Родился в 1939 г. в Москве. Окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1963), аспирантуру там же (1966). В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию «Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя». В 1981 г. защитил докторскую диссертацию «Интонационно-фабульная природа музыкальной формы». С 1965 г. препод. в Московской консерватории: с 1978 г. доц., с 1980 г. проф., в 1988-1990 гг. декан теоретикокомпозиторского факультета. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. В откровениях музыки видит самые разные грани бытия, и в каждой подробности: сияние всеединства, что позволяет единым взглядом охватывать отличия цивилизаций, параллельную историю вербального и художественных языков человечества, взаимосвязь церковной и светской сторон жизни. В стиле православного философствования подчеркивает острейшую необходимость восстановления в человечестве вертикали бытия/мышления, ныне сплющенной до нуля. В его системе координат горизонталь задается отношением людей, цивилизаций, музыки и пр. к земным обстоятельствам бытия. Вертикаль – предстоянием твари Творцу. Вертикальная координата энергийна и синергийна, потому пропитывает горизонталь сиянием, как солнечный свет – атмосферу Земли. По вертикальной оси вспыхивали силой бытия и возвышались люди, народы, цивилизации. Вертикалью преображается все бытие. Доказывает, что форма-композиция (временной план развертывания музыкального материала) не имеет никакого отношения к земной горизонтали, даже резко противоречит ей. Выстраивает же ее логика синергии – взаимодействия человеческого устремления и подхватывающей энергии призывающей благодати. Онтологически обосновывает существование аккомпанимента тем, что мысль глубока, когда за высказанным стоит много невысказанного. А без того перед нами псевдомысль, симулякр. Настоящая же мысль не только удивляет глубиной смысла, но и восхищает, воскрыляет, наполняет душу обновлением бытия. Что же дает музыкальный аккомпанемент? Он - и все вообще аккомпанирующие пласты фактуры – делают эту таинственную глубину живо ощущаемой. Считает, что формирование гомофонно-гармонического склада, противопоставившего мелодии фон, следует признать великим откровением в истории развития музыкального мышления.
Основные публикации: О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976; Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании. М., 2007. В соавт.; Духовный анализ музыки. М., 2014.