МЕХАНИЦИЗМ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕХАНИЦИЗМ
мировоззрение, объясняющее развитие природы в общества законами механической формы движения материи.

Источник: Тематический философский словарь

МЕХАНИЦИЗМ
мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды материального движения.

Источник: Тематический философский словарь

МЕХАНИЦИЗМ
учение (система взглядов), согл. к-рому любые качественно разнообразные формы движения материи можно свести к мех. движению и любые сложные закономерности объяснить на основе з-нов механики. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Механицизм
односторонний метод познания и миропонимания, основывающийся на представлении о том, что все многообразные формы движения материи могут быть сведены к закономерностям одной механической формы движения. (См. Движение).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

механицизм
сведение всех природных взаимосвязей к простым механическим взаимодействиям, отрицание существования в природе законов и принципов, не сводимых к законам и принципам классической механики ньютона. См. Деизм, детерминизм.

Источник: Краткий философский глоссарий

Механицизм
методологический подход Нового времени, объясняющий все процессы объективной действительности в духе материализма на основе законов классической (ньютоновской) механики, т.е. сводя все многообразие форм движения материи к механическому движению.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Механицизм
см. Механика) — мировоззренческий взгляд на мир, выдвинутый в Новое время и объясняющий все явления его явления, в том числе живой природы и общества (см. Материализм, Материя), на основе понятий и методов классической механики. Характеризуется строгим (лапласовским, причинно-следственным) детерминизмом и противостоит телеологии.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Механицизм
односторонний мировоззренческий и философский принцип, выдвинутый в XVII–XVIII вв., объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма – абсолютизация законов механики, приводящая к механистической картине мира. В широком смысле механицизм понимают как сведение сложной, качественно своеобразной формы движения к более простой (например, социальной к биологической).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

МЕХАНИЦИЗМ
принцип подхода к действительности, согласно которому высшие и сложные формы движения и развития сводятся к более простым, а в итоге, к механическому движению. Для механицизма характерно перенесение понятий механики, ее законов в область биологии, истории, социологии, философии. В XVI-XVII вв. механика получила мощное развитие, лидировала среди наук. Это определило ее господствующее положение в мировоззрении, и тогда механицизм стал ведущим мышлением в философии того времени, особенно в материалистических направлениях.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

МЕХАНИЦИЗМ
философская концепция науки, согласно которой: а) фундаментальные законы природы суть однозначные причинно-следственные зависимости; б) фундаментальные законы природы описываются в механике как части физики; в) законы всех областей естествознания (физики, химии, биологии, наук о человеке) в принципе сводимы к сложной комбинации законов механики; г) механика является парадигмой, образцом построения научных теорий для всех остальных областей естествознания) механика — необходимая основа, фундамент научной и философской картин мира. Имела широкое распространение среди ученых классического и неклассического естествознания. В настоящее время в ходе построения постнеклассической науки и утверждения в научном сообществе все большей приверженности идеалам последней, гносеологический авторитет механицизма резко снизился. (См. парадигма, историческая форма науки.

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

МЕХАНИЦИЗМ
способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов, их устройства исходя из механистических закономерностей классической научной картины мира. Познать какое-либо явление означало построить его механическую модель. Живой организм — особое «устройство», состоящее из разнообразных рычагов (кости), соединённых чувствительными канатиками (нервы). Все вещи реально обладают только механическими свойствами, все же остальные их качества (например, запах) представляют собой лишь наши субъективные ощущения. Мир в целом понимался как особый механизм, наподобие часов, которые завел Бог. М. сыграл в целом положительную роль в познании многих явлений, но игнорировал специфику социальноисторической реальности. В неявной форме М. сохраняется в мышлении людей, особенно профессионально связанных с техникой, которые считают, что существуют системы уравнений, опирающиеся на законы строгих наук, которые позволяют всё рассчитать и дают однозначный (одинаковый) результат при одних исходных данных.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

