созданная К. Марксом принципиально новая, не имевшая аналогов в истории философии, система мировоззрения, в основу которой было положено понятие общественно-исторической практики. Под последней понималась система деятельности по производству и воспроизводству жизни во всех ее социальных аспектах и проявлениях. Один тип общества отличается от другого именно различными типами практики. Среди многообразия аспектов практики ведущим, первичным является господствующий в обществе способ материального производства, то есть тот или иной уровень развития производительных сил и производственных отношений. Все остальные подсистемы общества вторичны по отношению к господствующему способу материального производства и так или иначе (адекватно или менее адекватно) обслуживают и выражают его (государство, политические и правовые институты общества, формы общественного сознания и мировоззрения — философия, религия, мораль, искусство и др.). Сущность аутентичной марксистской философии четко выражается понятием «исторический материализм», где, в отличие от философии французского материализма, роль материи отведена не природе (она по Марксу — суверенный предмет естествознания), а практике или социальной материи. Кратко философию Маркса часто называют также теорией практики. Практика, а не природа сама по себе, является основой, источником и критерием истинности любых когнитивных построений, в том числе и самой философии. В науке имеет место особый вид практики — материальный эксперимент как результат взаимодействия субъекта науки и изучаемого им объекта. Однако эксперимент по самой своей сути всегда локален и ограничен в пространстве и времени и поэтому может выступать проверочной инстанцией лишь отдельных, частных научных моделей и теорий. Критерием же истинности науки в целом как специфической формы познавательной деятельности может быть только вся практика в целом в ее развитии. Крушение специфической системы социализма, построенной в СССР и других странах, является скорее подтверждением правоты марксистской философии, нежели опровержением последней, ибо, Во—первых, социализм в России был построен не по марксистской теории, а, скорее, вопреки ей, а, Во—вторых, он оказался не конкурентоспособным с развитыми индустриальными странами Запада прежде всего именно в сфере материального производства, не сумев обеспечить более высокий уровень производительности труда и эффективности всей системы социальной практики в целом. Марксистская философия как мировоззренческая парадигма вызывает по-прежнему пристальный интерес у многих мыслителей всего мира, а многие ее положения получили дальнейшее развитие не только в ряде трудов отечественных философов (особенно в области теории познания и философии науки, философии культуры и методологии деятельности), но и в трудах зарубежных философов (неомарксизм, франкфуртская школа, технико-технологический детермизм и др.). (См. философия, практика).