(1 апр. 1753 – 26 февр. 1821) – реакц. франц. политич. деятель и философ. Род. в сановной монархич. семье, воспитывался иезуитами; с 1788 – сенатор. После победы революции эмигрировал в Сардинию, с 1800 – ее канцлер, В 1802–17 – посланник сардинского короля в России. Давал обскурантистские советы мин-ву нар. просвещения, стремился основать в России орден иезуитов. Филос. идеи М., подчиненные задаче обоснования его реакц. политич. и социальных идеалов, проникнуты ненавистью к революции и демократии, направлены против франц. просвещения, материализма и их идейных предшественников. Особенно ненавистным для него был Ф. Бэкон, против к-рого он написал спец. работу – "Рассмотрение философии Бэкона" ("Examen de la philosophie de Bacon", 1815, изд. посмертно, v. 1–2, 1836). M. критиковал сенсуализм Кондильяка и надеялся, что под влиянием идей Декарта, Мальбранша, Канта сенсуализм и материализм будут побеждены. Он выдвигал мысль о "подлинных идеях", независимых от всякого опыта; высшей такой идеей для М. является бог. Считал, что "мы обладаем жизнью, движением и бытием благодаря богу" ("Les soir?es de St.-Petersbourg", v. 2, Brux., 1838, p. 157). M. был сторонником провиденциализма: "...действия "свободных существ" определены "божественной рукой"..." ("Consid?rations sur la France...", Brux., 1838, p. 15). Сторонник монархии, М. считал, что "все преступления", совершенные людьми, нацией в ходе революции, "особенно против короля и собственности", должны быть "наказаны неотложно и самым ужасным образом"; в живой природе царствует жестокость и в силу этого божеств. предписания "...человек должен зарезать другого человека... война есть выполнение этого декрета" (там же, р. 22–23). Человек зол, жесток, и никакое воспитание не может улучшить или изменить его природу. Его можно лишь устрашить и заставить повиноваться. В этой связи М. опровергал идею Руссо о добром дикаре. Наилучшим средством управления людьми было бы, по М., рабство, но он понимал, что старые политич. формы возродить нельзя. Поэтому, говорил он, нужна религия – особый род "духовной прививки", парализующей волю людей. М. приносил в жертву своему стремлению к жестокой власти суверенитет монарха, подчиняя его папе как высшему авторитету. Взгляды М. были знаменем междунар. реакции его времени и стали идейным истоком для франц. реакционеров, в частности для Ш. Морраса. Соч.: Essai sur le principe g?n?rateur des constitutions politiques..., Lyon–P., 1924; Du pape..., P., 1903; De l´ ?glise gallicane, Tours, 1886, Lettres et opuscules in?dits, 7 ?d., v. 1–2, Lyon, 1880; Correspondance diplomatique, v. 1–2, P., 1860; M?moires politiques..., 3 ?d., P., 1864; Oeuvres compl?tes, [v. ] 1–14, Lyon. 3-е tirage, 1924–28. Лит.: Виппер Р., Общественные учения и историч. теории XVIII и XIX вв., 3 изд., М., 1913; История философии, т. 3, [М. ], 1943, с. 379–85; История философии, т. 2, М., 1957, с. 190–91; Ferraz M., Histoire de la philosophie en France au XIXe si?cle, P., 1880; Paulhan Fr., J. de Maistre et sa philosophie, P., 1893; Descostes F., J. de Maistre avant la r?volution, P., 1893; его жe, J. de Maistre pendant la R?volution, Tours, 1895; Gоуau G., La pens?e religieuse de J. de Maistre, 2 ?d., P., 1921; Rоhden P. R., J. de Maistre als politischer Theoretiker, M?nchen, 1929; Ostrogorsky C., J. de Maistre und seine Lehre von der h?chsten Macht und ihren Tr?gern, Hels., 1932; ?oldswоrth F., J. de Maistre et l´ Angleterre, P., 1935; Вауle F., Les id?es politiques de J. de Maistre, P., 1945; Huber M., Die Staatsphilosophie von J. de Maistre im Lichte des Thomismus, Basel–Stuttg., 1958. Г. Зельманова. Ленинград.