МЕХАНИЦИЗМ
от греч. mechane, machine — орудие, машина) — теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения; теория универсального объяснения посредством действующей причины, противопоставляемой конечной причине, или цели; доктрина, гласящая, что природа, подобно машине, является таким целым, функционирование которого автоматически обеспечивается его частями. В космологии М. впервые был провозглашен Левкиппом и Демокритом, заявлявшими, что природа объяснима с помощью атомов, находящихся в движении, и пустоты. М. поддерживался Г. Галилеем и др. учеными 17 в. Согласно Р. Декарту, сущность материи состоит в протяженности, и все физические явления объяснимы через законы механики. М. в биологии представляет собой утверждение, что любые организмы могут быть полностью объяснены на основе механических принципов; противоположностью М. здесь является витализм.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

МЕХАНИЦИЗМ
повсеместное применение машин. Механицизм, заменивший ручной труд машинным, вызвавший разделение труда и стандартизацию всего, вплоть до жестов рабочего, значительно повысил производительность труда. Но все это ставит прежде всего социальную и педагогическую проблему: проблему постоянной переквалификации рабочих для новых обязанностей и новых машин, что необходимо при каждом новом витке технического прогресса. Проблема может быть решена только при условии надлежащего и достаточно общего образования, ведь только такое образование может позволить постоянно «переквалифицироваться». Кроме того, механицизм ставит психологическую проблему адаптации к заводской среде, рассмотренную Фридманом в его работах «Куда ведет человеческий труд?» и «Человеческие проблемы индустриального механицизма». Анонимный и нередко подавляющий характер механического труда, шумовой фон, скорость выполнения операций образуют вокруг человека универсум, выйти из которого можно только с помощью досуга, который становится насущно необходимым: так, развитие механицизма делает сегодня досуг (спорт, театр, кино, телевидение и Т.д.) все более и более необходимым и коренным образом меняет психологическое равновесие современного человека, которое сегодня восстанавливается не столько трудом, сколько вне работы, в свободное время. См. Автоматизация, Досуг, Разделение труда.
 

Источник: Философский словарь

МЕХАНИЦИЗМ
мировоззренческо-методологическая позиция, трактующая механическое движение в качестве единственного объективного основания бытия. В познании механицизм предстает как методологический редукционизм, объясняющий многообразие форм движения механическими законами. Механицизм абсолютизирует механические закономерности, рассматривая их вкачестве смыслообразующего принципа бытия и мышления. Возникнув в атомистических учениях античности, наибольшего развития механицизм достигает в Западной Европе нового времени, опираясь на успехи механики (Галилей, Ньютон, Лаплас). Механицизм в качестве механической системы, «машины» рассматривает мир (Вольф), общество (Гоббс), человека (Ламетри), мышление (Декарт, Бюхнер, Фогт, Мопешот, Дюринг). Механицизм отрицает качествейное своеобразие жизни, истории, познания, внутреннею мира человека. Он является отражением исторической ограниченности конкретно-научного знания и философии. В истории философии механицизм в наибольшей мере проявился в метафизическом материализме, представлявшем механику в качестве единственно-научного метода и идеала познания, что становится основнсй) причиной непоследовательности и кризиса метафизического материализма в эпоху научных революций. Рассматривая механические законы как особую «силу», организующую пассивную материю, материализм переходит на позиции деизма. Критика механицизма осуществлялась в пантеизме, трансформизме, диалектическом идеализме й диалектическом материализме.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Механицизм
материалистическое направление в философии и естествознании 17–18 вв., основанное на идее всеобщности механистического взаимодействия, на представ- лении, что все материальные образования, включая человека, можно рассматривать как сложные механизмы, которые состоят из простых составных частей, элементарных причинно-следственных связей и вполне доступны познанию как механические закономерности. Для механицизма характерно отрицание качественной специфики более сложных материальных образований. Так, например, Гольбах, утверждая вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многобразие реального мира, полагал, что то, что в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание. В механистическом мировоззрении человек играет роль колесика в мировом «приводе». Он в сущности своей безответственен и аморален. Ламетри утверждал: «Наша душа – все получает из чувств и восприятий, и вне вещества, подчиненного механическим законам, ничего нет в природе». Гельвеций развивает эту мысль следующим образом: «Человек – это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями, должна совершить все, что она совершает». Соответственно проповедь морали ничего не дает, поскольку мотивом всей деятельности человека является себялюбие. Недаром именно на базе этого мировоззрения расцветает философия небезызвестного маркиза де Сада, а в культуре и искусстве развиваются натуралистические тенденции.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

