категории социологии искусства, выражающие сложный, противоречивый характер иск-ва как общественного явления. Будучи специфической формой отражения действительности, в классово антагонистическом об-ве иск-во не может носить непосредственно-общечеловеческий характер; худож. изображение действительности неизбежно преломляется там через классовые отношения. К- в иск-ве проявляется в обращении к определенной теме, в выборе художником положительного героя произв. (напр., в «академическом» направлении в живописи темы и герои иные, чем в творчестве художников-передвижников). К-проявляется не столько в описании внешних особенностей персонажей, сколько в раскрытии их внутреннего мира, передаче их мыслей и чувств, в отношении к ним автора. К. в и. находит выражение не только в его содержательно-формальных особенностях, но и в характере интерпретации того или иного произв. в процессе его восприятия, в отношении к нему зрителя, читателя, слушателя, в возможности прямого или косвенного использования иск-ва в целях защиты или поддержки определенного классового интереса. К. характер иск-ва с наибольшей силой выражен в идейной направленности, тенденциозности худож. произв., проявляется через систему худож. образов, опосредствуется получившими отражение в произв. нравственными, философскими, религиозными представлениями. Степень отчетливости, с какой иск-во обнаруживает свой К. характер, различна. Она зависит от видовых, жанровых особенностей худож. произв. Но и в рамках одного жанра в зависимости от особенностей худож.-образной структуры произв. его социально-классовые аспекты могут проявляться по-разному; свидетельство тому поэмы Маяковского «Хорошо!» и «Облако в штанах». Сложность выявления К. природы иск-ва обусловлена в первую очередь многоликостью и противоречивостью социальной действительности, сложностью взаимодействия духовной и социально-политической сторон жизни об-ва. В отличие от вульгарного социологизма, марксистская эстетика отрицает фатальную предопределенность мировоззрения художника его социальным происхождением, художник не «заклеймен» своим классом. Между мировоззрением художника и содержанием его произв. нет взаимнооднозначного соответствия. Субъективные социальные симпатии автора зачастую расходятся с реальным классовым смыслом его произв., что точно подметил Энгельс, анализируя творчество О. Бальзака- О. содержание иск-ва также не имеет ничего общего с открыто провозглашаемым художником отходом от социальных проблем. О. в иск-ве определяется тем, что в нем в концентрированном виде выражено эстетическое отношение к миру, воплощающее «общеинтересное», общезначимое для человека и человечества. О. не тождественно внеисторическому, поскольку в иск-ве отражается исторически развивающееся богатство человеческой социальности. В классовом об-ве О. неразрывно связано с К., проявляясь через иск-во прогрессивных социальных сил, наиболее адекватно, точно отражающее в исторически определенный момент объективные тенденции развития об-ва и человека. О. проявляется как в выборе тем, близких представителю любого социального слоя, любого народа, любого времени, так и в способах изображения. Аспектами О. в иск-ве являются его народность, интернациональный характер (Национальное и интернациональное в искусстве), историческая преемственность. С наибольшей полнотой и последовательностью данные аспекты О. воплощаются в социалистическом иск-ве. К. в социалистическом иск-ве, выражающееся в непримиримости по отношению к антигуманным проявлениям буржуазной культуры, в осознанном и открытом отстаивании подлинно гуманистических идеалов, связанных с перспективой построения бесклассового об-ва, является исторически конкретной формой борьбы за приоритет О. в иск-ве.