МЕДЕЯ
Медея
греч.) – волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии (вариант: Гекаты), внучка Гелиоса, племянница Кирки. В мифе о походе аргонавтов М. помогла им добыть золотое руно. Когда аргонавты во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, покровительствовавшие им боги внушили М. страстную любовь к Ясону. За обещание жениться на ней М. помогла Ясону преодолеть испытания, назначенные Ээтом, а затем сообщила герою, что Ээт хочет погубить его. Усыпив волшебным зельем дракона-стража, М. помогла Ясону овладеть золотым руном и вместе с ним бежала из Колхиды. Чтобы задержать преследовавшего аргонавтов Ээта, М. убила своего брата Апсирта, а затем разбросала куски его тела по морю, чтобы задержать отца, сознавая, что тот прекратит погоню и станет собирать части тела сына для погребения (вариант: Апсирт не бежал вместе с М., а возглавил погоню за ней, и она заманила его в ловушку, где его убил Ясон). Когда аргонавты достигли о-ва феаков, преследователи нагнали их и потребовали выдачи М. Предупрежденные супругой царя феаков Аретои, М. и Ясон поспешили сочетаться браком, и тогда царь феаков Алкиной на законном основании отказался выдать замужнюю М. ее отцу. После возвращения Ясона на родину М. помогла мужу отомстить узурпатору Пелию, убившему отца и брата Ясона. Она убедила дочерей Пелия, что отца можно омолодить – разрубив при них старого барана на куски и бросив их в котел с кипящей водой, она вынула из котла живого ягненка. Дочери Пелия, надеясь омолодить отца, разрубили его на части и бросили в кипящий котел, но М. не стала оживлять его. После этого ее и Ясона изгнали из Иолка, и их приютил царь Коринфа Креонт. Там М. родила Ясону двух сыновей – Мермера и Ферета. Когда Ясон задумал жениться на дочери Креонта Главке (вариант: Креусе), М. решила отомстить неверному мужу. Она послала сопернице пропитанный ядом свадебный пеплос, надев который, Главка сгорела заживо вместе с Креонтом, пытавшимся спасти дочь. После этого М. убила своих детей и улетела на колеснице Аполлона, запряженной крылатыми конями (вариант: драконами). Бежав из Коринфа, она поселилась в Афинах и стала женой Эгея, родив ему сына Меда. Когда в Афины вернулся Тесей, старший сын и наследник Эгея, М. убедила мужа погубить пришельца, боясь, что власть отца унаследует он, а не ее сын. Но Эгей, узнав сына по своему мечу и сандалиям, раскрыл коварство М. и изгнал ее из Афин. После этого М. и ее сын Мед вернулись в Колхиду, где к тому времени Ээт был свергнут с престола братом Персом. Мед убил Перса и воцарился в Колхиде. Согласно одному из мифов после смерти М. была перенесена на «острова блаженных» и стала там женой Ахилла. То, что М. считалась внучкой бога солнца Гелиоса и что ей приписывалась божественная сила оживлять мертвых и летать по небу на колеснице, свидетельствует, что ее некогда почитали как богиню, но затем она утратила это значение.
Источник: Мифологический словарь
МЕДЕЯ
Волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Кирки (вариант: мать М. – покровительница волшебниц Геката, сестра М. – Кирка). Когда аргонавты во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, покровительствовавшие им боги внушили М. страстную любовь к Ясону. За обещание жениться на ней М. помогла Ясону преодолеть испытания, которым его подверг Ээт. Усыпив волшебным зельем сторожившего золотое руно дракона, М. помогла Ясону овладеть сокровищем. Более древний вариант: Ясон убил дракона. Вместе с Ясоном М. бежала из Колхиды. Чтобы задержать преследовавшего беглецов Ээта, М. убила бежавшего с ней своего малолетнего брата Апсирта, а затем разбросала куски его тела по морю, понимая, что пораженный горем отец прекратит погоню, чтобы собрать части тела сына для погребения (вариант: Апсирт не бежал с М., а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. М. заманила брата в ловушку, и Ясон убил его). Когда М. и аргонавты достигли острова феаков, посланные Ээтом колхи потребовали выдачи М. Царь феаков Алкиной ответил, что выдаст беглянку, если она еще не стала женой Ясона. Предупрежденные супругой Алкиноя Аретой, М. и Ясон поспешили сочетаться браком. Когда аргонавты с руном вернулись в Иолк, М. помогла Ясону отомстить узурпатору Пелию, убившему его отца и брата. М. погубила Пелия, убедив его дочерей, что дряхлого отца можно омолодить. Для этого тело Пелия надо разрубить на части, сварить их в котле, а потом М. с помощью волшебных снадобий вернет ему молодость.