МЕХАНИЦИЗМ
метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своем конкретном применении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма. Для него характерны отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей. Выдвигая на первый план механические формы движения, механицизм переносит понятия механики в область физики, химии и биологии и в духе механики трактует такие философские категории, как причинность, взаимосвязь и др.
В 16—18 вв. механицизм приобрел значение господствующего направления, что было обусловлено особым положением в этот период механики как науки, ранее других получившей законченную систематическую разработку и широкое практическое применение. Механицизм нашел распространение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов-материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах). Декарт, выделяя «душу» в качестве отличия человека от остального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые др. организмы к искусным механическим автоматам. Вольф полагал, что познание истины возможно «потому, что мир есть машина». Типичными представителями механицизма в 19 в. были Бюхнер, К. фохт, Я. Молешотт, Е. Дюринг.
Механицизм как философская позиция обусловил мировоззренческий кризис в 19 в. в ряде отраслей естествознания и связанных с ними областях философии: новые открытия, радикально преобразовавшие естественно-научное познание и углубившие его основы, требовали отказа от редукционизма. Б. А. Старостин

Источник: Новая философская энциклопедия

Механицизм
мировоззренческо-методологическая позиция, трактующая механическое движение в качестве единственного объективного основания бытия. В познании М. предстает как методологический редукционизм, объясняющий многообразие форм движения механическими законами. М. абсолютизирует механические закономерности, рассматривая их в качестве смыслообразующего принципа бытия и мышления. Возникнув в атомистических учениях античности, наибольшего развития М. достигает в Западной Европе Нового времени, опираясь на успехи механики (Г. Галилей, И. Ньютон, П. Лаплас). М. в качестве механической системы, «машины» рассматривает мир (X. Вольф), общество (Т. Гоббс), человека (Ж. Ламетри), мышление (Р. Декарт, Г. Бюхнер, Я. Молешотт, Е. Дюринг). М. отрицает качественное своеобразие жизни, истории, познания, внутреннего мира человека. М. — отражение исторической ограниченности конкретно-научного знания и философии. В истории философии М. в наибольшей мере проявился в метафизическом материализме, представлявшем механику в качестве единственно научного метода и идеала познания, что становится основной причиной непоследовательности и кризиса метафизического материализма в эпоху научных революций. Рассматривая механические законы как бсобую «силу», организующую пассивную материю, материализм переходит на позиции деизма. Критика М. осуществлялась в пантеизме, трансформизме, диалектическом идеализме. Догматизм механистической философии является теоретическим обоснованием тоталитаризма и деспотизма, наиболее реакционных методов в политическом управлении и воспитании. С развитием науки и социальной практики сфера действия М. существенно ограничивается, однако принципиальное преодоление М. и агностицизма стало возможным в материалистической диалектике.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

