МЕЧНИКОВ Илья Ильич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕЧНИКОВ Илья Ильич
1845-1916) - рус. биолог, один из создателей эволюц. эмбриологии, иммунологии, лауреат Нобелевской премии (1908). Испытал влияние позитивизма. Критиковал прагматизм Джемса, интуитивизм Бергсона. телеологию, религ.-мистич. представления о жизни и смерти. Идеализму и религии М. противопоставлял разрабатываемое им «рациональное мировоззрение». По его мнению, природа создала человеч. организм несовершенным и дисгармоничным. Преждевременная старость препятствует личности осуществить свое назначение в мире. Отсюда - пессимизм и страх смерти. Наука сможет продлить активное существование человека, к-рый, реализовав заложенные в нем возможности, достигнув цели жизни, в глубокой старости спокойно примет смерть. Будучи материалистом и атеистом, М. показал несостоятельность веры в бессмертие души и загробную жизнь; резко осуждал религ. изуверство и фанатизм; вред религии видел в том, что она воспитывает в человеке покорность, непротивление существующему злу. Соч.: «Этюды о природе человека» (1903), «Этюды оптимизма» (1907), «Сорок лет искания рационального мировоззрения» (1912).

Источник: Атеистический словарь

Мечников Илья Ильич
 (1845— 1916) — рус. биолог и медик, общественный деятель и мыслитель. С 1888 жил за границей. Отстаивал материалистическую линию в биологии, решительно защищая и пропагандируя дарвинизм; критиковал мальтузианские ошибки Дарвина. Исследования М. в области зоологии, эмбриологии, микробиологии, патологии, антропологии несут на себе отпечаток стихийного диалектического мышления; они в ряде направлений развивали дарвинизм и способствовали раскрытию диалектики живой природы. Работы М. в области эволюционной эмбриологии способствовали установлению общих закономерностей зародышевого развития различных групп животных, доказательству их генетического родства и единства происхождения органического мира. Своими работами М. положил начало эволюционной патологии и иммунологии в противоположность господствовавшим тогда метафизическим концепциям Конгейма и Вирхова. Идея М. об использовании антагонизма микробов была впоследствии реализована в медицине антибиотиков. Материализм во взглядах на природу сочетался у М. с идеалистическим пониманием истории. В борьбе с социальным злом он возлагал надежды на научный прогресс, в к-ром видел решающую силу развития об-ва и ключ к решению всех социальных проблем. Осн. работы, раскрывающие мировоззрение М.: «Этюды о природе человека» (1903), «Этюды оптимизма» (1907), «Сорок лет искания рационального мировоззрения» (1913).

