МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного об-ва. отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы. М. с. включает в себя распространенные в об-ве идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания. хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в М. с. зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта. Состояние М. с. выражают общественное мнение, настроения и действия масс. М. с. складывается под воздействием мн. факторов: как результат влияния непосредственных условий жизни, происходящих в об-ве событий и процессов, господствующей идеологии, к-рая навязывается М. с. всеми средствами духовного воздействия, находящимися в руках экономически и политически господствующих классов. С этой целью широко используются средства массовой информации, применяются различные способы манипулирования М. с. Будучи духовным продуктом объективных процессов, отражением особого рода социальной практики, М. с. оказывает активное воздействие на мн. стороны жизни об-ва, выступая в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей. Социальная значимость М. с. неуклонно возрастает по мере усиления роли масс в общественной жизни. В связи с демократизацией об-ва, привлечением масс к управлению, в условиях перестройки и обновления социализма важной задачей является повышение информированности и компетентности М. с.; происходящие в нем качественные сдвиги — необходимая предпосылка участия масс в сознательном историческом творчестве.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
общественно обусловленные характеристики всеобщих психических процессов, определяющих существование больших социальных групп, а также отдельных личностей со стороны проявления в их жизни и внутреннем мире целей, ценностей и потребностей всего общества, понятие современной социологии, социальной культурологии и социальной психологии. Общие предпосылки понимания М. с. даны в работах К. Маркса (1818—1883), который утверждал, что сознание каждого человека неизбежно определяется содержанием разных коллективных форм мышления, и в конечном счете оно обусловлено тем или иным этапом развития общества или культуры. Единые общественные связи и отношения, вся система социальной жизни делает массовидным сознание каждого из участников социокультурного процесса. Позднее М. Вебер (1864—1920) рассматривал М. с. с точки зрения социального действия человека, обязательным моментом которого он признавал ориентацию одного действующего лица на другого. «Омассовление» сознания будет наиболее полным, когда человек, соотнося свое поведение с действиями множества других, не будет самостоятельно определяться в отношении смысла происходящего, что не позволяет оценивать все формы М. с. как только со стороны их стихийности. С точки зрения социальной психологии, факторами возникновения М. с. являются те внутренние процессы человеческой психики, которые возникают на основе межличностных отношений и интегрирующих факторов в ходе социализации человека. М. с. является отражением и носителем социально обусловленных сторон материальной, духовной и художественной культуры. В свою очередь, реализуя социокультурные образцы в повседневной жизни, М. с. способствует формированию общего направления жизни общества и культуры. Эта двуединая формула существования М. с. проявляет себя в человеческой жизнедеятельности, когда индивидуальные усилия личности соотносятся с присущими всему обществу целями, нормами, ценностями и потребностями. В то же время социальные процессы в индустриальной и постиндустриальной цивилизации ХХ в. показали, что проявления М. с., хотя и в разной степени, могут носить репрессивный, ограничительный по отношению к отдельной личности характер. Поэтому проблемы М. с. в современном западном обществе рассматриваются в связи с понятиями «массовый человек», «массовое общество» и «массовая культура».