МЕХАНИЦИЗМ
мировоззрение, объясняющее развитие природы и об-ва законами механической формы движения материи, к-рые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение М. было связано с достижениями классической механики 17—18 вв. (Галилей, Ньютон и др.). Классическая механика выработала специфические представления о материи, движении, пространстве и времени, причинности (т. наз. лапласовский детерминизм) и т. п. Эти воззрения, как и в целом М., несмотря на их ограниченность, обусловленную уровнем естествознания 17— 18 вв., сыграли положительную роль в развитии науки и философии. Они давали естественнонаучное понимание мн. явлений природы, освободив их от мифологических и религиозно-схоластических толкований. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно к-рой вся вселенная (от атомов до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение к-рых подчиняется законам классической механики. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления (Метафизика). Однако последующий прогресс науки выявил ограниченность М., поскольку из того факта, что система может описываться законами классической механики, не следует, что каждый ее элемент или немеханические объекты подчиняются действию этих законов. Попытки объяснить с т. зр. механики электромагнитные химические, биологические и тем более социальные явления неизбежно оказывались безуспешными. Достижения естествознания 19—20 вв. разрушили механистическую картину мира и настоятельно требовали нового, диалектико-материалистического объяснения природных и общественных процессов. В этих условиях возврат к М. в любой его форме становится препятствием на пути прогрессивного развития научных знаний. Термином “М.” в широком смысле слова обозначают также абстрактное отождествление высшей формы движения материи с низшей (напр., социальной — с биологической, биологической — с физической или химической и т. п.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

МЕХАНИЦИЗМ
способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов, исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких формах. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. Зарождение этой формы М. можно обнаружить уже в античной философии (Демокрит, элеаты). В философии Нового времени развитие и обоснование этой формы М. оказываются связанными с расчленением знаний о субстанции (материи) и движении в различных областях науки, допущением существования особых видов "невесомой" материи (теплорода, светорода, электрических и магнитных флюидов) и особых природных сил соединения их с изучаемыми изменениями тел ("плавательная сила", "магнитная сила" и т.д.). Эта форма М. в науке и философии была преодолена, когда было раскрыто, что многообразные природные силы и формы энергии суть проявления одного и того же единого сохраняющегося движения, суть его различных видов (закон сохранения и превращения энергии). Другая историческая форма М. связана с употреблением понятия движения в одном узком смысле: как пространственного перемещения тел (механическое движение). Даже тогда, когда в философии были выдвинуты утверждения о движении как атрибуте и способе существования материи (Толанд, Гольбах, Дидро), то, строго говоря, в виду имелось движение как перемещение, а не движение как изменение и взаимодействие вообще. Третья историческая форма М., которая существует и в настоящее время, связана с крайностями применения метода редукции более сложных форм движения к более простым, когда игнорируется многоуровневость внутренне противоречивой природы движения и качественное своеобразие законов каждого уровня, не сводимое к законам других уровней движения. Для М. в целом как мировоззренческой установки характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественно своеобразных законов у объектов с различным типом системной организации.
Е.В. Петушкова

Источник: Новейший философский словарь

МЕХАНИЦИЗМ
принцип, согласно к-рому любая сложная, качественно своеобразная форма движения может и должна быть полностью сведена к более простой (напр., законы развития общества — к биологическим, биологические процессы — к химическим, электромагнитным и т. п.). Исторически возникновение М. связано с бурным развитием механики и широким распространением метафизического метода (Метафизика), В естествознании 17—18 вв. было принято сводить все движение к перемещению тел в пространстве, к механическому движению, законы механики считались единственными законами природы. Так, французский ученый Лаплас полагал, что исчерпывающе полное познание масс, скоростей и взаимного расположения всех тел во вселенной в какой-нибудь момент времени дало бы возможность абсолютно точно рассчитать все события в мире, как в прошлом, так и в будущем. С проникновением науки во все более сложные процессы нельзя было понять качественную специфику различных явлений, и схожих отношений людей, отношений симпатии-антипатии, к-рые лежат в основе т. наз. малых групп, характеризующихся непосредственными контактами их членов. Этим микроструктура отличается от макроструктуры — отношений, объединяющих людей в большие коллективы типа производственных, профессиональных, политических и прочих групп, имеющих некоторые формализованные правила организации. Для характеристики микроструктуры вводятся понятия, заимствованные из физики,— социальный электрон (единица чувства), социальный атом (человек и его ближайшее окружение у Морено, социальная группа — у Гурвича), социальная молекула (группа лиц, связанных взаимными чувствами). Микроструктуре придается решающее значение. Несоответствие микро и макроструктур, согласно М., порождает социальную напряженность и конфликты. Чтобы их устранить, предлагается изучить микроструктуру общества (с помощью социометрических методов — тестов, социограмм и т. д.) и затем в соответствии с нею перестроить его макроструктуру. Не социальные революции, а т. наз. социометрические революции, упорядочивающие психологические взаимоотношения людей,— таков, с точки зрения М., путь излечения общества от недугов. М., следовательно, чрезмерно преувеличивает роль психологического фактора в отношениях людей, игнорируя более глубокие причины, управляющие их действиями. Марксизм выводит структуру общества из материальных интересов и отношений людей, хотя и не отрицает важности человеческих влечений, особенно в возникновении малых, неформальных групп, роль к-рых может оказаться значительной в быту, цехе, школе. При конкретных социологических исследованиях этих групп могут быть использованы, разумеется при правильном их истолковании, и некоторые технические приемы, разработанные М. (социометрией).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