Чтобы убедить дочерей, она разрубила барана, сварила его в котле, а затем превратила в ягненка; когда дочери Пелия согласились разрубить отца, М. воскрешать его не стала. После этого М. и Ясон были изгнаны из Иолка и поселились в Коринфе, где М. родила Ясону двух сыновей – Мермера и Ферета. Когда Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке (вариант: Креусе), М., проклиная неблагодарного мужа, решила отомстить ему. Она послала сопернице пропитанный ядом пеплос (одеяние), надев который, Главка сгорела заживо вместе с отцом, пытавшимся спасти дочь. Убив своих детей, М. улетела на колеснице, запряженной крылатыми конями (вариант – драконами). По другому варианту мифа, М. оставила детей молящимися у алтаря Геры, и коринфяне, мстя за Главку, убили их.
Бежав из Коринфа, М. поселилась в Афинах и стала женой Эгея, родив ему сына Меда. Когда в Афины возвратился не узнанный отцом наследник Эгея Тесей, М., боясь, что он, а не Мед унаследует власть отца, убедила мужа попытаться погубить пришельца. Но Эгей узнал сына, раскрыл коварство М. и изгнал ее из Афин.
После этого М. и ее сын Мед возвратились в Колхиду, где к тому времени Ээт был свергнут с престола братом Персом. Мед убил Перса и воцарился в Колхиде, впоследствии завоевав значительную часть Азии (вариант: Мед погиб в походе против индов, а М. сама убила Перса и вернула власть отцу). В дальнейшем М. была перенесена на острова блаженных, где стала женой Ахилла.
Источник: Словарь греческой мифологии
Медея
В древнегреческой мифологии Медея (Μήδεια) – дочь колхидского царя Эета (Эфета. Эхета) и Гекаты, внучка Гелиоса. Имя Медеи тесно связано с одним из древнейших греческих сказаний, об аргонавтах, – обломком преданий о сношениях греков со странами Востока в доисторические времена. Чарам Медея научилась от матери. Гера и Афродита зажгли в ней страсть к Язону, когда последний, во главе аргонавтов, прибыл в Колхиду за золотым руном. Чудесная мазь Медеи делает Язона мощным и неопалимым, и он укрощает дышащих огнем быков, вспахивает ими обширное поле; чарами Медеи усыплен тот змей, которому доверено было царем золотое руно, и Язон овладел сокровищем. Согласно уговору, в награду за услуги, Язон обязан был взять себе Медею в жены и уехать в Грецию вместе с ней. Когда Эфет пустился в погоню за аргонавтами и уже настигал их, Медея изрубила брата своего Ансирта на куски и бросала куски в море; отец стал собирать останки сына, и погоня была замедлена. На Крите пал от руки Медеи великан Тал. По прибытии в Иолк Язон, при помощи Медеи, отомстил Пелию за его насилия и преступления: Медея уговорила дочерей Пелия зарезать отца и сварить в котле, уверяя, что из котла он выйдет живым и юным. По обнаружении цареубийства Язон и Медея бежали в Коринф. Когда, после 10 лет супружеской жизни, Язон изменил Медеи ради Главки (или Креузы), дочери коринфского царя, Медея, в гневе на супруга, умертвила юную невесту Язона и ее отца, причем орудием смерти послужили платье и венец, отравленные ужасным ядом и принятые невестой в дар.
Тут же умертвила Медея двух детей своих от Язона, а сама на драконовой колеснице бежала в Афины, к царю Эгею. По одному из вариантов, Медея, по смерти Креонта, сделалась царицей Коринфа; но коринфские женщины, желая свергнуть с себя иго варварки и волшебницы, умертвили 14 детей ее у алтаря Геры Акраи, где Медея искала убежища. В Афинах Медея родила Эгею сына Меда, но и оттуда была изгнана, за покушение отравить царского сына Тезея. Конец жизни Медея провела в Колхиде, куда она возвратилась с сыном и где восстановила отца на царство, умертвив похитителя его власти, своего дядю Пepceca; по другому сказанию, власть над Колхидой она предоставила сыну Меду, по имени которого названа была Медией (Мидией) завоеванная им страна.
Черты кудесницы, изначала присущие образу Медеи, возобладали над прочими ее свойствами в позднейших произведениях поэтов.
