МАСАРИК ТОМАШ ГАРРИГ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАСАРИК (Masaryk) Томаш Гарриг
род. 7 марта 1850, Годонин, Моравия - ум. 14 сент. 1937, Лана, Богемия) - чешек, философ и политический деятель; с 1918 по 1935 - президент Чехословацкой республики, с 1882 - профессор Пражского ун-та. Представитель теоретического, религиозного, а также национального социализма ("Прежде чем я начал думать, хотя бы примитивно, по-социалистически, я думал по-чешски"); с 1884 по 1893 руководил основанным им научно-критическим журналом "Athenдum". Осн. произв.: "D. Humes Prinzipien der Moral", 1883; "Versuch einer konkreten Logik", 1886; "Die philosophischen und soziologischen Grundlagen des Marxismus", 1899; "Zur russischen Geschichts- und Religionsphilosophie", 1913; "RuЯland und Europa", 2 Bde., 1913; "Die Weltrevolution", 1914-1918.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАСАРИК ТОМАШ ГАРРИГ

Masaryk, Thomas G.) (1850-1937) - чешский политический деятель; президент Чехо-Словацкой Республики. С 1882 г. и до начала мировой войны Масарик был профессором пражского университета и издавал литературно-критический журнал "Atheneum". В 1891 г. был избран в австрийский рейхсрат, но через два года сложил свои полномочия. В 1900 г. Масарик стал во главе чешской народной партии, ставившей себе целью добиться соглашения с немцами. С наступлением мировой войны Масарик становится на сторону Антанты. Он организовал в Париже Чехо-Словацкий Национальный Совет, с целью защиты интересов чехо-словацких граждан. В 1918 г., с образованием самостоятельной Чехо-Словацкой Республики, Масарик становится ее президентом. Непримиримый враг Советской власти, Масарик в 1918 г. политически руководил восстанием чехо-словацких батальонов на Волге, которые, объединившись с армией Колчака, выступили против Советской России./Т. 6/
Главный труд - "Философские и социологические основы марксизма". Масарик написал также большую книгу о русской общественной мысли. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

МАСАРИК Томаш Гарриг (1850— 1937)
чешский философ и политический деятель (в 1918—35— президент Чехословакии), основоположник т. наз. масарикизма. Философия М. (он называл ее “реализмом”) сочетала в себе позитивистский эмпиризм (характерный гл. обр. для ранних соч. М.) с иррационалистическими и религиозно-этическими идеями. По мнению М., религия вступает в свои права, когда познание выходит за границу явлений и встает вопрос о смысле человеческого бытия. При этом под религией он понимает не обычное ортодоксальное богословие, а верование, основанное на “нравственном убеждении”. М. стоял на позициях либерального реформаторства (теория “малых дел”, нравственного совершенствования) и примирения интересов различных классов, выступал с критикой марксизма. В круг его теоретических интересов входили проблемы методологии социологического исследования, классификации наук, мн. внимания уделял вопросам смысла истории (чешской, рус.), к-рый опять-таки усматривал в религиозном начале. Соч.: “Современный человек и религия” (1896—98), “Социальный вопрос” (1898), “Пособие по социологии. Сущность и методы социологии” (1900—01), “Россия и Европа”, т. 1—2 (1913) и др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАСАРИК (Masaryk) Томаш Гарриг
1850-1937) - чешск. философ, политический деятель. С 1918 по 1935 - первый президент Чехословацкой Республики. Изучал философию в Венском ун-те в 1872-76, ученик Брентано. В 1876-77 вместе с Гуссерлем и Р. Авенариусом учился у В. Вундта в Лейпциге. С 1879 преподавал в Венском ун-те, с 1882 - проф. Пражского ун-та. В годы академической карьеры написал работы "Основания конкретной логики" (1885), "Социальный вопрос" (1898), "Философские и социологические основания марксизма" (1899). М. глубоко интересовался рус. культурой, социальной и философской мыслью. В 1913 вышел его известный двухтомный труд "Россия и Европа". Его отношение к России было амбивалентным, что отразилось, например, в его восприятии идей Достоевского, которые он отрицал и которыми одновременно восхищался. В традициях рус. романтизма и, с другой стороны, радикального материализма М. видел опасности как для России, так и для Европы. Сам он всегда был глубоким приверженцем британской традиции эмпиризма, морализма и либерализма. Когда после первой мировой войны М. стал первым чешским президентом и отошел от активных занятий философией, он стал "практическим философом" - он стремился, и довольно успешно, повернуть нацию не только к политическим, но и к интеллектуальным англосаксонским традициям.

