МАРТЫНОВИЧ Сергей Федорович

Найдено 1 определение
МАРТЫНОВИЧ Сергей Федорович
(р. 11.9.1944) — спец. по теор. филос, теории познания, филос. науки, филос. культуры; д. филос. н., проф. Р. в с. Константиновка Амурской обл. В 1969 окончил филос. ф-т МГУ, в 1974 — асп. по филос. в Саратовском гос. ун-те. Преподавал филос. в Саратовском с.-х. ин-те (1969-81), в 1981-92 - зав. кафедрой филос. и науч. коммунизма Саратовского зооветеринарного ин-та. С 1992 по наст, время — проф. кафедры филос. Саратовского гос. ун-та. В 1995-2000 — зав. кафедрой филос. ф-та гуманит. и соц. наук того же ун-та. В 1996-97 — декан ф-та гуманит. и соц. наук. В 1995-2000 — директор Саратовского филиала Рос. центра гуманит. образования МО РФ. Докт. дисс. — «Факт науки и его детерминация» (1985). Академик Академии военных наук РФ. Член Международного исследовательского совета Американского биографического института (США). В своих публикациях М. обосновывает положение о том, что опыт бытия человека-в-мире, являющийся универсумом философствования, осваивается в концепции праксиологически-деятельностной филос. в целом, в концепциях праксиологически-деятельностной филос. науки, филос. культуры, соц. филос. в частности. Выделяя в структуре филос. знания такие его необходимые подсистемы, как метафилософия, история филос, общие (теор. филос.) и особенные (философия природы, человека, общества, истории, культуры, науки, техники) темы, М. показывает, что философствование архетипично. В европ. традиции философствования опредметились архетипы филос. объективности, субъективности и интерсубъективности, к-рые задают семантику ист. дискурсов филос. творчества. В архетипе объективности осваивается предметная определенность научного знания. В архетипе субъективности осмысливаются субъективные условия возможности синтеза науч. знания. В архетипе интерсубъективности проясняется роль коммуникативных, социально-исторических условий формирования и развития науч. знания — практики, культуры, истории, языка. В свете развиваемой концепции показано, что содержание фактуального знания формируется в целостной и ист. конкретной системе материально-практических, когнитивно-семиотических и нормативноценностных отношений человека к миру. В процессах формирования фактуального знания взаимосвязаны механизмы категориального синтеза, языковой обусловленности, теор. детерминации и конвенциональной диспозитивности. В науч. творчестве реализуются механизмы науч. рациональности — логичность и методологичность, аксиологичность и телеоно мичность, к-рые получают конкретное воплощение в её ист. типах, в определ. науч. дисциплинах, в группах наук — в естествознании, в социальных и гуманит. науках. Отношения диалога и понимания, являющиеся необходимыми условиями познания, рассматриваются как универсальные формы бытия человекав-мире, как принципы осуществления культуры.
Соч.: Происхождение и сущность понятия «научный факт» // Методологические вопросы науки. Вып. 1. Саратов, 1972; Философский анализ научного факта. Саратов, 1973; Философское предвидение как элемент рациональности научного поиска // Категория предвидения в марксистско-ленинской философии. Свердловск, 1990; Рациональность познания и творчество ученого // Человек науки и научно-технический прогресс. Саратов, 1990; Ценность, креативность, научная рациональность // Проблемы эффективности, рационализации и оптимизации человеческой деятельности. Новосибирск, 1991; Отношение традиционности и инновационности в развитии культуры научного мышления // Типы рациональности в культуре. М, 1992; Идея ценности и проблема творчества в научном познании // Категории и ценности культуры. Саратов, 1994; Понимание и диалог в бытии философии и научного познания // Человек, диалог, понимание. Саратов, 1996; Л. Флек и современная философия науки Польши, США и России // Корни. 1998. № 9; Философия науки и философия культуры: понятие, проблемы, подходы // Философия культуры и философия науки: Проблемы и гипотезы. Саратов, 1999; Явления и вещи: начала философии науки. Саратов, 2000; Философия науки: понятие, архетипы, методы // Современная парадигма социально-гуманитарного знания. Саратов, 2004; Философия общества в контекстах дискурсивных изменений // Ученые записки Волгоградского института экономики, социологии и права. Вып 5. Волгоград, 2004: Философские науки. Саратов, 2006; Коммуникативное самоопределение философии интерсубъективности // Философия социальной коммуникации. Волгоград, 2006. № 2.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009