МЕДИЦИНА и религия
МЕДИЦИНА и религия
Медицина (лат. medicina, от medico - лечу) - наука о предупреждении и лечении болезней человека. Во все периоды истории М. и религия были непримиримо враждебны одна другой. В противоположность всему, что утверждает М., церковь учит, что болезни - это «наказание за грехи», «испытание», посылаемое человеку богом, или дьявольское «наваждение». А потому в случае болезни она предлагала не лечиться, а покоряться «воле божией», терпеть и искать спасения в молитвах, в посте, обращаться к служителям церкви («Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя господне». - Иак. 5, 14). Вообще, исходя из того, что тело, плоть - будто бы низшее начало в человеке, церковь призывала не заботиться о нем, а наоборот, «умерщвлять плоть». Все эти религ.-церк. положения вели людей к пассивности в борьбе с болезнями и прямо к распространению болезней. Так, было установлено, что до Окт. революции в селах Курской губ., примыкающих к монастырю, где находились «чудотворная» икона и «святой» источник, было в 12 раз больше больных сифилисом и в 7 раз больше больных трахомой, чем в др. селах губернии. Рассадниками заразных болезней до сих пор являются храмы (церкви): практикуемые там целование рук и креста, причащение, крещение и пр. обряды и таинства производятся в самых антисанит. условиях. Объявляя, будто болезни зависят в конечном счете не от естеств. причин, а от воли бога, церковники всячески преследовали М. Еще во II в. Тертуллиан, а в IV в. Августин объявляли анатомию, основу М., «отвратительной наукой». В конце XIII в. папа Бонифаций VIII грозил проклятием тому, кто осмелится вскрыть человеч, труп. Позднее, уже в период Возрождения, в XV—XVI вв., в странах Зап. Европы разрешалось анатомировать в ун-тах лишь по одному трупу в год. Судьба А. Везалия и М. Сервета показывает, как церковь в то время расправлялась с теми, кто стремился к развитию научной М. И позднее церковь не переставала выступать душителем всего нового в М. Так, уже в XIX в., когда против оспы, унесшей миллионы жизней, М. нашла средство в виде прививок, папа Лев XII заявлял: «оспа - суд божий над грехами людей... прививки - вызов небу и божьей воле!» Предложение шотл. ученого Дж. Симпсона обезболивать роды (1847) церковь объявила противоречащим «свящ. писанию»: бог, мол, осудил всех женщин на рождение детей в муках за грехи Евы. Петерб. митрополит требовал сослать И. М. Сеченова в Соловецкий монастырь за кн. «Рефлексы головного мозга» (1863). В наши дни, чтобы не идти против церкви, прекратил свои опыты итальянский ученый П. Петруччи, добившийся развития зародыша человека в искусств. среде, что позволило получить ценные данные для М. Все важнейшие достижения М. были завоеваны в борьбе с церковниками и на основе преодоления религ. представлений о природе человека. Эти достижения показали, что болезни вовсе не имеют сверхъестеств. происхождения. Поэтому развитие М. нанесло тяжелый урон религии. Особенно поразительны успехи совр. М.: совершаются операции на сердце, легких, головном мозге, людей излечивают от тягчайших недугов и даже спасают в опред. случаях от уже наступившей клинической смерти. Церкви, религии приходится сдавать позиции и изворачиваться, приспосабливаясь к достигнутым знаниям. Однако церковники по-прежнему всемерно пытаются тормозить развитие М., сея недоверие к ней в среде людей неосведомленных, извращая смысл ее успехов и т. д. Поэтому борьба с религией - один из залогов дальнейшего развития М.