МАТРИАРХАТ
Матриархат
лат. mater (matris) – мать + гр. arche – власть) – предшествующая патриархату эпоха в развитии первобытнообщинного строя, характеризующаяся матрилинейным родом, руководящей ролью женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.
Источник: Словарь по культурологии
Матриархат
по И.Бахофену – предполагаемая форма общественного устройства на ранних этапах развития первобытно-общинного строя, характеризующаяся доминирующей ролью женщины в семье, хозяйстве, общественной жизни. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщины.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Матриархат
лат. mater (matris) – мать + гр. arche – – начало, власть, букв. – власть матери)) предшествующая патриархату эпоха в развитии первобытнообщинного строя, характеризующаяся матрилинейным родом, руководящей ролью женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни. одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытнообщинного строя, у некоторых народов предшествовал патриархату. Характеризуется доминирующим положением женщины, матрилинейностью наследования имущества, социального положения, матрилокальностью или дислокальностью брачных поселений.
МАТРИАРХАТ
лат. mater — мать, греч. arche — власть) — форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и др. жизненно важные функции) и в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов и т. д.). В области семейных отношений М. характеризовался матрилокальностью (приходом мужчин в семьи родовой общины) и матрилинейностью (счетом родства по матери). Совр. наука установила, что М. существовал не у всех народов. По мнению ряда ученых, он не являлся особой стадией развития первобытнообщинного строя.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Матриархат
(материнский род)— историческая ступень в развитии первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном хозяйстве. М. существовал у всех народов без исключения. При групповом браке, имевшем место на низших стадиях развития об-ва, отец детей не был известен, известна была лишь мать. Поэтому происхождение могло быть установлено лишь с материнской стороны, признавалась только женская линия родства. Женщина держала в своих руках все хозяйство рода. Охота, к-рой занимались мужчины, не давала надежных средств существования. Более производительным земледельческим трудом вначале занимались гл. обр. женщины. Уход за детьми, за жилищем, поддержание общественного домашнего очага, заготовка запасов, работа на огороде, приготовление пищи и т. д. — таковы были функции женщины. С возникновением и развитием скотоводства роль женщины уменьшается. Гл. производительной силой в об-ве, собственником орудий производства, скота, а впоследствии и рабов становится мужчина. В силу этого он встает во главе родовой общины (Патриархат).
Источник: Философский словарь. 1963
МАТРИАРХАТ
от лат. mater – мать и греч. ???? – начало, власть) – термин, обычно применяемый для обозначения эпохи материнского рода, основного этапа в истории первобытного общества времени его расцвета. В этом значении М. характеризуется большой ролью женщины в хозяйстве и ее равноправным с мужчиной положением в обществе. Кроме того, этим же термином обозначается специфическая и неуниверсальная форма разложения первобытнообщинного строя, при к-ром женщины приобретают господств. положение в обществе и материнский счет родства сменяется отцовским уже после образования раннеклассового государства. В последнее десятилетие мн. сов. ученые (М. Г. Левин, А. Л. Монгайт, А. И. Першиц) предлагают не употреблять термин "М." для обозначения всемирно-историч. эпохи материнского рода, сохранив за ним лишь его второе, буквальное значение. Напротив, нек-рые другие специалисты (М. О. Косвен) продолжают применять термин "М." в обоих значениях, ограничиваясь его разделением на ранний и развитый. Термин "М." вошел в литературу в 80-х гг. 19 в. Для обозначения того же понятия употреблялись и отчасти до сих пор употребляются такие термины, как "матернитет", "материнское право", "гинекократия". Древнейшие сообщения о матриархальных порядках содержатся в античной литературе (Геродот, Гераклид Понтийский, Страбон, Николай Дамасский, Диодор Сицилийский, Плиний, Тацит). Первым и наиболее известным из них является свидетельство Геродота о ликийцах (5 в. до н.