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
выраженное в формах культуры содержание сознания народа в целом, ведущих или, во всяком случае, значимых для общества групп, которое является основой для общения, активизации поведения, например общего возбуждения в результате осознания дискомфортного состояния. М. с.
принципиально отлично от суммы индивидуальных сознаний, от общих черт множества личностных культур тем, что в его основе лежит общий нравственный идеал, который является основой общей интерпретации явлений и общей социально значимой активности. Отсюда проблема элементарной единицы М. с.
т. е.
социальной группы-субъекта (суб)культуры. Изучению подлежит не только М.
с. этих субъектов, но и результат их взаимопроникновения, его влияние на поведение. Изучение М. с. - основа для изучения массового поведения.
М. с. выражается через преодоление дуальной оппозиции: комфортное - дискомфортное, свое - чужое, добро - зло, желательное - нежелательное, стремление к покою - к изменению, к сохранности сложившейся эффективности своей деятельности - к ее росту, к сохранению своего богатства - к его увеличению и т. д. М. с.
характеризуется соотношением инверсионной и медиационной логик.
Исследованию подлежит способность к молниеносному массовому эмоциональному оборотничеству мнений (см. Оборотень). Особое значение имеет анализ раскола в М. с., разрыва коммуникаций между определенными слоями населения, превращения одних групп в эмоциональном мире других групп в фактор дискомфортного состояния. Центральной проблемой изучения М. с. является прогнозирование массовых групповых инверсий, изучения мифов М. с., картины мира, оборотней мирового зла, идентификации их с конкретными социальными слоями, группами и т. д.
Тип М. с, отличающийся высоким уровнем эмоциональных реакций и относительно низким уровнем интеллектуального отношения к жизни, т. е.
продуманностью, не соответствующей сложности проблем, иррациональным отношением к собственным потребностям, требует иных методов изучения, чем сознание с господством медиационной логики. В инверсионном сознании необходимо выявить скрытый, плохо поддающийся вербализации внутренний рост дискомфортного состояния, то, что человек может скрывать сам от себя, возможность приближения содержания М. с. к некоторому порогу, переход через который может вызвать инверсионный взрыв. Особенно важна реакция М. с. на раскрытие тайны идеологии.
Процессы, протекающие в М. с., имеют первостепенное значение для решения медиационной задачи, в особенности на крутых поворотах истории, например при подготовке и проведении реформ. Например, "Стойкое негативное отношение" населения к кооперативам в торговле, общественном питании, издательской деятельности, здравоохранении и образовании (Известия. 1989.
сент.), т. е. в узловых сферах деятельности, без которых немыслимо стать в минимальной степени на путь экономического развития.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
термин, используемый в социальной философии для обозначения шаблонного, деперсонализированного сознания рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии. М.С. возникает стихийно как результат естественного стремления человека упорядочить разнородный эмпирический материал, сложить из противоречивых элементов житейского опыта относительно целостную картину мира. Основные установки М.С. представляют собой набор эмоционально-образных суждений о реальности и конкретно-практических моделей поведения, исторически предшествуя появлению развитых форм теоретического знания. В качестве основных составляющих М.С. можно выделить: 1) конкретно-ситуативные программы деятельности, неявное знание, непосредственно вплетенное в практику; 2) обыденные житейские установки и рецепты, суммирующие повседневный бытовой и профессиональный опыт в виде свода простых частных утверждений и рекомендаций; 3) картина мира в целом, основанная на данных, выходящих за рамки непосредственного опыта и предоставленных господствующей в данной культуре системой ценностей, культурной традицией, а также различными специализированными областями знания (как нормативными для данного типа культуры, так и маргинальными). В отличие от примитивного "стадного" сознания толпы, М.С. имеет сложную структуру и является своеобразным "подсознанием" общества, аккумулирующим обширный пласт неявных мировоззренческих моделей и сценариев поведения различного происхождения и направленности - от авангардно-инновационных до радикально-деструктивных. Образы реальности, складывающиеся в М.С., существуют за пределами теоретической рефлексии и воспринимаются их носителями как нечто естественное и самоочевидное, полностью тождественное настоящему положению дел. Динамика М.С. определяется в первую очередь эволюцией форм духовно-практического освоения мира, развитием социальных отношений, деформацией социальной структуры, и лишь затем - преобразованиями в сфере теоретического знания. При этом М.С. не только организует интерсубъективный предметно-практический опыт, создавая и транслируя наиболее характерные образцы дотеоретического миропонимания, но служит, также одним из факторов культурной динамики. Открытое воздействию самых разнообразных пластов культуры, причудливо монтирующее фрагменты "высокой" и "низкой" традиций в соответствии с наличной культурной ситуацией, М.С. представляет собой своеобразный "смысловой фон" любого концептуального поиска. Многообразие мировоззренческих моделей, форм практического знания и стилей жизни, присущее М.С., и отражающее реальную полифонию социальной практики, приобретает особое значение в переходные периоды общественного развития. Распад привычной системы ценностей порождает стихийный поиск новых путей адаптации к динамично меняющейся социальной реальности. Естественным основанием подобного поиска становится М.С., оперирующее в ходе становления очередной общекультурной мировоззренческой парадигмы всем набором присущих ему альтернативных способов освоения мира. Таким образом, оформление любой культурной инновации предполагает соотнесение осмысленного теоретического поиска профессионалов со стихийно складывающимися ориентациями М.С.
М .Р. Жбанков