Источник: Современная западная философия: словарь

МАСАРИК Томаш Гарриг
чешский философ и государственный деятель; р. 7. 3. 1850 (Годонин, Моравия) — ум. 14. 9. 1937 (Лана, Богемия); с 1918 по 1935 — президент Чехословацкой республики, с 1882 — профессор Пражского университета. Представитель теоретического, религиозного, а также национального социализма («Прежде чем я начал думать, хотя бы примитивно, посоциалистически, я думал по-чешски»); с 1884 по 1893 руководил основанным им научно-критическим журналом «Athenäum». Почти полностью забытый после Второй мировой войны, Масарик ныне снова обретает историческое значение на своей родине. Осн. соч.: D. Humes Prinzipien der Moral, 1883; Die Wahrscheinlichkeitsrechnung und die Humesche Skepsis, 1884 (чеш. изд. 1883); Grundzüge einer konkreten Logik, 1887 (чеш. изд. 1885); Philos, und soziol. Grundlagen des Marxismus, 1899 (чеш. изд. 1898); Russland und Europa, 2 Bde., 1913, 1965 (рус. пер.: Россия и Европа, 2000); Zur russischen Geschichts-und Religionsphilosophie, 1913; Das neue Europa, 1922 (англ, и фр. изд. 1918); Die Weltrevolution 1914—1918, 1927 (чеш. изд. 1925); Собр. соч.: Werke (чеш. изд.), 1930 ff. — Библиография: В. Jakovenko. La bibliorgaphie de T. G. Masaryk, 1935.
О. Kraus. Grundzüge der Weltanschauung T. G. M.s, Prag, 1937; A. Werner. M., Bild seines Lebens. Prag, 1937; H. Siebenschein. Goethe u. M., 1948; B. Ôerny. Vrazda v Polné. Prag,1968; J. Novâk (ed.).On M., Amsterdam, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАСАРИК Томаш Гарриг
17 марта 1850, Чединг, Австро-Венгрия — 14 сент. 1937, Прага) — чешский философ и социолог, политический деятель. Первый президент Чехословацкой республики (1918—35). Окончил философский факультет Венского университета, доктор философии, профессор философии Пражского университета (1882—1914). С марта 1917 до начала 1918 был в России, где участвовал в формировании Чехословацкого легиона. В своих философских воззрениях придерживался (особенно в молодости) позитивистских взглядов, подчеркивая независимость наук от мировоззрения. Масарик был сторонником «реализма», или «конкретизма». Согласно Масарику, традиционная философия не может считаться осмысленной концепцией, ибо она претендует на «всезнание», тогда как собственным предметом философии является «мир отдельных вещей», вне частных наук философия существовать не может. В работе «Самоубийство как общественное массовое явление» (1881) он исходил из того, что причина самоубийства — утрата религиозной веры. Масарик участвовал в дискуссиях нач. 20 в. о марксизме («Философские и социологические основания марксизма», 1899). В труде «Россия и Европа» (1913) Масарик критически анализирует истоки духовного, религиозного и социального кризиса в России. В Праге в 1921 на русском языке вышла его брошюра «О большевизме», где он подверг критике догматизацию марксизма большевиками.
Соч.: Grundziige einer konkreten Logik. W, 1887; Russland und Europa, B. 1-2. N. Y, 1913-18.
Лит.: Novy L. Filosofie T. G. Masaryk. Praha, 1962; T. G. Masaryk (1850—1937). v. 1-3, 1989—90.
M. А. Хевеши

