основное направление философии французского Просвещения 18 в.
Первым представителем философии французского Просвещения, осуществившим оригинальный синтез картезианства, учения Гассенди и янсенизма, явился Б. Фонтенель (1657— 1757), творчество которого составило необходимое звено перехода от французской философии 17 в. к просветительской мысли 18 в. Составной частью философии французского Просвещения был деизм, представители которого, напр., Вольтер, исходили из абсолютного дуализма материи и движения, разделяли теорию врожденных идей, идею субстанциальности души и др. Отвергая средневековую схоластику, разоблачая фанатизм и нетерпимость католической церкви, деисты рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» — в качестве социального регулятора исторического процесса. Утверждаемая ими теория общественного договора строилась на представлении о неизменной сущности абстрактного человека.
Другим философским течением французского Просвещения был открытый материализм, сформировавшийся в процессе критики деизма на базе естественнонаучных идей Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона. Систематическое изложение основных идей французского материализма 18 в. было дано в сочинении П. Гольбаха «Система природы» (1770), где было развито учение о материи как объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и воздействующей на наши органы чувств, о материальном мире как целостной системе, о движении как атрибуте несотворенной материи. Отстаивая принципы материалистического сенсуализма, Гольбах подверг критике субъективный идеализм Дж. Беркли, учение Декарта о врожденных идеях, гилозоизм и представления о субстанциальности души. К. А. Гельвеций в сочинении «Об уме» (1758), признавая объективное существование внешнего мира, считал природу множеством различных образований, а материю — не субстанцией, а совокупностью свойств, важнейшие из которых — протяженность, плотность, непроницаемость и движение. Отвергая теологическую и спиритуалистическую концепцию общества и человека, Гельвеций развивал идеи утилитаризма, согласно которым правильно понятый личный интерес составляет основу общественной жизни.
Применение принципов материалистического сенсуализма к изучению истории привело целый ряд просветителей (Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Руссо, Гельвеций) к признанию закономерного характера исторического процесса, к понятию исторической эволюции и теории исторического прогресса. Представления об уровнях организации материи, содержавшиеся в трудах французских метриалистов 18 в., были связаны с наметившимися у них идеями о развитии живой природы.
Атеистическое наследие французского метриализма не ограничивалось рационалистической критикой религии, а содержало аргументированное опровержение креационизма и телеологии, деистических доказательств существования Бога.
Лит.: Богуславский В. М. У истоков французского атеизма и материализма. М., 1964; Век Просвещения. М.—Париж, 1970; Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981; Момдмсян X. Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983; GusdoifG. Les principes de la pensee au siecle des Lumieres. P., 1971; Hazard P. La pensee europeenne au 18 siecle de Montesquieu a Lessing. P., 1964.
Ям
МАТЕРИАЛИЗМ ФРАНЦУЗСКИЙ
МАТЕРИАЛИЗМ ФРАНЦУЗСКИЙ
Источник: Новая философская энциклопедия
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
мировоззрение прогрессивной, борющейся против феодализма буржуазии, одна из форм домарксистской материалистической философии. От предшествующего материализма Ф. м. отличается боевым, острополемическим характером. Его крупнейшие представители — Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельвеций —решительно выступали против тирании, средневековых порядков, религии, идеализма, просвещая (головы для приближавшейся революции» (Энгельс). Ф. м. — это разновидность метафизического материализма. Он опирался преимущественно на механистическое понимание природы, к-рое давало естествознание того времени. Заслугой Ф. м. было то, что он подчеркивал активность материи, природы, не нуждающейся ни в каких первоначальных божественных толчках, рассматривал движение как основной ее признак, неотъемлемо связанный с самим ее существованием. Однако движение французские материалисты сводили главным образом к внешнему механическому перемещению тел. Им была чужда идея развития, представление о направленном качественном изменении вещей (в зародышевой форме эта идея имеется у Дидро, к-рый выдвинул положение об изменении видов организмов в зависимости от окружающих условий). В теории познания французские материалисты стояли на позициях материалистического сенсуализма. Все знания они выводили из ощущений, а деятельность мышления сводили в основном к простому комбинированию, к сравнению ощущений. Критерием истины они считали чувственное созерцание. При всей ограниченности их взглядов на познание (непонимание роли активной деятельности людей в познании, сложного характера познавательного процесса) французские материалисты были страстными поборниками знания, верили в безграничные возможности человеческого разума. Ф. м. был неразрывно связан с атеизмом. Его представители открыто критиковали религию и церковь, видя в них главное орудие духовного порабощения народа. И хотя они не понимали социальных корней религии, рассматривая ее как результат невежества и обмана, а главным средством борьбы с религиозными предрассудками считали просвещение, распространение знаний, их яркую, талантливую, остроумную критику религии высоко ценил Ленин. По мнению французских материалистов, в мире не может быть никаких сверхприродных духовных существ, никакого божественного произвола. Все в природе движется по неизменным, вечным естественным законам. Этим законам подчинен и человек, как естественное существо. Отличие его от других природных тел лишь в том, что ему присуща способность чувствовать и мыслить. Характер людей, содержание их мыслей и чувств зависят, согласно взглядам представителей Ф. м., не от их биологической природы, а от окружающей общественной среды. Не природа портит и развращает людей, а законы и нравы, господствующие в обществе. Отсюда делался правильный вывод о том, что поведение людей изменится только тогда, когда изменится общественная среда. Однако поскольку общественную среду французские материалисты сводили главным образом к государственному устройству, то и путь к ее изменению они видели преимущественно в изменении законов. Поэтому возможность общественного переустройства они связывали в основном с деятельностью законодателя, «просвещенного монарха», к-рая в свою очередь зависит от распространения просвещения, от борьбы с невежеством и предрассудками. Большое внимание французские материалисты уделяли проблемам этики. По их мнению, нет никаких установленных свыше (идущих от бога) моральных принципов. Религиозная мораль — это ханжеская мораль, враждебная человеку. Нравственно люди поступают тогда, когда они руководствуются своими интересами. Истинная мораль не должна противоречить стремлению человека к счастью. Однако требование исходить при оценке поведения людей из их личных интересов не означало проповеди безудержного эгоизма. По мнению французских материалистов, не всякий личный интерес может служить основой морали, а лишь такой, к-рый не противоречит интересам общества. Правильное же сочетание общественных и личных интересов достижимо лишь в обществе, разумно устроенном, просвещенном, основанном на совершенном законодательстве. Хотя В своих взглядах на общество французские материалисты были идеалистами и считали, что «мнения Правят миром», вместе с тем эти взгляды, будучи направленными против религиозных представлений о развитии общества, носили прогрессивный характер. Ф. м. оказал большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970