МАЗДЕИЗМ
МАЗДЕИЗМ
распространенное название ряда др.-иранских религ. систем, происходящее от имени верховного божества Ахурамазды. Впервые культ Ахурамазды засвидетельствован в сев.-зап. Иране в 8 в. до н.э. Термин "М." иногда употребляется как синоним зороастризма, особенно для сасанидского периода (3–7 вв.). М., однако, не ограничивается зороастризмом, ряд почитающих Ахурамазду др.-иранских религий (персов ахеменидского периода, мидийских магов и др.) расходится с ним по мн. положениям.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
МАЗДЕИЗМ
религия, господствовавшая в Мидийском гос-ве (IX - VI в. до н. э.) и др.-перс. царстве Ахеменидов (VI—IV в. до н. э.); название происходит от имени верховного бога Мазды (Ахурамазды). М. имеет много общих черт с зороастризмом, но не вполне совпадает с ним. Общей чертой обеих религий являются культ бога небесного свода Ахурамазды, ведущего борьбу со злым богом Анхра-Майнью, и культ огня. В М. Ахурамазда является покровителем царской власти, вступающим в сношения с царем без посредничества к.-л. «пророка» (Заратуштра не упоминается ни в одной из надписей Ахеменидов). В отличие от зороастризма в М. не проявляется влияние родо-племенных традиций: М. вполне откровенно освящает рабовладельч. деспотию. Противники царя объявляются в нем ненавистными Ахурамазде. До правления царя Ксеркса (V в. до н. э.) Ахурамазда считался в М., хотя и главным, но не единств, богом: наряду с ним почитались местные племенные боги (дэвы), отвергаемые зороастризмом. Ксеркс произвел в начале своего правления централизацию культа. Почитание дэвов было воспрещено. Однако в надписях последующего времени наряду с Ахурамаздой все же упоминаются богиня Анахита и божество Митра (иногда считавшееся женским, иногда мужским). Были попытки провозглашения царя Ксеркса «спасителем» мира и провозвестником «истинной веры».
Обряды М., по-видимому, мало отличались от зороастрийских, но М. не запрещал захоронения трупов В гробницах. Д. Г. Редер
Обряды М., по-видимому, мало отличались от зороастрийских, но М. не запрещал захоронения трупов В гробницах. Д. Г. Редер