механицизм
МЕХАНИЦИЗМ — миропонимание, основанное на убеждении в том, что явление любого уровня сложности может быть описано на языке математической механики, которая рассматривается как универсальный родовой язык науки; или, что то же, — любое научное описание, в принципе, редуцируемо к механическому, обеспечивающему высшую меру точности, строгости и полноты. Как становление М., так и его преодоление в новейшее время связаны с развитием математической физики. На первом этапе (17 в.) на основе введения в описание переменной величины и возникновения аналитической геометрии обнаруживается аналогия между физическими процессами в картезианской геометродинамике и детерминизмом машины, движение любой части которой детерминировано положением и движением др., связанных с данной, частей. Характерное качество такой машиноподобной системы — то, что всякое ее состояние есть следствие предыдущего состояния и причина последующего. Механизм машины распространяется в качестве методологического эвристического принципа, дающего адекватное объяснение; на биологические и психические процессы и даже на сознание. Возникает первая в истории науки физическая картина мира, имеющая определяющее значение для всех иных отраслей научного познания. М. этого рода дополнялся идеей «Бога-часовщика», сотворившего материальный мир и давшего ему законы, но в ход развития этого мира не вмешивавшегося. В философско-мировоззренческом аспекте христианский догмат «индивидуального спасения» принуждал включать М. рассматриваемого рода в систему дуализма либо пантеизма. В 18 в. механистическое мировоззрение освобождается от чуждого ему дуализма и пантеизма и принимает материалистический характер, что становится возможным на основе перехода от геометрической интерпретации математической механики к алгебраической благодаря широкому применению линейных дифференциальных построений и механических моделей, возникновению вариационного исчисления и закона сохранения живых сил. В философском аспекте снимается противопоставление материи и силы, разрабатывается лапласовский детерминизм. Бог, как в качестве «Творца», так и в роли «Часовщика», становится излишней гипотезой, в которой ученый больше не нуждается. В 19 в. закон сохранения живой силы получает переистолкование как закон сохранения и превращения энергии; механическое движение утрачивает привилегированное положение среди иных форм движения, выявляется ограниченная применимость механического способа описания физических явлений. М. приобретает новый смысл — «требования» ревизии неклассической физики и возврата к нормам классического (ньютонианского) истолкования достижений в естественных науках. Наиболее яркое проявление новейший М. получил в 50-е гг. 20 столетия в так называемой «критике копенгагенской школы», чем окончательно себя дискредитировал.         В.Г. Иванов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