э.), у к-рых счет родства велся по материнской линии и девушки сами выбирали себе мужей. Отражением матриархальных порядков являются бытующие в античной литературе рассказы о женщинах-воительницах – амазонках (см. М. О. Косвен, Амазонки. История легенды, "Сов. этнография", 1947, No 2, 3). В ср. века господствующей являлась патриархальная теория (см. Патриархат). В то же время продолжалось накопление данных о матриархальных порядках у народов различных частей света. С 17 в. появляются первые сообщения о матриархальных порядках у народов Сев. Америки. Англ. философ Гоббс впервые обосновал неизбежность власти матери над детьми отсутствием в природном, т.е. первобытном, состоянии человечества брачных законов и неизвестностью отца (см. "Левиафан", М., 1936, гл. 20). К сер. 19 в. этнография накопила обширный материал о материнско-родовых порядках у различных народов земного шара. Но этот материал почти не был систематизирован и теоретически осмыслен (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 22, с. 215). С 1861, когда вышло в свет "Материнское право" И. Бахофена (J. Bachofen, Das Mutterrecht), началось создание теории матриархата как всемирно-историч. стадии. Ближайшим преемником Бахофена стал Дж. Ф. Мак-Леннан. Как и Бахофен, он считал, что в истории семьи материнское право предшествует отцовскому. В 1877 вышла книга Л. Моргана "Древнее общество" (L. Н. Morgan, Ancient society, рус. пер. – 1900, нов. изд., 1935). В ней Морган впервые связал матрилинейную филиацию с родовой организацией, тогда как его предшественник Бахофен обошел вопрос о роде. Морган доказал, что материнский род универсален и что он предшествует отцовскому роду. Однако лишь Энгельс создал стройное учение о материнском роде как обязательном и основном этапе в истории первобытного общества. Учение Энгельса о материнском роде и его универсальности стало одним из краеугольных камней учения марксизма о единстве историч. процесса. Именно поэтому с конца 19 в. реакционная бурж. наука ведет яростную борьбу против теории об эпохе материнского рода как обязательном этапе развития человеч. общества. Археологически эпоха материнского рода имеет большую протяженность, охватывая время от позднего палеолита до развитого неолита. Осн. занятиями человека в эту эпоху были охота, собирательство, рыболовство, а в более позднее время примитивное мотыжное земледелие. Основой производств. отношений являлись коллективный труд и обществ. собственность на орудия и средства производства. Производств. отношения в этот период выступали в форме кровно-родств. отношений сородичей. Осн. обществ. единицей была материнская родовая община, в позднейшее время делившаяся на несколько больших материнских домохозяйств. Развитой племенной организации не было. Она появилась лишь в конце эпохи материнского рода. Существовала дуальная экзогамия, т.е. постоянная связь двух брачащихся родов. Брак был сначала групповым, позднее он сменяется парным браком с сильными пережитками группового. Поселение супругов было сначала дислокальным, а в более позднее время матрилокальным. Для религии человека этой эпохи характерны анимизм, тотемизм и магия. Наивысшее специфич. выражение она нашла в культе женских духов-покровителей. При особо благоприятных условиях (развитое мотыжное земледелие) материнский род перерастает в собственно М., характеризующийся господством женщин в обществе и являющийся наряду с отцовским родом и первобытной безродовой соседской общиной одной из форм разложения первобытнообщинного строя. Известны случаи сохранения собственно М.и в раннеклассовых государствах (Ашанти, Дагомея, Древний Египет). В 19–20 вв. на земном шаре не сохранилось обществ, к-рые могли бы считаться классическими для эпохи материнского рода. Наиболее близок к классич. типу род ирокезов, реконструированный в 19 в. по пережиткам Л. Морганом. До последнего времени материнский род сохранялся у индейцев хопи юго-запада США, сери Мексики и локоно (область тропич. лесов Южной Америки). Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; ?олстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948, с. 329; Косвен М. О., М. История проблемы, М.–Л., 1948; его же, О периодизации первобытной истории, "Сов. этнография", 1952, No 3; Монгайт А. Л., Першиц А. И., Нек-рые вопросы первобытной истории в сов. литературе послевоенных лет, "Вопр. истории", 1955, No 1, с. 137; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957, с. 124–25; Семенов Ю. И., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "Вопр. философии", 1959, No 7, с. 146–47; Першиц А. И., Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, в сб.: Тр. ин-та этногр. АН СССР, т. 54, 1960, особ. с. 166; Вriffault R., The mothers. The matriarchal theory of social origins, N. Y., 1931; Lion J., Quelques observations sur les probl?mes du Patriarcat et du Matriarcat, "Rev. Psychol. Peuples", 1962, No 4. Л. Файнберг. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.