Источник: Новейший философский словарь

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
специфический род общественного сознания, получивший широкое распространение и весьма важное значение в обществах современного типа. Подобно классовым, национальным, профессиональным я иным групповым формам общественного сознания, массовое сознание выделяется не по своим гносеологическим свойствам (по содержанию, уровню и качеству отражения действительности и т. п.), а прежде всего по специфическим свойствам его носителя, субъекта. При этом в отличие от названных форм общественного сознания, носителем которых являются те или иные группы общества (классы, нации и т. д.), в случае массового сознания в качестве такого субъекта выступает особая совокупность (множество, общность) индивидов, именуемая массой. Типичные (разномасштабные) примеры массы: участники широких политических, социокультурных и иных движений современности; аудитории различных средств и каналов массовой информации; потребители тех или иных социально «окрашенных» (напр., престижных, модных) товаров и услуг; члены разнообразных любительских (по интересам) ассоциаций и клубов; «болельщики» футбольных и иных спортивных команд и т. п.
К числу наиболее существенных особенностей всякой массы следует отнести: 1) статистический характер данной общности, находящий выражение в том, что она совпадает со множеством дискретных «единиц», не представляя собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов; 2) стохастическую (вероятностную) природу данной общности, заключающуюся в том, что «вхождение» в нее индивидов носит неупорядоченный, случайный характер, осуществляется по формуле «может быть, а может и не быть», в результате чего такая общность всегда отличается «размытыми», открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом; 3) ситуативность существования данной общности, выражающаяся в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее, в результате чего всегда оказывается неустойчивым образованием, меняющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой; 4) явно выраженную гетерогенность (разнородность, «смешанность») состава данной общности, ее откровенно внегрупповую (или межгрупповую) природу, проявляющуюся в том, что в массе «разрушаются» границы между всеми существующими в обществе социальными, демографическими, политическими, региональными и иными группами.
Перечисленные свойства массы полностью определяют присущий ей тип сознания, особенности его содержания и структуры, способы формирования и функционирования. В содержательном отношении массовое сознание представляет собой широкую совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих все без исключения стороны жизни общества. Вместе с тем по своему содержанию массовое сознание значительно уже общественного сознания в целом, поскольку за его границами остается великое множество «сюжетов», не доступных пониманию масс и/или не затрагивающих их интересы (ср., напр., содержание науки, права и т. д.).
По своей структуре массовое сознание представляет собой чрезвычайно сложное, конгломеративное образование, возникающее на «пересечении» всех известных типов общественного сознания — чувственного и рационального, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного, созерцательного и связанного с волевыми действиями и т. д. Бросающиеся (в этой связи) в глаза свойства структуры массового сознания — ее разорванность, пористость, противоречивость, способность к быстрым, неожиданным изменениям.
Как и сами массы, массовое сознание в обществах современного типа возникает и формируется в первую очередь в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей (в сферах производства, потребления, общения, социально-политического участия, досуга), порождающем одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности, навыки, склонности и т. д. Действие этих условий и форм бытия закрепляется и получает свое завершение в производстве и распространении соответствующих видов массовой культуры, прежде всего связанных с функционированием средств массовой информации и пропаганды. С их помощью указанные интересы, потребности, устремления широких слоев населения оформляются в виде серии стандартных образов действительности, способов ее познания и моделей поведения.
Будучи духовным продуктом Объективных процессов массовизации человеческих практик массовое сознание само оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни общества, выступая в качестве мощного регулятора массовых форм поведения людей. При этом главными формами выражения и функционирования массового сознания являются общественное мнение и общественное настроение.
В западной философии и социологии массовое сознание освещалось с различных позиций — откровенно антидемократических, отождествляющих массы с «толпой», «чернью» (Я. Буркхард, Г. Лебон, X. Ортега-и-Гассет); социально-критических, рассматривающих массу в качестве негативного порождения современных антигуманных типов обществ (Э. Фромм, Д. Рисмен, Р. Ч. Миллс, Г. Маркузе); позитивистских, связывающих появление масс с научно-техническим прогрессом, деятельностью современных СМИ (Г. Блумер, Э. Шилз, Д. Мартиндейл). В российской науке на протяжении десятилетий позитивное исследование массового сознания было в сущности запрещено из-за полной несовместимости этой проблематики с господствующими в обществе идеологическими установками. Вместе с тем первые работы на этот счет появились в СССР уже в 60-х гг.
Лит.: Трушин Б. А. Логические принципы исследования массового сознания. — «ВФ», 1970, № 7—8; Он же. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987; Дилигенскии Г. Г. В поисках смысла и цели. Проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М., 1986; Он же. Российский горожанин конца 90-х: генезис постсоветского сознания. М., 1998; BlumerH. Movies and Conduct. N.Y., 1933; Riesman D. The Lonely Crowd. N. Y, 1950; BellD. The End of Ideology. Glencoe, 1964; ElluleJ. Propaganda. The Formation of Mens Attitude. N. Y, 1965.
Б. А. Трушин