МЕХАНИЦИЗМ,
односторонний метод познания, основанный на признании механич. формы движения материи единственно объективной. М. наз. также соответствующее этому методу миропонимание и основанные на нем подходы к общенауч. (прежде всего естеств.-науч.) и мировоззренч. проблемам. В своем конкретном применении М. выступает как крайняя форма редукционизма. Для М. характерно отрицание качеств. специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого - к сумме его частей. Выдвигая на первый план механич. формы движения, М. переносит понятия механики в область физики, химии и биологии, в результате чего «неизбежна путаница» (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 407), и в духе механики трактует такие филос. категории, как причинность, взаимосвязь и др.
Отд. черты М. встречаются уже в антич. атомизме и ср.-век. номинализме. В 16-18 вв. М. приобрел значение господствующего направления в филос. мышлении о природе, что было обусловлено особым положением в этот период механики как науки, ранее других получившей законченную систематич. разработку и широкое практич. применение. М. нашел распространение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов-материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах), а также среди идеалистов (сочетаясь с различными типами идеалистич. систем). Так, Декарт, выделяя «душу» в качестве отличия человека от остального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые др. организмы к искусным механич. автоматам. Вольф полагал, что познание истины возможно «потому, что мир есть машина»; Кант признавал гипотезу о единственности механич. связи необходимой предпосылкой естеств.-науч. исследования. Типичными представителями М. в 19 в. были Бюхнер, Фохт, Молешотт, Дюринг.
Будучи одним из осн. проявлений метафизич. способа мышления, М. не способен учесть реальной диалектич. сложности движения и строения материального мира. М. как филос. позиция обусловил мировоззренч.. кризис в 19 в. в ряде отраслей естествознания и связанных с ними областях философии: новые открытия, радикально преобразовавшие естеств.-науч. познание и углубившие его основы, требовали диалектического осмысления. В этот период М. привел многих естествоиспытателей к агностицизму, витализму и идеализму.
Для естествознания 20 в. в целом характерно преодоление М., связанное с освоением диалектич. метода познания. Однако применение диалектич. методологии не всегда было сознательным (см. Естественнонаучный материализм), поэтому появление новых или углубление старых сфер исследования в естествознании нередко вело к рецидивам М. Так, своеобразная разновидность М. возникла на почве кибернетики, нек-рые представители к-рой игнорировали отличие живых систем от автоматов и пытались свести к кибернетич. схемам всю деятельность человека. Гл. путь преодоления М. как в мышлении отд. ученых, так и в науч. мысли в целом - последоват. разработка проблем науки под углом зрения материалистич. диалектики, представляющей собой основу для союза философии и естествознания.

