25 сентября 1903, Аурангабад, Индия — сентябрь 1979) — основатель и идеолог мусульманской фундаменталистской организации «Джамаат-и ислами». Родился в семье адвоката. Получил домашнее образование. С 16 лет занимался религиозно-политической деятельностью и журналистикой. С 1932 издавал в Хайдарабаде ежемесячник «Тарджуман ал-Куран», в 1941—47 «Джамаат-и ислами». После раздела Индии переехал в Пакистан. За антиправительственную деятельность неоднократно подвергался тюремному заключению. С 1958 руководимая Маудуди «Джамаат» становится заметной силой в пакистанской межпартийной борьбе. С 1960-х гт. влияние Маудуди и его движения получили широкое распространение в Индии, Афганистане и др. странах. Маудуди — идеолог «исламского пути развития» регрессистско-возрожденческого толка. Выступал с апологетикой ислама как «самого совершенного из вероучений, содержащего ответы на все кардинальные вопросы этики». Утверждал, что «таууйд» полностью исключает свободу воли и индивида: «Бог — единственный суверен». В государственной практике предписывал полное подчинение эмиру — пожизненному духовному и светскому главе государства с неограниченными полномочиями и богословам из числа наименее оскверненных западным влиянием (таковых не более 5%). Маудуди прямо выступал против демократии: главная цель исламского государства — осуществление заповедей Аллаха, а не воли народа. Критиковал одновременно капитализм и социализм, признавал священное право частной собственности и предлагал обеспечить социальную справедливость посредством налога в пользу бедных, мусульманского наследственного права ц запрета на ростовщичество.
Соч.: Maiidoodi A. A. Towards Understanding Islam. Delhi. 1961.
Лит.: Степанянц M. T. 0 некоторых сторонах идеологии и политики «Джамаат-м ислам» в Пакистане. — «Краткие сообщения Института Народов Азии», в. 71. M., 1964.
M. T. Степанянц