категория мусульманской этики, к-рая букв, означает «пригодное» и вместе с противоположным понятием «мафсада» (пагубное) составляет основу для апроприаторной классификации намерений (ниййа). Эта классификация близка к той, что дается на основе противопоставления понятий «польза» «вред» (манфа'а - дарар). Близким по смыслу к М. является однокоренное салах (достойное деяние). Противопоставление М. — мафсада широко используется в исламской религиозно-правовой мысли, для к-рой ь целом характерна убежденность в том, что смысл законоустановлений — в обеспечении пригодного для жизни и предотвращении пагубного. Понятия «пригодное» — «пагубное» были использованы в мутазилизме для анализа тех пяти категорий (ал-ахкам ал-хамса. См. Хукм), на к-рые религиозно-правовая мысль подразделяет все действия. Если несовершение действия влечет пагубные последствия, то такое действие является обязательным, а если его совершение влечет пагубные последствия, то оно оказывается неразрешенным; если его совершение влечет нечто пригодное, такое действие является рекомендуемым, а если его несовершение оказывается пригодным, то оно является нерекомендуемым; если же его совершение и несовершение не влекут ни того, ни другого, то оно безразлично (мубах). Сама возможность такой классификации свидетельствует о недихотомичности понятий «М.» — «мафсада»: непривлечение пригодного не означает нанесения вреда, а совершение действия, противоположность к-рого пригодна, не оказывается приносящим пагубные последствия (иначе категории «нерекомендованное» и «обязательное» совпадали бы). Понятия «пригодное» — «пагубное», как и «полезное» - «вредное», принципиально относительны. Как для подростка бывает пригодным в одно время ласковое обращение с ним, а в другое - суровое, так и для человечества в разные эпохи пригодными оказывались разные законы, чем и объясняется их смена и отмена одних законов другими (Ибн ат-Таййиб ал-Басрй).
В рамках широко используемого исламской мыслью противопоставления дела земные — дела религиозные (дуниа — дин) действует противопоставление пригодное для земной жизни — пригодное для религии (масалих ад-дуниа — масалих ад-дин). Это противопоставление практически никогда не является исключающим и не доходит до абсолютной дихотомии «града земного» и «града небесного». Даже в суфизме с его акцентом на упование на Бога (таваккул) внимание земным делам (масалих ад-дуниа) не порицается. Целью человека является гармонизировать в своей жизни пригодное для земной жизни и пригодное для религии, к-рые по существу не противоречат друг другу. Близкой является пара понятий «приличествующее земной жизни» - «приличествующее религии»('адаб ад-дуниа - 'адаб ад-дин), к-рые также во многом совпадают. Лит.: Ибн ат-Таййиб. Ал-Му'тамад фй 'усул ал-фикх. Т. 2. Дамаск, 1965; Ai-Маварди, Лбу а.ъ-Хасан. 'Адаб ад-дуниа ва ад-дин. Бейрут: Дар икра', 1981. А.В.Смирнов