Источник: Советский философский словарь

МЕХАНИЦИЗМ
односторонний метод познания и соответствующее ему миропонимание, основывающееся на представлении, будто механич. форма движения есть единственно объективная. Последоват. проведение этого взгляда приводит к отрицанию качеств. многообразия явлений в природе и обществе, к представлению о многообразии как о лишь субъективной иллюзии. Более широко М. понимается как вообще метод "сведения" сложных явлений к их более простым составляющим, метод разложения целого на части, неспецифичные для данного целого (на биологич. отношения, когда речь идет о социальных явлениях, на физико-химические, когда речь идет о биологии и т.д.). Однако, напр., тот факт, что устойчивость органич. молекул объясняется с помощью квантово-механич. законов движения, не может служить основанием для вывода, что биология сводится к квантовой механике и не имеет своих специфич. закономерностей. Исторически М. выступал в качестве господств. направления науч.-материалистич. мысли на протяжении 16–18 вв. и составлял исторически обусловленную ограниченность естествознания и философии этого периода. Эта ограниченность исторически оправдана тем, что механика была в то время единств. наукой, получившей достаточное развитие и применение в произ-ве, и потому казалась "наукой вообще", абсолютной наукой, руководствующейся соответственно абс. методом – математикой, понимаемой в основном механистически. Классич. представителями М. могут считаться Галилей, Ньютон, Лаплас (в естествознании), Гоббс, Ламетри, Гольбах (в философии), Типичными представителями М. в 19–20 вв. являлись Бюхнер, Фохт, Молешотт, Дюринг. Односторонне-механистич. подход к познанию природных и общественно-историч. явлений уже внутри указанного периода подвергался критике со стороны выдающихся представителей диалектич. мышления (Спинозы, Лейбница, отчасти Дидро). Как ограниченно оправданный метод мышления он был "снят" Гегелем (к-рому, кстати, принадлежит и сам термин "М.") в более высоком, диалектическом понимании задач и природы мышления. Критикуя М., Гегель одновременно отождествлял его недостатки с природой материализма вообще. Гегель "...хотел унизить материализм эпитетом "механический". Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм – французский материализм XVIII века – был действительно исключительно м е х а н и ч е с к и м..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 568–69). M. есть пройденный историч. этап развития материалистич. философии, и всякая попытка возродить М. в условиях совр. науч. развития должна расцениваться как вульгаризация, противоречащая и объективным закономерностям историч. развития знания, и их выражению в диалектич. логике. Возможность возрождения М. постоянно сохраняется в силу того факта, что любая, сколь угодно сложная и развитая форма движения материи заключает в своем составе механич. движение как одну из сторон. Механика, – именно потому, что ее законы получены путем абстрагирования от качественной специфики любой из материальных систем и в силу этого выражают лишь абстрактно-всеобщие, пространственно-временные условия сущест-вования любой из них, – не может ничего сказать о том, что именно и почему происходит во Вселенной внутри этих условий, подобно тому, как грамматика ничего не может сказать о содержании тех произведений, к-рые созданы в согласии с ее требованиями. Поэтому с законами механики и могут быть согласованы не только различные, но и прямо противоположные процессы и явления. Но при этом они обязательно утрачивают свою качеств. специфику и представляются с их абстрактно-всеобщей стороны, т.е. непротиворечиво. Поскольку М. и есть т. зр. такого сведения, постольку все реальное богатство качеств. многообразия явлений в природе и обществе является, с т. зр. М., продуктом чистой случайности. Так, напр., для механистич. материализма "...тот факт, что материя развивает из себя мыслящий мозг человека, есть чистая случайность, хотя и необходимо обусловленная шаг за шагом там, где это происходит" (там же, с. 523–24). По отношению к любой форме движения, кроме чисто механической, М. естественно и логично приводит к выводу о принципиальной невозможности ее точного познания. M. y Галилея, Гоббса, франц. материалистов ни в малейшей степени не затронут агностицизмом. Но в 19 в. перед лицом громадного обогащения естествознания содержанием, диалектическим по существу, среди естествоиспытателей-механистов распространяются агностич. взгляды. Знание, раскрывающее природу надмеханич. областей движения, где в силу вступают как раз качеств. различия и соотношения меры, М. объявляет ненаучным. Этот нигилизм в отношении диалектики приводит М. к тому, что на место третируемых им диалектич. понятий и категорий он подставляет понятия неких внешних сил, в к-рых реальные моменты, абстрагированные от движения, превращаются в самостоятельно существующие механич. "причины" этого движения, в особые "силы". В пределах механики эта методология не приносит большого вреда, но как только т. зр. механики превращают в единственно научную, т.е. становятся на позицию М., эта методология тотчас же обнаруживает свою несостоятельность. "В механике причины движения принимают за нечто данное и интересуются не их происхождением, а только их действиями. Поэтому если ту или иную причину движения называют силой, то это нисколько не вредит механике как таковой; но благодаря этому привыкают переносить это обозначение также и в область физики, химии и биологии, и тогда неизбежна путаница" (там же, с. 407). Особенно наглядно эта антинаучность М. проявляется в экскурсах сторонников M. в область проблемы мышления, сознания, вообще человеч. деятельности, связанной с проблемой цели, свободы и т.п. категорий. Пытаясь изобразить мышление как функцию механич. системы, М. оставляет без внимания все те условия, при к-рых мозг действительно мыслит. Представители М. в кибернетике игнорируют специфич. отличия автоматов от живых систем, к-рым присущи состояния потребности, самостоят. выработка цели и критерий отбора реакций и т.д., а в отношении человека игнорируют все действит. движущие причины процесса мышления, – чувственно-предметную деятельность обществ. человека, преобразующего природу, связанные с ней цели и т.д., также принимая эти причины за нечто данное и пытаясь толковать их в свою очередь чисто механически. Столь же несостоятелен М. и в трактовке проблемы жизни. Тем самым М. оказывается питательной почвой для витализма, телеологии и идеализма, старающихся заполнить те "белые пятна", к-рые М. неспособен заполнить принципиально, а не только "на сегодняшний день". Поэтому витализм и телеология являются неизбежным дополнением М. М. как позиция в философии представляет собой типичное проявление метафизич. метода мышления, неспособного справиться с противоречием. Сталкиваясь с противоречием, с наличием противоположных определений, М. всегда старается зачеркнуть одно из них (напр., качество в угоду количеству) или же принимает то одно, то другое (то абс. случайность, то столь же абсолютную необходимость), то дискретность, то непрерывность и т.д. Не будучи в силах понять противоречие как подлинную действующую причину всякого движения и развития, М. мистифицирует и самое понятие действующей причины, понимает движение не как самодвижение материи, а как результат действия внешней силы, и материя начинает представляться как сама по себе инертная и косная масса. Так, с т. зр. механистич. детерминизма Лапласа, закон инерции представляет собой "закон самонедеятельности материи", в то время как с позиций диалектич. материализма закон инерции есть "...отрицательное выражение неуничтожимости движения" (там же, с. 343). Диалектич. материализм установил на основе обобщения данных науки, что механич. движение есть сторона, абстрактно-всеобщее условие всякого движения. В составе высших, надмеханич. процессов оно оказывается "побочной формой", необходимой, но далеко не достаточной для характеристики природы этих процессов. В составе этого высшего низшие формы движения проступают самостоятельно лишь при соскальзывании с высшего уровня развития на низший. Так, физико-химич. процессы выступают самостоятельно в живом организме в полную силу лишь с его смертью. Тем самым М. как вполне реальная, но абстрактно-всеобщая характеристика действительности и ее науч. выражения был преодолен и "снят" в составе более глубокого понимания действительности и процесса ее теоретич. познания. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Гегель, Энциклопедия филос. наук, ч. 1, Логика, Соч., т. 1, М.–Л., 1929, его же. Наука логики, Соч., т. 5, 6, М., 1937–39; Самускевич А. В., Нек-рые филос. вопросы атомистики и борьба против М. в совр. физике, в сб.: Науч. тр. по философии [Белорус. ун-та ], вып. 1, Минск, 1956; Вислобоков А. Д., Марксистская диалектика и совр. M., M., 1962. А. Потемкин. Ростов-на-Дону.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Метафора машины власти в «Левиафане» Т. Гоббса: механицистская и абсолютистская традиции дискурса