Источник: Философский словарь. 1963

МЕЧНИКОВ Илья Ильич
(18451916) - крупнейший русский биолог-материалист, один из основателей эволюц. эмбриологии, сравнит, патологии, иммунологии и микробиологии; почётный член (с 1902) российской Академии наук, лауреат Нобелевской премии (1908). Был проф. Новоросс. (г. Одесса) и Потерб. ун-тов, но из-за травли со стороны реакц. кругов эмигрировал и с 1888 работал в Пастеровском ин-те (Париж). Мировую известность доставили М. его фагоцитарная теория (фагоциты - блуждающие клетки в геле многоклеточного организма, захватывающие микробов и др. инородные тела) и связанная с ней общая теория воспаления. М. много занимался проблемой продления жизни человека. Все работы М. по биологии и медицине были применением и дальнейшим развитием дарвинизма. Вместе с тем он подвергал критике мальтузианские ошибки Ч. Дарвина. Будучи материалистом и Воинств. атеистом, М. активно выступал против идеалистич. и религ. взглядов. В его трудах содержится глубокая критика антидарвиновского учения А. Вейсмана о наследственности, а также реакц. философии - прагматизма, интуитивизма и пр. Большое внимание М. уделял разоблачению веры в бессмертие «души» и в «загробную жизнь» человека, критике религ. изуверства. Он доказывал, что сознание не может существовать независимо от материи, что оно представляет собой результат деятельности нервной системы. Зло высмеивал спиритизм. Выступая против попыток примирения науки и религии, указывал на родство последней с идеалистич. философией. Вред религии видел в том, что она воспитывает у людей рабскую покорность, отвлекает их от борьбы за лучшую жизнь. Наиболее известные книги М.: «Этюды о природе человека» (1903), «Этюды оптимизма» (1907), «Сорок лет искания рационального мировоззрения» (1912).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ (
1845–1916) – русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог, лауреат Нобелевская премия по физиологии и медицине (1908) за работы по иммунологии. Родился в украинской деревне Ивановке неподалеку от Харькова, учился в Харьковском лицее. Его статья с  критикой учебника по геологии, которую он написал в 16 лет, была опубликована в московском журнале. В 1862 г., окончив среднюю школу с золотой медалью, он поступает в Харьковский университет. Мечников становится убежденным сторонником дарвиновской теории эволюции, доказывая, что у более высокоорганизованных животных должны обнаруживаться в строении черты сходства с низкоорганизованными, от которых они произошли. Он занимался изучением эмбриологии беспозвоночных в различных частях Европы,  доказывая, что зародышевые листки многоклеточных  животных  являются,  по  существу,  гомологичными  (демонстрирующими структурное соответствие), как и должно быть у форм, связанных общим происхождением. В возрасте 22 лет за свои научные исследования он был удостоен премии Карла Эрнста фон Баэра. В 1867 г., защитив диссертацию об эмбриональном  развитии  рыб  и  ракообразных,  Мечников  получил  докторскую  степень Санкт-Петербургского университета. Вслед за убийством царя Александра II в1881 г.  реакционные  действия правительства усилились, и  Мечников, подав в отставку, переехал в Мессины  (Италия), где начал заниматься патологией (наблюдая за личинками морской звезды, он заметил, как подвижные клетки окружают  и  поглощают  чужеродные тела, подобно тому, как это происходит при воспалительной реакции у людей). Блуждающие клетки, которые он назвал фагоцитами (от греческого phagein «есть»), не только окружают и поглощают вторгшийся объект, но также резорбируют и уничтожают другие ткани, в которых организм более не нуждается. Он сделал вывод, что лейкоциты, подобно фагоцитам,  в  действительности  выполняют  защитную  или  санитарную  функцию.  В1886 г. Мечников вернулся в Одессу, чтобы возглавить вновь организованныйБактериологический институт, где он изучал действие фагоцитов, разрабатывая вакцины против холеры и сибирской язвы. Преследуемый жаждущими сенсаций газетчиками и местными врачами, упрекавшими его в  отсутствии у него медицинского образования, он вторично покидает Россию в 1887 г. Встреча с Луи Пастером в Париже привела к тому, что великий французский ученый предложил Мечникову  заведовать новой  лабораторией в  Пастеровском институте, где  он работал там в течение 28 лет, продолжая исследования фагоцитов, что привело к фундаментальным  открытиям  природы  иммунной  реакции.  Наиболее  важный вклад  Мечникова в науку носил методологический характер: цель ученого состояла  в  том,  чтобы  изучать  «иммунитет  при  инфекционных  заболеваниях  с позиций клеточной физиологии. Когда представления о роли фагоцитоза и функции лейкоцитов получили более широкое распространение среди иммунологов, Мечников обратился к другим идеям – к проблемам старения и смерти. В 1903 г. он опубликовал книгу, посвященную «ортобиозу» – или умению «жить правильно». «Этюды о природе человека», в которой обсуждается значение пищи и обосновывается  необходимость  употребления  больших  количеств  кисломолочных продуктов, или простокваши, заквашенной с помощью болгарской палочки. Имя Мечникова связано с популярным коммерческим способом изготовления кефира.