У поэта александрийской школы, Аполлония Родосского (ок. 280–200 до Р. Х.), Медея – общий тип кудесницы и чародейки, как изображает ее и Овидий в «Метаморфозах»: она низводит Луну на Землю, собирает и разгоняет тучи, потрясает леса и горы, смиряет змей и т. п. Древнейшее упоминание о Медея содержится в «Теогонии» Гезиода; героиней драмы впервые сделал Медею Неофрон.
Еврипиду принадлежит честь разработки характера, в основных чертах своих созданного его предшественником; ни последующая древность греческая и римская (Сенека), ни новые драматурги (Корнель, Легуве) не прибавили ничего существенного не только к характеру героини, но даже к построению драмы. Сказание о Медее сохранилось, кроме Еврипида, у Диодора, Аполлодора, Гигина и Павсания. Имена городов Иолка, Коринфа, Афин, удерживаясь в сказании о Медее до позднейших форм его, дают некоторое понятие о том, где возникло сказание и где получало дальнейшее развитие; но проникнуть в первоначальные мотивы сказания или в его основу едва ли возможно.
Мифологи склонны сводить все сказание о Язоне и Медее к солнечно-лунному мифу (Преллер, М. Мюллер, Рошер) или в образе Медеи видеть молнию, а в Язоне – солнечного героя, торжествующего над чудовищными силами грозы (Шварц, Дешарм). Кёлер сопоставляет множество европейских сказок и индийскую сказку о царевиче Срингабуджа, все с содержанием близким к тому, что рассказывается о Медее. («Orient u. Occident», II, 113 сл.). Проф. Воеводский ищет в сказании о Медее следы людоедства («Каннибализм в греч. мифах», 328 сл.). Ф. Мищенко.
Ср. Patin, «Etudes sur les tragiques grecs. Euripide» (I, 116–196); L. Schiller, «M. im Drama alter u neuer Zeit» (Инсб., 1864).
Тут же умертвила Медея двух детей своих от Язона, а сама на драконовой колеснице бежала в Афины, к царю Эгею. По одному из вариантов, Медея, по смерти Креонта, сделалась царицей Коринфа; но коринфские женщины, желая свергнуть с себя иго варварки и волшебницы, умертвили 14 детей ее у алтаря Геры Акраи, где Медея искала убежища. В Афинах Медея родила Эгею сына Меда, но и оттуда была изгнана, за покушение отравить царского сына Тезея. Конец жизни Медея провела в Колхиде, куда она возвратилась с сыном и где восстановила отца на царство, умертвив похитителя его власти, своего дядю Пepceca; по другому сказанию, власть над Колхидой она предоставила сыну Меду, по имени которого названа была Медией (Мидией) завоеванная им страна.
Черты кудесницы, изначала присущие образу Медеи, возобладали над прочими ее свойствами в позднейших произведениях поэтов.
У поэта александрийской школы, Аполлония Родосского (ок. 280–200 до Р. Х.), Медея – общий тип кудесницы и чародейки, как изображает ее и Овидий в «Метаморфозах»: она низводит Луну на Землю, собирает и разгоняет тучи, потрясает леса и горы, смиряет змей и т. п. Древнейшее упоминание о Медея содержится в «Теогонии» Гезиода; героиней драмы впервые сделал Медею Неофрон.
Еврипиду принадлежит честь разработки характера, в основных чертах своих созданного его предшественником; ни последующая древность греческая и римская (Сенека), ни новые драматурги (Корнель, Легуве) не прибавили ничего существенного не только к характеру героини, но даже к построению драмы. Сказание о Медее сохранилось, кроме Еврипида, у Диодора, Аполлодора, Гигина и Павсания. Имена городов Иолка, Коринфа, Афин, удерживаясь в сказании о Медее до позднейших форм его, дают некоторое понятие о том, где возникло сказание и где получало дальнейшее развитие; но проникнуть в первоначальные мотивы сказания или в его основу едва ли возможно.
Мифологи склонны сводить все сказание о Язоне и Медее к солнечно-лунному мифу (Преллер, М. Мюллер, Рошер) или в образе Медеи видеть молнию, а в Язоне – солнечного героя, торжествующего над чудовищными силами грозы (Шварц, Дешарм). Кёлер сопоставляет множество европейских сказок и индийскую сказку о царевиче Срингабуджа, все с содержанием близким к тому, что рассказывается о Медее. («Orient u. Occident», II, 113 сл.). Проф. Воеводский ищет в сказании о Медее следы людоедства («Каннибализм в греч. мифах», 328 сл.). Ф. Мищенко.
Ср. Patin, «Etudes sur les tragiques grecs. Euripide» (I, 116–196); L. Schiller, «M. im Drama alter u neuer Zeit» (Инсб., 1864).
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.