясь на Ранке) — политическую историю. Рассматривал «государство» и «народ» в качестве индивидуальностей особого типа.
Соч.: Weltburgertum und Nationalstaat, 1908; Werke, 9 Bde, 1957-1979. Лит.: Bussmann W. Friedrich Meinecke, 1963; Hafer W. Geschichtsschreibung und Weltanschaung, Gedanken zu Werke F. Meineckes, 1950.
И. А. Михайлов
Источник: Новая философская энциклопедия