МАУТНЕР Фриц

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАУТНЕР Фриц
1849-1923) - представитель бурж. свободомыслия, нем. историк атеизма, философ позитивистск. толка, сторонник агностицизма и субъективного идеализма. В целом сочувственно относился к атеизму, видя его позитивные черты в антидогматизме и антиклерикализме. Осн. труд М. «Атеизм и его история на Западе» (4 т., 1920-1923) содержит полезный фактич. материал, к-рый, однако, обобщен с идеалистич. позиций. М. не признавал соц. обусловленности атеизма, давал ненауч. трактовку целого ряда атеистич. учений, в т. ч. марксистского.

Источник: Атеистический словарь

МАУТНЕР (Mauthner) Фриц
род. 12 нояб. 1849, Хоршиц, Богемия - ум. 29 июня 1923, Мерсбург, Боденское озеро) - нем. представитель философии языка. Как сторонник крайнего номинализма отрицал собственную ценность познания; то, что называют прогрессом познания, в действительности представляет собой лишь изменение слова благодаря его метафорическому употреблению. Философы спорят о словах; спор можно решить только путем радикальной критики философской терминологии. Осн. произв.: "Beitrдge zu einer Kritik der Sprache", 1901-1902; "Die Sprache", 1907; "Wцrterbuch der Philosophie", 1910-1911; "Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande", 1920-1923.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАУТНЕР Фриц
(Mautliner, 18491923) - нем. бурж. историк и философ-идеалист, автор «Филос. словаря» (1910—1911), а также одного из первых в бурж. историографии трудов по истории атеизма «Атеизм и его история на Западе» (4 т., 1920 - 1923), монографии «Атеизм в эпоху великой франц. революции» (русск. пер. - Л. - М., 1924) и др. Рассматривая идеологию безотносительно к социальным условиям, к классовой борьбе, сводя суть явлений к условному смыслу слов, М. фальсифицировал историю религии и атеизма. В частности, он игнорировал нар. еретич. движения ср. веков, замалчивал радикальных представителей атеистич. мысли. Последоват. атеизм он пытался подменить антинаучным и реакц. «атеистич. мистицизмом».

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МАУТНЕР Фриц
философ языка; p. 22. 11. 1849 (Хоршиц, Богемия) — ум. 28.6. 1923 (Мерсбург, Боденское озеро); как представитель крайнего номинализма отрицал собственную ценность познания; то, что называют прогрессом познания, в действительности представляет собой лишь изменение слова благодаря его метафорическому употреблению. Философы спорят о словах; спор можно решить только путем радикальной критики философской терминологии. Осн. соч.: Beiträge zu einer Kritik der Sprache, 3 Bde., 1901— 1902, 1923, 1982; Die Sprache, 1906; Wörterbuch der Philosophie, 2 Bde., 1910—1911, 1980, 3 Bde., 1923—1924; Erinnerungen, 1918 (переизд. под названием: Prager Jugendjahre. Erinnerungen, 1969); Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, 4 Bde., 1920—1923, 1963; Die drei Bilder der Welt. Ein sprachkritischer Versuch, 1925.
T. Kappstein. F. M., 1926; G. Ipsen. Sprachphilos. der Gegenwart, 1930; J. Kühn. Gescheiterte Sprachkritik. F. M.s Leben u. Werk, 1975; W. Eschenbacher. F. M. und die dt. Literatur um 1900, 1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАУТНЕР Фриц
22 ноября 1849, Хорице, Богемия — 29 июня 1923, Меерсбург, Германия) — австро-немецкий писатель, литературный критик и философ. По своему первоначальному образованию — журналист. Испытал влияние британского эмпиризма и номинализма, А. Шопенгауэра, феноменалистической эпистемологии Э. Маха, а также кантовского критицизма. Одним из первых среди немецкоязычных авторов стал рассматривать язык с философской точки зрения. Маутнер поддерживал осуществленную Кантом критику разума, однако упрекал немецкого философа в непонимании того, что разум и есть язык: в философии Маутнера разум (интеллект) тождественен языку Все философские проблемы для него суть языковые проблемы. При этом он опирался на естественный язык и невысоко оценивал попытки его формализации. Ранний Л. Витгенштейн в «Логико-философском трактате» полемически высказывался по поводу маутнеровской критики языка, однако в поздний период становится явным значительное влияние идей Маутнера на Витгенштейна. Э. Кассирер критиковал теорию познания Маутнера за скептицизм и доведение до предела принципов эмпиризма.
Маутнер стремился к разработке последовательно номиналистической теории познания. Он вел борьбу с реификацией общих понятий, разоблачал политическое околдовывание людей такими общими понятиями, как «народ», «раса», «дух». Язык философии для Маугнера — тот же обыденный, повседневный язык, лишь подвергшийся некоторому уточнению. Любой язык, в т. ч. язык философии и науки, метафоричен. Двусмысленности и неясности языка связаны именно с его метафоричностью и являются причиной заблуждений познания. Маутнер считал, что язык в целом более приспособен для поэзии, чем для философии и науки. Научные законы он оценивал лишь как временные индуктивные обобщения, которые с лингвистической точки зрения представляют собой реифицкрованные метафоры. Логику он сводил к психологии языка и считал, что может быть много различных логик.
Основная цель исследований Маутнера — определить природу и пределы языка. В «Словаре по философии» (Worterbuch der Philosophie: Neue Beitrage zu einer Kritik der Sprache. Munch., 1910) дается объяснение психологического происхождения слов, а затем показывается, как в истории философии эти слова подвергались реификации. Отвергая мнение философов и логиков о том, что смысл слов объективен, Маутнер утверждал, что нет языка как такового (это лишь реифицированное общее понятие), а есть отдельные люди, использующие язык в своих целях. Язык — не какая-то универсальная сущность, а активность, социальное явление. Отсюда особое внимание Маутнера к прагматическим аспектам языка. «Критика языка» должна завершаться «молчанием». Маутнеровская философия обыденного языка не пользовалась значительным влиянием при жизни ее автора, однако интерес к ней сильно возрос в 1960—70-х гг.
Соч.: Beitrage zu einer Kritik der Sprache. Stuttg., 1901—1903; Die Sprache. Fr./M, 1906; Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, 4 Bde, 1920-1923; Ausgewahlte Schriften, 6 Bde, 1949; в рус. пер.: Атеизм в эпоху Великой Французской революции. Л,—M., 1924. Лит.: WeilerG. Mauthners Critique of Language. Cambr., 1970.
А. Ф. Грязное

Источник: Новая философская энциклопедия