передовое философское направление, органически связанное с утопическим социализмом, идеями демократизации и революционного преобразования об-ва, высшее достижение домарксистского материализма. Непосредственными идейными источниками его являются материалистические, социалистические и атеистические традиции западноевропейской и рус. философии 17—19 вв., передовое естествознание 19 в. с присущими ему стихийно-диалектическими идеями. Мощным фактором, формировавшим и обогащавшим это течение рус. мысли, явилась революционная практика, особенно развитие освободительного движения в России, совершавшего в 40—60-х гг. переход от дворянской революционности к революционному демократизму. Существенное влияние прослеживается также со стороны идей Просвещения, немецкой классической философии, русской литературы 19 в. Своеобразие данного направления состояло в том, что его идеи развивали не просто единомышленники, но оригинальные мыслители, чьи построения не только взаимно дополнялись, но и выражались в форме самостоятельных и зрелых концепций. В развитии этой философии выделяются два осн. этапа: 40-е гг. — период становления (Белинский. Герцен. Петрашевский, Огарев); 50— 60-е гг.— полное теоретическое оформление и систематизация, образование школы философского материализма во главе с Чернышевским (Добролюбов, Писарев, Шелгунов, Н. и А. Серно-Соловьевичи, Антонович и др.). М. р. р. д.— воинствующий материализм, направленный на идейно-теоретическую борьбу с философской и политической реакцией, обскурантизмом и религией. Утверждение высокого авторитета науки и опытного знания, критика метафизики не сопровождались в нем ни позитивистскими крайностями, ни простым воспроизведением метафизического материализма 18 в. Он во многом преодолел черты ограниченности, созерцательности предшествующего материализма, являясь составной частью общеевропейского движения прогрессивной общественной мысли, он отражал насущные исторические вопросы своей эпохи (крушение старорежимной феодальной Европы, ликвидация феодальной отсталости, завершение буржуазных революций, угасание буржуазной революционности), к-рые осмысливались уже не в духе традиционного просветительства, хотя его влияние еще сохранялось, особенно в применении материалистически истолкованного антропологического принципа. В рамках данного направления вырабатывалась методология объяснения мира и человека, доводившая решение мировоззренческих, общетеоретических проблем до конкретных вопросов жизни, исходившая из т. зр. социально-политической обусловленности философии, связи философии и политики, теории и жизни. Линия на соединение материализма с идеями диалектики, проводившаяся революционными демократами, вела к плодотворной концепции диалектики как “алгебры революции” (Герцен), к идее о возможности ускорения общественного развития, перехода от низших ступеней общественно-исторического развития к высшим, минуя “средние логические моменты” (Чернышевский), и др. плодотворным результатам, к материалистическим тенденциям в социологии. Осознание огромной важности диалектических принципов, истолкование их в духе, отличном от гегелевского, не привело, однако, революционных демократов к диалектическому и историческому материализму.