МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ
Материализм естественнонаучный
в марксистской терминологии – ансамбль стихийных, инстинктивных, неосознанных философских убеждений в материальности мира, его объективности и познаваемости, обязанный формировать взгляды большинства представителей естествознания (начиная от греческой философии природы и заканчивая современными естественными науками). Это не просто онтологическое утверждение (например, естественным бытием есть бытие материальное), но и неосознанное или молчаливое признание материального единства мира.
МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ
особый вид материализма, получивший распространение в естествознании 19–20 вв. и противоположный особым видам идеализма, к-рый приспосабливался к соответствующим разделам естествознания и их проблематике. Под М. е. обычно понимают: 1) либо содержание естественнонауч. открытий, объективно, независимо от воззрений и намерений их авторов и толкователей служащих фундаментом филос. материализма, способствующих изменению его формы и его прогрессивному развитию; 2) либо неоформленные филос. убеждения большинства естествоиспытателей, стихийно стоящих на позициях материализма; в этом смысле М. е. совпадает с материализмом стихийным, бессознательным, являясь его разновидностью, присущей мировоззрению естествоиспытателей (см. Естественно-исторический материализм); 3) либо материалистич. взгляды совр. естествоиспытателей на природу, не распространенные, однако, на общество (в этом смысле M. е. выступает как материализм естеств.-исторический, в отличие от материализма исторического, марксистского). Ленин приводил оценку взглядов Геккеля, к-рая дана Мерингом: "Геккель – материалист и монист, но не исторический, а естественно-исторический" (Соч., т. 14, с. 340). С т. зр. такого понимания М.е. изложение успехов естествознания, укрепляющих и развивающих материализм вообще, совпадает с "изложением победного шествия естественно-исторического материализма" (там же, с. 341). В М. е. могут быть выделены разновидности в зависимости от той области естествознания или той группы естеств.-науч. проблем, в связи с к-рыми развивается данный вид материализма (см. о них в ст. Материализм). Соединяя вместе все эти три различные толкования М. е., можно принять более общее его толкование как материализма в естествознании. Б. Кедров. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
(естественно исторический материализм) — стихийный, философски неосознанный материализм, на позициях к-рого стоит подавляющее большинство естествоиспытателей в буржуазном обществе. Сущность Е. м. составляет стихийное убеждение ученых в том, что внешний мир существует объективно, независимо от человеческого сознания, и что сознание представляет собой верное отражение этого мира. К этому убеждению ученые приходят под влиянием прогресса естествознания, в силу характера самой научной деятельности. В своих исследованиях естествоиспытатели имеют дело с объективно существующими явлениями. И это заставляет их, вопреки господствующему в капиталистическом мире идеалистическому мировоззрению, часто даже не отдавая свое отчета, становиться на материалистическую точку зрения. Однако Е. м. из-за своего стихийного, философски бессознательного, неоформленного характера остается, в сущности, половинчатым, неглубоким, ««стыдливым» и недодуманным до конца материализмом» (Ленин). Он ограничивается материалистическим пониманием только природы, оставляя ученого во власти идеалистических представлений об обществе. Но самое главное — Е. м. не содержит последовательно научного решения основного вопроса философии, не дает четкого разграничения противоположных философских лагерей — материализма и идеализма. Он не гарантирует ученых от колебаний, от уступок идеализму, особенно в тот период, когда под влиянием крупных открытий происходит ломка старых научных представлений, теорий и естествоиспытатели вынуждены создавать новые, выходя в своих обобщениях за рамки узкоспециальных исследований. Следовательно, стихийный материализм не вооружает ученых для последовательной борьбы с враждебными науке идеалистическими воззрениями. «Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (Ленин).
Источник: Краткий словарь по философии. 1970