Марти, Хосе

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Марти, Хосе

(1853—95) — кубинский поэт, публицист и философ, основоположник революционно-демократического направления в кубинской эстетической мысли. Первоначально на эстетические воззрения М., прежде всего на трактовку категории прекрасного, наложил отпечаток общий характер его философии — своего рода спиритуалистический позитивизм. Полагая, что прекрасное существует объективно, М. считал человеческое стремление к нему прирожденным («человеческий дух рождается на коне и со шпорами»). По мере того как идеалы справедливого общественного устройства и борьбы за национальную независимость становились смыслом жизни М., всей его теоретической и революционно-практической работы, он начинает соотносить прекрасное с проявлениями свободной человеческой деятельности. Иск-во как вид духовной активности рассматривалось М. в качестве средства борьбы за социальную справедливость и свободу. Он требует от художников «реального реализма», опоры на факты, ставит проблему познавательной ценности иск-ва. Последняя, согласно М., не может быть осмыслена безотносительно к вопросу о таланте художника, без учета смысло-порождающей функции худож. творчества, стимулированной отношением «действительность — иск-во». М. полагал, что худож. талант обусловлен природными и духовно-культурными факторами, «духовным вкладом» мн. поколений людей. Поэтому проблема таланта как выражения творческого потенциала всего народа органично переходит у М. в проблему возможностей реализации таланта в деятельности. Общедемократические представления о природе и функциях иск-ва обнаруживаются в рассуждениях М. об условиях адекватного эстетического воздействия худож. произв., в требовании считаться с реалистической установкой публики, в высокой оценке творчества У. Уитмена и В- В. Верещагина, в тезисе о «рассредоточении интеллектуальности». Интерес к этой проблематике в эстетике М, стимулируется эволюцией его общефилософских взглядов от идеализма к естественнонаучному материализму. Осн. работы, в к-рых изложены эстетические взгляды М.: «Поэт Уолт Уитмен» (1887), «Эредия» (1889), «Выставка картин русского художника Верещагина» (1889).

Источник: Эстетика: Словарь

Марти, Хосе

Mart?), Перес Хосе (28 янв. 1853 – 19 мая 1895) – нац. герой Кубы, философ, поэт и публицист. Род. в Гаване, в семье сержанта артиллерии. Уже в школьные годы воспевал независимость родины и за поэму "Абдула" был выслан в Испанию (1870). Изучал философию и право в Сарагосском университете. Затем жил в Мексике, в 1879 читал лекции по философии в педагогич. ин-те в Гватемале. Еще в Испании (1870–74) М. опубликовал ряд работ, среди которых "Политическая тюрьма на Кубе" ("El presidio politico en Cuba", 1871, нов. изд. 1953) и "Испанская республика перед кубинской революцией" ("La Republica espa?ola ante la revoluci?n cubana", 1873) представляют собой важный этап в формировании его революц.-демократич. программы, к-рая способствовала подготовке революции 1895–98 – самой демократич. из всех нац.-освободит. войн прошлого века в Лат. Америке. М. принимал деятельное участие в создании Кубинской революц. партии (1892), разработал ее программу, руководил изданием печатного органа партии – газ. "Patria" ("Родина"), на страницах к-рой вел пропагандистскую работу по подготовке всенар. борьбы против испанского ига (1895). М. погиб в бою c испанцами. Практич. революц. деятельность М. сочетал с глубокой теоретич. разработкой вопросов революции и нац. независимости. "Проблема независимости, – писал М., – состоит не только в смене форм правления, но и в изменении его духа" (Избранное, М., 1956, с. 169). В своих работах M. раскрывал социальное значение революц. борьбы, обосновывал необходимость глубокого изучения действительности для определения будущих форм социальной организации. "Чтобы управлять хорошо, – писал он, – надо знать, кем и где ты управляешь, и хороший правитель... тот, кто знает, из каких элементов состоит население его страны, как их можно объединить и какими методами, при помощи каких учреждений, порожденных самою страной, можно вести народ к великой цели... Правительство должно быть детищем страны, дух правления должен быть духом ее народа" (там же, с. 166). Еще в конце прошлого века M. предупреждал об опасности для независимости лат.-амер. стран со стороны сев.-амер. империализма. Хотя в целом объяснение исторического развития у М. носит идеалистич. характер, в решении ряда вопросов обнаруживается явно материалистич. тенденция. Так, М. утверждает, что "жизнь человека и народов основывается на удовлетворении их материальных потребностей" (цит. по журн. "Вопр. филос", 1959, No 2, с. 136) и что литература, философия и религия изменяются вместе с условиями существования людей (см. тамже). Филос. взгляды М. претерпели эволюцию от эклектизма и увлечения краусизмом (см. Краузе), выразившегося в его "Филос. идеях", к материалистич. монизму. Уже в этом соч. М. обрушивается на схоластику и фактически исключает вмешательство бога в дела природы. В дальнейшем, при объяснении происхождения Земли, человека и т.п., М. придерживается в основном науч., материалистич. позиции. Стремясь найти правильный подход к решению мировоззренч. проблем науки, М. подвергает резкой критике, с одной стороны, вульгарный материализм, с другой – спиритуализм. Критикуя вульгарный материализм, "материализующий" психическое, М. считал заслугой науки успешное преодоление этого взгляда. М. защищает подлинно материалистич. концепцию происхождения жизни: "жизнь возникла из примитивной клетки", а мир в целом "...не был сотворен, а является таковым в результате непрерывного развития" (там же, с. 134). Согласно М., философия – это наука, изучающая "причины вещей, их различия, их аналогии, их взаимоотношения" (Obras completas; v. 2, Havana, 1946, p. 410). Природа, под к-рой он понимал все существующее, составляет единств. источник философии. М. выступил против попыток навязывать природе законы, выдуманные человеком: "Законы вещей должны быть выведены из наблюдения самих вещей" (там же, р. 412). Для познания истины философия, согласно М., обладает двумя основными средствами – наблюдением и рассуждением. Интуиция – это лишь вспомогат. средство. Вера в могущество познават. способностей человека выражена в словах М. о том, что над землей "...господствует лишь сила человеческого разума" (там же, v. 1, р. 743). Лит.: Терновой О. С., Выдающийся кубинский мыслитель Хосе Марти, "Вопр. философии", 1959, No 2; История философии, т. 4, М., 1959; Леучсенринг Э. Р. де, Хосе Марти – антиимпериалист, пер. с исп., М., 1962; Хосе Марти. Библиографич. указатель, составитель Л. А. Шур, М., 1955; Sarausa F. P., Bibliografia Martiana. 1853–1956, La Habana, 1956. А. Бургете. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
59.66 кб

Книга о хосе Марти и Мануэле Сангили

Сбруев В.В.
Читать PDF
178.87 кб

Публицистика в аспекте межкультурной коммуникации: «Североамериканские сцены» Хосе Марти (статья пер

Короченский А. П.
В статье рассмотрена роль публицистики Хосе Марти в инициировании межкультурного диалога в начальный период сближения стран Латинской Америки с США в конце XIX века