МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
Материальное единство мира
один из принципов монистической философии, согласно которому мир един через свою материальность. Данный принцип является одним из основных в системе диалектического материализма. Это философское направление исходит из того, что в основе всего лежит движение единой материи. Материальное единство мира, с точки зрения представителей этого подхода, проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискретность в строении объективной действительности, то есть наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем. Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во «включении» менее сложных систем в более сложные и вместе с тем в несводимости специфических закономерностей последних к первым.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
базисный принцип материалистического монизма, находящийся в неразрывной связи с другими его принципами: детерминизма, причинности, отражения и др. Принцип исходит из признания единства (общности) всех явлений мира (природных и социальных), отражаемых в человеческой психике и сознании. Противостоит как дуализму и плюрализму, так и идеалистическим версиям монизма. М.е.м. предполагает, вопервых, субстанциональное единство всех явлений и процессов мира, заключающееся в его материальности; вовторых, М.е.м. понимается как атрибутивное его единство (какую бы часть — вид, фрагмент — материи ни рассматривать, она, как и все другие части, будет обладать полным набором известных свойств, называемых атрибутами; втретьих, генетическое единство; вчетвёртых, всеобщность законов, которым подчиняются как природные и социальные процессы в единстве, так и мир человеческого познания.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
базисный принцип материалистического монизма, находящийся в неразрывной связи с другими его принципами: детерминизма, причинности, отражения и т.д. Фундирует собою классические системы материалистического монизма от античной натурфилософии до марксизма. Принцип М.Е.М. исходит из признания единства (общности) всех явлений мира (природных и социальных), отражаемых в человеческой психике и сознании. Противостоит как дуализму и плюрализму, так и идеалистическим версиям монизма. Семантически принцип М.Е.М. предполагает, во-первых, субстанциональное его единство: субстанцией всех явлений и процессов мира полагается материя. Во-вторых, М.Е.М. понимается как атрибутивное его единство (какую бы его часть (вид, фрагмент) материи не рассматривать, она, как и все другие части материи, будет обладать полным набором известных свойств, называемых атрибутами). В-третьих, генетическое единство (какие бы ни были перед нами виды (формы, фрагменты) материи, как бы они не отличались друг от друга - все эти виды, как об этом свидетельствует наука, имеют общие истоки и корни). В-четвертых, номологическое единство мира: все в мире (как природные и социальные процессы, так и мир человеческого познания) подчиняется одним и тем же всеобщим законам. (См. также: Монизм, Дуализм, Плюрализм).
Г.В. Беляев
Г.В. Беляев
Источник: Новейший философский словарь
МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
принцип материализма, утверждающий, что мир есть движущаяся материя и не существует ничего, что не было бы определенным видом материи, ее свойством или формой ее движения. Этот принцип формировался на основе успехов науч. познания и практического освоения природы человеком. Для домарксист. материалистов характерно было связывать М. е. м. с признанием существования простейшей материальной первоосновы, модификациями к-рой они пытались представить все существующие вещи и явления. В Новое время в качестве такой первоосновы принимались чаще всего мельчайшие неделимые частицы - атомы. В кон. 19 в. было обнаружено, что атомы сложны и состоят из еще более мелких ча стиц, получивших позднее название элементарных. Однако и элементарные частицы не есть предельно простое начало. В. И. Ленин еще в 1908 писал, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом» (т. 18, с. 277), что подтверждается совр. физикой, к-рая все ближе подходит к раскрытию сложной структуры элементарных частиц. Отбросив идею единой простой неизменной первоосновы, диааек-тич. материализм утверждает неисчерпаемое качеств, многообразие движущейся материи. Всеобщая взаимосвязь видов материи, а также наличие у них таких всеобщих сторон и свойств, как движение, пространство, время, детерминизм, отражение, и обусловливают М. е. м. Марксист, философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, высш. форму отражения, что укрепляет принцип М. е. м. Сторонники идеализма и религии. противопоставляя сознание материи как особую сверхъестеств. реальность естеств. реальности, отрицают М. е. м. Мир у них распадается на два: духовный и материальный, что извращает дейст-вит. картину мира, создает препятствия на пути человеч. познания.
Источник: Атеистический словарь
МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
одно из основных положений материалистической философии. В самом общем виде это положение состоит в признании того, что существует единое, всеобщее материальное (т. е. не зависящее от какого-либо духа и сознания) начало, лежащее в основе всего многообразия вещей и явлений мира. Древнегреческие философы отождествляли это всеобщее начало с определенным веществом: водой (Фалес), огнем (Гераклит) пт. п. В последующем развитии науки и философии сложилось особое понятие для обозначения этой основы всего существующего — понятие материи. Единство мира состоит в том, что в нем нет ничего, что не было бы проявлением материн и ее свойств. Это значит, что: 1) все предметы и процессы в мире взаимосвязаны, являются моментами бесконечного самодвижения и саморазвития материи, 2) все подчинено единым всеобщим естественным законам, нет никаких сверхъестественных сил. Единство мира, подчеркивал Энгельс, состоит в его материальности, к-рая доказывается всем развитием науки и философии, а также всей общественной практикой. Обоснование положения о М. е. м. сталкивалось с трудностью объяснения сознания, мышления, духовных явлении. Диалектико-материалистическая философия преодолела эту трудность, поняв сознание как продукт исторического развития материи, как функцию высокоорганизованного материального органа — мозга. Однако, являясь свойством, функцией материального органа, сознание само не становится чем-то материальным. Деятельность сознания носит идеальный характер; она существенно отличается от материальной деятельности, создаю шей и изменяющей реальные предметы. Положение о М. е. м. включает в себя, таким образом, признание объективного различия материи и сознания. Диалектический материализм обосновывает не тождество, а единство материи и сознания путем раскрытия их действительного отношения: первичности материи, вторичности сознания.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970