Кирсанов Ярослав Александрович
В статье анализируется метафора машины власти в трактате Т. Гоббса «Левиафан». Данная метафора служит архетипом для двух взаимосвязанных традиций новоевропейского дискурса традиций механицизма и абсолютизма.
Читать PDF
0.00 байт

Д. Деннет о проблеме ответственности в свете механицистского объяснения человека

Юлина Нина Степановна
Читать PDF
0.00 байт

От схоластики к механицизму: теория зрительного восприятия Томаса Гоббса

Афанасьев Антон Николаевич
В данной статье предпринимается попытка проследить источники представлений Т.
Читать PDF
0.00 байт

ЭКОНОМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛОГ МЕХАНИЦИЗМА

Прохоров Михаил Михайлович
Предметом изучения автора является взаимоотношение экономики и феномена экономизма. Феномен экономизма есть социальный аналог механицизма.

Похожие термины:

  • Механицизм как особый способ исследования

    Интерпретируя явления природы, просветители прибегали к особому способу рассмотрения предметов и явлений; это механицизм, который обладает рядом важных черт. Прежде всего надо сказать, что он соз
  • Механизм (Механицизм)

    Слово может обозначать как объект, так и доктрину. Как объект – механизм есть подвижный агрегат или двигатель, способный преобразовывать или служить эффективным передатчиком движения или энерги