Механистическая картина мира

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Механистическая картина мира
представление о мире как о гигантском механизме, законы функционирования которого адекватно описываются законами классической механики. Такая картина мира сформировалась в рамках классической науки и являлась господствующей с начала 17 века до второй половины 19 века (см. Механицизм).

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Механистическая картина мира
картина мира, занимавшая господствующее положение в умах и настроениях в 16-18 вв., что было обусловлено особым положением механики как науки. Ее разделяли многие философы и естествоиспытатели: Ньютон, Лаплас, Гоббс, Декарт и др. В основе механистического мировоззрения - представление о мире как гигантском, механизме, законы функционирования которого адекватно описываются законами механики.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
(mechanistisch) называют картину мира, изображающую Вселенную в виде мировой машины. Кант был сторонником механистического мышления лишь в сугубо методическом плане: не положив в основу механизма природы в качестве гипотезы исследования, нельзя получить никакого настоящего познания природы, даже вообще никакой строго точной науки («Критика способности суждения»); см. Машинная теория жизни.
Е. Wasmuth. Kritik des mechanisierten Weltbildes, 1929; E. J. Dijksterhuis. De mechanisering van het Werelbeeld. Amsterdam, 1950, dt. 1956; A. Deborin, N. Bucharin. Kontroversen Über dialekt, und m.en Materialismus, 1969.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Механистическая картина мира
представления о мире, согласно которым все явления вызываются причинами, родственными механическому взаимодействию, и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики. Механистическая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, когда естественные науки освободились от теологической опеки и, применяя научные методы (экспериментальные и математические), стали самостоятельно исследовать мир природы, используя собственную естественнонаучную терминологию. В основе новой научной картины мира, пришедшей на смену теологической (господствовавшей в период средневековья), лежали представления о материальной однородности мира и всеобщности причинно-следственных связей. Достижения техники и особое положение механики как науки, ранее других получившей законченную систематическую разработку и широкое практическое применение, позволили естествоиспытателям и философам сделать предположение, что законы механики являются всеобщими законами, включая человеческую природу. Х.Вольф полагал, что познание истины возможно, «потому что мир есть машина». Наука 17–18 вв., опираясь на данные представления, отказывается от поиска конечных причин миро- здания (от метафизики как таковой), и сосредотачивает внимание на поиске ближайших причин, фиксируемых опытом, открытых наблюдению и эксперименту. Несмотря на то, что наука для объяснения функционирования Вселенной в идее Бога практически не нуждалась, тем не менее механистическая картина мира не только не исключала, а предполагала Бога как гаранта разумности миропорядка, неизменности физических законов и их познаваемости рациональным путем. Бог в трактовке сторонников данной картины мира либо отождествлялся с природой, был всецело погружен в нее (пантеизм), либо изгонялся из природы, как у деистов, которые, развивая идею божественного первотолчка, полагали, что роль Бога на этом заканчивается, а дальше действуют исключительно механические законы. Данная картина мира легла в основу господствовавшего в философском мышлении 17–18 вв. направления, получившего название механицизм.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
(МКМ) – это физическая картина мира классической науки, соответствующая тому пониманию природы, которая сложилась в ХVIII веке на основе классической механики И. Ньютона. Физическая картина мира это одна из частно-научных картин мира, наряду с биологической, социальной, гуманитарной, технической и др. Исторически становление МКМ связывается с именами Г. Галилея, И. Кеплера и П. Лапласа, в научных трудах последнего МКМ получила математическое и методологическое оформление. Основанием МКМ стал принцип детерминизма, осознанный и четко сформулированный П. Лапласом, поэтому иногда его и называют лапласовским детерминизмом. В соответствии с этим принципом вся Вселенная представлялась в виде набора объектов (своего рода механизмов), жестко связанных между собой законами механики, причем таким образом, что поведение этих объектов абсолютно точно определялось (детерминировалось), как в прошлом, так и в будущем заданием неких начальных условий. Взаимодействие между объектами, обусловленное гравитационным притяжением, происходило мгновенно и одновременно на всем пространстве Вселенной, а любой объект можно было абсолютно точно определить (=локализовать), используя классическую геометрию Евклида.
Успехи механики были настолько впечатляющими, что многим ученым ХVIII и ХIХ веков казалось, что создана идеальная модель природы, в которой можно объяснить абсолютно все на основе понятий, связанных с движением, в т. ч. таких фундаментальных понятий, как материя (которая представлялась набором твердых тел, состоящих из неделимых атомов), пространство (как вечная и неограниченная пустота, в которой движутся в соответствии с законами инерциальной механики материальные тела), время (как неизменная и независимая ни от чего онтологическая причина изменений). Основным научным методом МКМ являлся редукционизм, в соответствии с которым любые свойства целого полностью определялись свойствами его частей.
В рамках МКМ был впервые сформулирован идеал научного знания. Таким идеалом стало создание единой картины мира, как всеобъемлющей теории, в которой все явления получают свое однозначное объяснение на основании анализа эмпирических данных методом индукции и выведения на основе этих данных физических законов с использованием дифференциального и интегрального исчисления. Методологическое обоснование такого подхода дали Ф. Бэкон, которого называют одним из создателей индуктивной логики и эмпирического подхода в целом, и Р. Декарт, сформулировавший т. н. аналитический метод познания, отвечающий принципам рационализма. Фундаментальным свойством, отличающим МКМ, является восприятие наблюдателя (исследователя), как субъекта, не оказывающего влияния на наблюдаемый объект. На подобной трактовке сложилось и соответствующее МКМ понимание объективного, как материально присутствующего, онтологически независящего от исследователя объекта с раз и навсегда заданными природой свойствами. В определенном смысле подобное понимание явилось неким эталоном объективности и впоследствии стало общим принципом научного подхода не только в физической картине мира, но и в общенаучной картине мира. Успешность физических теорий МКМ в описании природы, а также революционная новизна эмпирического подхода, позволили МКМ достаточно долго доминировать в качестве исчерпывающего мировоззрения, объясняющего не только природу физических явлений, но и человека и социальных отношений.
К концу ХIХ века, а фактически даже раньше, с появлением исследовательских программ по электромагнетизму М. Фарадея и Дж. Максвелла, МКМ утратила свой статус единственной основы миропонимания. Это связано было, прежде всего, с накоплением новых эмпирических данных, которые не получали удовлетворительного объяснения в рамках физических теорий МКМ. Введение М. Планком понятия кванта энергии и создание А. Эйнштейном общей и специальной теории относительности (ОТО и СТО) в начале XX века знаменуют собой новый этап развития науки, получивший название неклассической науки. Соответственно этому изменению претерпела кардинальные изменения и физическая картина мира. Ядром новой картины мира стали квантовая механика и теория относительности. Несмотря на то, что МКМ в физико-теоретическом контексте современной науки не является более определяющей научное познание концепцией, она остается одной из моделей и особым подходом к пониманию природы и взаимоотношений с ней. Это позволяет говорить о МКМ как о таком мировосприятии и мировоззрении, которое в значительно большей степени (чем последующие физические картины мира) обусловлено наглядным и доступным повседневным человеческим опытом. И. В. Самойлов

Источник: История философии науки и техники.