МАТЕРИАЛ ИСКУССТВА

Найдено 1 определение
МАТЕРИАЛ ИСКУССТВА
веще ственный» первоэлемент, используемый в различных видах искусства для воплощения творческого замысла художника: звук — в музыке, слово — в лит-ре, цвет и линия — в живописи, дерево, мрамор или бронза — в скульптуре и т. д. В творческом процессе этот М.— готовый или полуготовый — выступает в своем эстетическом качестве, т. е. как звук. музыкальный. худож. слово и т. п. Архитектор, работая над проектом будущего здания, учитывает не только технический уровень строительства, но и худож. возможности используемых М. (камень, бетон, стекло и т. д.). В театре и кино М. и. служат природные, физические данные актера — его голос, тело, нервы, физиологическая и психическая структура, получившие определенную подготовку и развитие. Для режиссера, осуществляющего собственный замысел постановки спектакля или фильма, в качестве такого материала выступают пьеса или сценарий,-артисты, декорации или натура, музыка. С помощью М, и. художник «одевает» образы, созданные его фантазией и воображением, в языковую оболочку (Язык искусства), объективирует их. Иногда, как напр., в архитектуре, свойства природного М., распространенного в данной области или стране, накладывают неизгладимую печать своеобразия на сам вид иск-ва («каменная» архитектура — в Европе, «деревянная» — в северной и центральной части России, «ракушечная»—в Крыму и т. д.). Подчеркивая значение М. в создании образа или произв. иск-ва, Микеланджело говорил: «Лишь то ваятель создавать способен, что мрамор сам в себе уже таил». В этом преувеличении заключена немалая доля истины, ибо реализация творческого замысла, образной идеи художника во мй. зависит от особенностей и возможностей выбранного для его исполнения М. и. Так, скульптор учитывает, что бронза открывает возможности большей детализации, дерево обладает большей пластичностью, мрамор — теплотой. Успех замысла режиссера театра или кино в значительной мере определяется точностью выбранного состава исполнителей. Зависимость автора произв. от М. и. выражается, в частности, в том, что он не может безнаказанно для творчества игнорировать заложенные в используемом М. свойства, возможности, природные закономерности (напр., утрата смыслового значения слова в формалистической поэзии). Появление новых материалов и технических средств играет важную роль в становлении новых видов иск-ва (кинематограф, телевидение, фотоискусство) или нового стиля (конструктивизм в архитектуре подготовлен, помимо всего прочего, появлением таких строительных материалов, как бетон, железобетон и стекло). Прогресс химии дал иск-ву ряд новых материалов, напр. пластмасс, обладающих не только высокими техническими качествами, но и декоративными свойствами (богатство фактур, способность принимать самые разнообразные формы, передавать цвет в объеме и пр.), что широко используется в совр. архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.72 мб

Роль материала в искусстве эстампа

Бабкин Ф.
Читать PDF
104.96 кб

Проблемы формы и материала в современном искусстве

Рыков Анатолий Владимирович
Проблемы формы и материала в современном искусстве рассматриваются в данной статье в контексте авторской концепции авангарда. Различные подходы к проблемам формы и «бесформенного» в теории искусства ХХ в.
Читать PDF
238.74 кб

Натуральные материалы в декоративно-прикладном искусстве

Чжен Наталия, Чжен Ци, Чжан Жентье, Старкова Галина Петровна
Дан анализ традиционных ремесел, технологий и природных материалов на основе системного подхода в изучении предметов быта из различных природныхматериалов и технологий их выполнения не только с точки зрения функциональности,но и к
Читать PDF
19.94 мб

Душа человека XX века (на материале европейского искусства)

Казаков Евгений Фёдорович
В статье, на основании исследования образов европейского искусства XX века, анализируются проявления душевной жизни человека.
Читать PDF
544.90 кб

Душа человека XIX века (на материале европейского искусства)

Казаков Евгений Фёдорович
В статье, на основании исследования образов европейского искусства XIX века, анализируются проявления душевной жизни человека. Важнейшей её характеристикой выступает нарастание тенденции овнешнивания.
Читать PDF
349.52 кб

Специфика изучения времени на материалах средневекового искусства

Шуб Мария Львовна
Статья посвящена рассмотрению некоторых методологических проблем изучения времени как такового и изучения времени сквозь призму художественного пространства определённой исторической эпохи.
Читать PDF
21.02 мб

Душа человека XVII-XVIII веков (на материале европейского искусства)

Казаков Е.Ф.
В статье, на основании исследования образов европейского искусства XVII-XVIII веков, анализируются проявления душевной жизни человека Нового времени.
Читать PDF
175.57 кб

Применение полимерных материалов в бутафории декорационного искусства

Исаева С. В., Слепнева Е. В.
В статье рассмотрены современные технологии применения полимеров, которые используются для изготовления бутафории в театральном искусстве и повседневной жизни.
Читать PDF
381.19 кб

Взаимодействие искусств в творчестве В. Вулф (на материале малой прозы)

Коврижина Яна Станиславовна
Актуальность и цели. В последние десятилетия в отечественном и зарубежном литературоведении наблюдается повышенный интерес к теории интермедиального анализа художественного произведения.
Читать PDF
207.81 кб

Советское плакатное искусство как материал для культурологического исследования

Николаева Марина Филипповна
В настоящей статье, по результатам обзора историографии советского политического плаката, обосновывается эвристический потенциал культурологического исследования плакатного материала.
Читать PDF
213.65 кб

Синестезия как способ предвидения новых искусств (на материале русских романтиков)

Синцова Светлана Викторовна
Статья посвящена способам предвидения искусства.
Читать PDF
500.79 кб

Произведение искусства как плод игры-отношения художника и художественного материала

Жуковский Владимир Ильич
В статье рассматривается процесс создания произведения искусства как игра-отношение художника с художественным материалом.
Читать PDF
270.04 кб

ЕВГЕНИЙ КАЗАКОВ. ДУША ЧЕЛОВЕКА XVII-XVIII ВЕКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА)

Душенко К.В.
Читать PDF
232.76 кб

Современные проблемы изучения искусства плейстоцена (материалы конгресса IFRAO, 2010)

Зоткина Лидия Викторовна, Лбова Людмила Валентиновна, Женест Жан-мишель
Статья посвящена информационным и методологическим аспектам изучения, датирования, культурной атрибуции и интерпретации искусства эпохи плейстоцена.
Читать PDF
1.60 мб

Выразительные возможности материалов и изделий декоративно-прикладного искусства народа Коми

Макарова И.В.
Статья посвящена художественному своеобразию произведений декоративно-прикладного искусства народа коми. Произведения народного искусства создавались из различных материалов: древесины, кости, льна, шерсти, глины, замши и кожи.