Источник: Философия науки и техники: словарь

МЕЧНИКОВ Илья Ильич
3(15)05.1845, д. Ивановка Харьковской губ. - 2(15).07.1916, Париж) - биолог и антрополог. Окончил Харьковский ун-т (1864), до 1867 г. учился за границей, проф. Новороссийского (Одесского) (до 1882) и Петербургского ун-тов. В 1908 г. награжден Нобелевской премией за фагоцитарную теорию иммунитета. Работы М. "Этюды о природе человека" (1903), "Этюды оптимизма" (1907), "Сорок лет исканий рационального мировоззрения" (1913) посвящены размышлениям "о человеческой природе и средствах изменить ее с целью достижения наибольшего счастья". Долгая плодотворная жизнь и безбоязненная смерть - вот к чему нужно, считал он, стремиться человеку, однако дисгармония человеческой природы обрекает человечество на сознание собственного бессилия перед лицом болезней, немощной старости и неизбежной смерти. В противовес всецелому и полному смирению перед лицом смерти М. разработал концепцию ортобиоза, в основе к-рой лежит этическая система здоровья и счастливой жизни, видящая в смерти естественное завершение жизненного цикла. Руководствуясь "рациональной нравственностью" и активной саморегуляцией, человек способен устранить или смягчить несоответствия своей природы, тем самым достичь бодрого душевного настроения. Средствами продления жизни, по М., являются: исправление физических недостатков и др. несовершенств; победа над болезнями, укорачивающими жизнь; противодействие вредным привычкам; соблюдение правил гигиены; разумное социальное переустройство. Продление жизни должно идти рука об руку с сохранением сил и способности к труду, ибо, по мнению М., надо продлевать жизнь, а не старость. М. ввел понятие инстинкта (чувства) жизни, к-рый лежит в основе отношения человека к себе, жизни и здоровью. Постепенное раскрытие душевных способностей человека, понимание им смысла жизни не совпадает с развитием инстинкта жизни, т. е. существует противоречие между социальной и биологической зрелостью, и в этом М. видел главную дисгармонию человеческой жизни. В результате люди часто бывают пессимистами в молодости и оптимистами в зрелые годы. Жить по законам ортобиоза - значит стремиться к гармонии между желаемым, возможным и действительным, что приведет к формированию оптимистического мировоззрения, способствующего продлению жизни, желанной и полной смысла. Активное долголетие, по М., возможно только при условии творческого и заинтересованного отношения к жизни. Объективный критерий продолжительности жизни - время появления инстинкта естественной смерти. Когда это время наступает, его можно продлить, если к естественному процессу старения подойти с позиций научной обоснованности физических возможностей организма, заложенных природой, и нравственного потенциала человека. М. считал, что гармоничное функционирование всех органов само по себе не может рассматриваться как идеал здоровья. Он был убежден, что человеческие чувства симпатии и разумности развиваются наравне с естественными инстинктами и этапами биологического становления. Так, напр., детство, любовь, материнство - это не только физиологические, но и нравственные и социальные состояния. Исходя из этого, М. предлагал всестороннее рассмотрение человеческой жизни на основе единства анрополого-биологических, физических, психосоматических, этических и социальных факторов. Т. обр., в своей этике М. отходил от сугубо биологического понимания человеческой жизни как не отражающего всей ее сущности и специфики, выявить к-рую можно только с помощью таких понятий, как счастье, справедливость, знание, творчество. Именно они выражают наполненность и гармонию жизни, способствуют утверждению чувства удовлетворенности ею и появлению инстинкта естественной смерти. Отсюда принципы ортобиоза сводятся к обоснованию своеобразной "этики души и тела" в их гармоничном взаимодействии на базе здорового образа жизни. Счастье заключается в нормальной эволюции инстинкта жизни, приводящей к спокойной старости и, наконец, к чувству насыщенности жизнью. Об-во обязано создать условия для реализации ортобиоза как образа жизни, обеспечить возможность человеку развить свою индивидуальность, что будет способствовать сохранению здоровья и гармоничному долголетию.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
204.75 кб

ИЛЬЯ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ И МУЗЕЙ ЕГО ПАМЯТИ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ)

Колотилова Н.Н.
Обсуждается история создания Музея памяти И.И. Мечникова (1926) и его дальнейшая судьба.