МАСПЕРО Анри
МАСПЕРО (Maspero) Анри
15.12.1883, Париж- 17.3.1945, Бухенвальд. Франц. исследователь истории и философии Китая, сын известного египтолога Г. Масперо. Ученик Э. Шаванна (1865-1918). С 1920 - проф. кит. яз. и лит-ры в Коллеж де Франс (Париж); с 1944 - президент франц. Академии эпиграфики и лит-ры. В пер. оккупации Франции гитлеровской Германией был участником франц. Сопротивления. Погиб в лагере смерти. Науч. деятельность начинал как исследователь языков, этнографии и истории Вьетнама, работал в Ханое. Впоследствии занимался изучением кит. яз. и древней истории Китая. Рассматривал исследования в обл. лингвистики, эпиграфики, текстологии, мифологии, изучение религий, искусства, философии Китая как комплекс средств, необходимых для воссоздания полной картины истории этой страны. Крупнейший историч. труд М.- кн. "Античный Китай" (1927), охватывающая пер. 12 - 3 вв. до н.э. В ней, в части., освещены учения основоположников даосизма - полулегендарного мудреца Лао-цзы и Чжуан Чжоу (4 - 3 вв. до н.э.), к-рые характеризуются как объективные идеалисты и "мистики". По мнению М., древняя кит. религия, семейно-клановая и основанная на культе сил природы, ок. 5 в. до н.э. пережила кризис. На ее основе возникли два религ. направления, в дальнейшем оформившихся в конф. и даос, религии. Исследования М. опровергли бытовавшее в зап. науке мнение о том, что Китай - "страна без собств. религии". Гл. нац. религиозно-филос. системой Китая М. считал даосизм, полагая, что учения ранних даос, философов и позднейшая даос, религия в филос. плане - аспекты одного явления. М. первым из зап. синологов начал изучать эзотерич. стороны даосизма, а также собр. даос. соч. - "Дао (ран". Расцвет даосизма как религии М. относил к пер. 3 в. до н.э. - 7 в. Утверждал, что даосизм концептуально противоположен буддизму. Успех буддизма в Китае М. рассматривал как результат потребности масс в более простых и понятных формах "спасения", нежели предлагавшиеся даосизмом. Однако буддизм, по М., смог проникнуть в Китай только под видом "варварского даосизма", переняв некоторые даос, понятия, ритуалы и представив свои доктрины с помощью даос, терминов. В результате такого синтеза идей, терминологии и форм, религ. практики появился новый вид буддизма - "кит. буддизм". Конфуцианство, по мнению М. представлявшее собой религию правящих слоев и носившее "рационалистическо-политич." характер, уступало даосизму по глубине влияния на об-во и культуру Китая, а после проникновения в эту страну буддизма объединилось с ним в борьбе против даосизма. На основании работ М., изданных при его жизни, и ряда неопубликованных соч. его учеником П. Демьевилем составлена кн. "Даосизм и религия в Китае" (1971). Этот труд приобрел широкую известность в науч. кругах, переведен в США и Японии. Нек-рые концепции М. получили развитие в работах зап. синологов (Демьевиля и др.). *Le saint et la vie mistique des Lao-tseu et Tchouang-tseu. Avallon, 1922; Notes sur la logique de Mo-tseu et de son ecole. Leiden, 1922; La Chine. Vol. 1 -2. P., 1925; La Chine antique. P., 1927; Le taoisme et les religions chinois. P., 1971; Taoisme and Chinese Religion. Amherst, 1981; СИЭ. T. 9. M., 1966. C. 169. E.A. Петрова