Источник: Новая философская энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
160.06 кб

Время в массовом сознании

Савенкова Елена Владимировна
В статье представлен анализ различных форм переживания времени, конструирующих массовое сознание сегодня.
Читать PDF
177.74 кб

Феномен массового сознания

Волохова Е. П.
С возникновением феномена «массового общества» и событий, связанных с массовым участием людей, появилась необходимость понять механизмы регуляции, планирования общественного поведения, что позволит если не устранить его негативные
Читать PDF
27.18 мб

Про опросы и массовое сознание

Косова Лариса Борисовна
Читать PDF
575.02 кб

Мифологизация массового сознания

Хабибуллина Зиля Наиловна
Мифологизация является сложным и противоречивым образованием, которое специфически проявляется на разных уровнях массового сознания, выражается во всевозможных формах.
Читать PDF
110.92 кб

Темпоральность массового сознания

Мурейко Лариса Валериановна
Распространенное в феноменологически ориентированной антропологии и обществознании понятие "темпоральность сознания", акцентирующее взаимосвязь моментов времени, применено при исследовании особенностей массового сознания.
Читать PDF
156.00 кб

Феномен власти в массовом сознании

Бабаян Вилен Гургенович
В статье обсуждаются проблемы поиска новых, более справедливых форм взаимоотношений государства с остальными блоками социально-экономической системы.
Читать PDF
91.18 кб

Оценка демократии в массовом сознании

Алексеева А. В.
Читать PDF
172.97 кб

Сущностные признаки массового сознания

Виноградова Л. В.
В статье в результате анализа характеристик массового сознания и взаимодействия его с другими элементами общественного сознания формулируется определение массового сознания, факторы, под воздействием которых оно формулируется, а т
Читать PDF
19.06 мб

Экософия и экология массового сознания

Некрасов С. И., Сережкина А. А.
Некрасов С.И., Сережкина А.А. ЭКОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ. Миросозерцательным ядром экологии человека является экософия мудрость человека по отношению к природе и к самому себе.
Читать PDF
68.10 кб

Православие в массовом сознании россиян

Ореховская Наталья Анатольевна
В статье рассматриваются взаимодействие таких многокомпонентных факторов, как религия, культура, политика, и их воздействие на формирование массового сознания россиян.
Читать PDF
223.24 кб

Массовое сознание в философии Э. Фромма

Вильчинская Л.З.
В статье рассматривается концепция массового сознания Эриха Фромма. Проанализирован феномен деструктивности в современном западном обществе. Проводится сравнение позиции Э.
Читать PDF
87.36 кб

Дарвинизм в научном и массовом сознании

Шмерлина И. А.
Фокус-групповые дискуссии составляют основу для изучения отношения общества к проблеме происхождения человека и наследственности.
Читать PDF
217.26 кб

Массовое сознание информационной динамики

Юдина Татьяна Александровна, Сотский Александр Сергеевич
В статье анализируется феномен информационной ментальности, оказывающей заметное влияние на современную науку, в комплексе глобальной манипуляции массовым сознанием, с внедрением способов обоснования в пределах науки соотнесения з
Читать PDF
542.43 кб

Этакратизм российского массового сознания

Милюкова Олеся Владимировна, Федотов Александр Сергеевич
Статья посвящена анализу факторов этакратизма массового сознания в современной России.This article is devoted to the analysis of factors of etakratism in the mass consciousness of modern Russia.
Читать PDF
188.69 кб

Массовое сознание и устойчивость развития

Юрьев Владислав Михайлович, Бабаян Вилен Гургенович
Устойчивость социально-экономических систем коррелирует не только с экономическими показателями страны.

Похожие термины:

  • ОСНОВНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

    в противоречивом единстве с основным заблуждением интеллигенции составляет дуальную оппозицию, полюса которой находятся в соотношении амбивалентности. Оно коренится в тотемизме, в вере в то, что