Источник: Новая философская энциклопедия

МАСАРИК ТОМАШ ГАРРИГ

(7 марта 1850 - 14 сент. 1937) - представитель позитивистского направления чешской философии, бурж. политич. деятель, первый президент бурж. Чехословацкой республики (1918-35). Д-р философии (с 1876), профессор философии Пражского ун-та (1882-1914). В 80-90-х гг. М. завоевал на родине популярность как обличитель мрачных сторон социальной жизни, выступал против антисемитизма и клерикализма. Стремясь создать "научное" позитивистское мировоззрение, М. противопоставлял его богословию, что, однако, не мешало ему быть сторонником неортодоксальной религии: только религиозная этика, по М., может удовлетворить духовные запросы человека, может дать ответ на вопрос о том, что должен делать человек. В своей первой работе по социологии "Самоубийство как обществ. массовое явление совр. цивилизации" (впервые опубл. на нем, яз. 1881, на чеш. яз. "Sebevra?da hromadn?m jevem spole?ensk?m modern? osv?ty", 1904, 2 vyd., 1926) M. утверждал, что осн. причиной усиливающейся волны самоубийств является потеря религ. веры и вследствие этого – смысла жизни. Такая же религ. концепция пронизывает и др. работы М. ("Современный человек и религия" = "Modern? ?lov?k a n?bo?enstv?", в журн. "Na?e Doba", 1896–98, отд. изд. 1934; очерки о Паскале – "Blaise Pascal, jeho ?ivot a filosofie", 1883, и пр.). В кн. "Основы конкретной логики, классификация и система наук" ("Z?kladov? konkretn? logiky", 1885, дополненное нем. изд. 1887) M. дает классификацию наук, исходя из Конта и Дж. С. Милля. Свою социологическую систему, отличающуюся крайним субъективизмом, М. излагает в соч. "Пособие по социологии. Сущность и методы социологии" ("Rukov?t´ sociologie. Podstata a methody sociologie", в журн. "Na?e Doba", 1900–1901, не оконч.). В конце 80-х гг. М. начинает заниматься философией истории. Поиски М. "смысла истории" отражены в его работах "Славянофильство И. В. Киреевского" ("Slavjanofilstv? Iv. V. Kirejevsk?ho", в "Athenaeum", 1889, отд. изд. 1893) и "„Славянская взаимность“ Яна Коллара" ("Jana Koll?rat „Slovansk? vz?jemnost“", в журн. "Na?e Doba", 1894). Эти очерки являются началом ряда значит. трудов: двухтомного соч. "Россия и Европа" (впервые опубл. на нем. яз., Bd 1–2, 1913, на чеш. яз. "Rusko a Evropa", dl 1–2, 1919–20) и неск. произведений на тему о смысле чешской истории. Анализ "духовных течений" в России дается М. с т. зр. социологич. субъективизма. М. отвергает значение революц. течений в рус. мысли и, продолжая традиции славянофилов и Достоевского, подчеркивает религ. смысл рус. истории. Равным образом религ. сущность ищет М. и в чешской истории ("Ян Гус..." – "Jan Hus...", 1896; "Чешский вопрос" – "?esk? ot?zka", 1895; "Наш современный кризис" – "Na?e nyn?j?i krise",1895; "Карел Гавличек" – "Karel Havl??ek", 1896; "Идея чешcк. народа у Палацкого" – "Palack?ho idea n?roda ?esk?ho", в журн. "Na?e Doba", 1898, 3 vyd., 1926, на нем. яз. 1898). Трактуя марксизм как экономич. материализм, чрезмерный историзм и односторонний коллективизм, М. полагал, что им дается "уничтожающая критика марксизма" ("Социальный вопрос" – "Ot?zka soci?ln?", 1898, [2 изд. ], 1936, на нем. яз. 1899, в рус. пер. "Филос. и социологич. основания марксизма", 1900). М. систематически выступал против революц. идеологии рабочего класса, проповедуя бурж. гуманизм и либерально толкуемую демократию ("Идеалы гуманизма" – "Ide?ly humanitn?", 1901, 3 vyd., 1920; "Затруднения демократии..." – "Nesn?ze demokracie...", 1913, и др.), что оказало отрицательное влияние на чешское рабочее движение. Антисоветским, антимарксистским духом проникнуты последующие произведения М.: "Новая Европа" (1 изд. на англ. яз. 1918, на чеш. яз. "Nov? Evropa", 1920), "Славяне после войны" (впервые опубл. на англ. яз. 1922, на чеш. яз. "Slovan? po v?lce", 1923), "О большевизме" ("О bol?evictv?", 1921), "Мировая революция" (впервые опубл. на англ. яз. в журн. "Slavonic Rev.", 1922, July, на чеш. яз. "Sv?tov? revoluce", 1925, 15 vyd., 1930), "Путь демократии" ("Cesta demokracie", sv. 1, 1933). Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 326–27; Плеханов Г. В., О книге Масарика, в кн.: Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Nеjеdl? ?., T. G. Masaryk, dl 1–4, [Praha ], 1930–37; его жe, T. G. Masaryk, Praha, 1946; его жe, T. G. Masaryk ve v?voji ?esk? spole?nosti..., [Praha ], 1950; Кореck? V., T. G. Masaryk a komunist?, Praha, 1950; ?ehie J. T., T. G. Masaryk: an intellectual in social and political action, [N. Y., 1954 ]; Dо1ansk? J., Masaryk a Rusko p?edrevolu?n?, Praha, 1959; Sy11aba ?h., T. G. Masaryk a revoluce v Rusku, Praha, 1959; Jakovenko В., La bibliographie de T. G. Masaryk, Praha, 1935. Л. Свобода. ЧССР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
2.89 мб

Петроградский этап в борьбе Томаша Гаррига Масарика за создание самостоятельной чехословацкой Респуб

Инов И. В., Порочкина И. М.
The article describes T. G. Masaryk's last stay in Petrograd (May 16 — early November 1917).