философ-материалист, публицист и литературный критик, основоположник революционно-демократической идеологии в Сербии. Учился в Сербии, России, Швейцарии. Большое влияние на его взгляды оказали идеи рус. революционных демократов, особенно Чернышевского. М. был знаком с осн. трудами Маркса и Энгельса; участвовал в работе рус. секции I Интернационала; в газете “Работник” (1871—72) пропагандировал марксистские идеи, выступал в защиту Парижской коммуны. М. считал, что в условиях Сербии, опираясь на сельскую общину, после победы народной революции можно прийти к социализму, минуя капитализм; выдвинул идею национального равноправия и федерации всех балканских народов; положил начало критическому реализму в сербской литературе. Осн. соч.: “Сербия на востоке” (1872), “Реальное направление в науке и жизни” (1872), “Социализм, или Общественный прогресс” (1874).
МАРКОВИЧ Светозар
МАРКОВИЧ Светозар (1846—75)
Источник: Философский энциклопедический словарь
Маркович Светозар
(1846—75) — сербский революционер-демократ, философ-материалист и утопический социалист. Учился в России. Мировоззрение М. сформировалось в период, когда в Сербии остро стоял вопрос о завершении буржуазно-демократической революции. Большое влияние на его взгляды оказали идеи рус. революционных демократов. Опираясь на работы Маркса, М. дал острую критику капитализма. Он смело выступил в защиту Парижской коммуны. Однако, несмотря на знакомство с осн. трудами Маркса и Энгельса и участие в работе I Интернационала, М. не поднялся до диалектического и исторического материализма и научного социализма. Он ошибочно считал, что, опираясь на задругу (большую патриархальную семью) и сельскую общину, можно после победы народной революции прийти к социализму, минуя капитализм. Философские воззрения М. служили теоретическим обоснованием его революционно-демократической программы. В работе «Реальное направление в науке и жизни» (1871—72) он проводил материалистическую линию в философии, этике и эстетике. М. был также популяризатором дарвинизма. Во взглядах на об-во оставался идеалистом.
Источник: Философский словарь. 1963
МАРКОВИЧ Светозар
9.9.1846, Заечар - 26.2.1875, Триест), философ-материалист, революц. публицист и лит. критик; основоположник социалистич. движения в Сербии. Учился в Сербии, России, Швейцарии; участвовал в работе рус. секции 1-го Интернационала. В созданной им первой на Балканах социалистич. газете «Работник» (1871-72) пропагандировал социалистич. идеи, выступал в защиту Парижской Коммуны, боролся против нац. романтизма и мещанского либерализма в Сербии.
На мировоззрение М. оказали влияние идеи рус. революц. демократов, особенно Чернышевского. Позднее М. познакомился также с нек-рыми работами К. Маркса и Ф. Энгельса. Теоретич. основой взглядов М. была материалистич. философия (с элементами механицизма), к-рую он называл реализмом. Свои материалистич. взгляды М. пытался распространить и на понимание человеч. истории. Он выделял экономич. отношения как основные, различал ступени обществ. развития, понимал значение классов и классовой борьбы. В то же время М, преувеличивал роль обществ. сознания в историч. процессе, считая, что развитие общества гл. обр. зависит от умств. развития народа. Рассматривая философию, науку, иск-во как могучее орудие в борьбе за социальное освобождение, он переоценивал роль интеллигенции в этом процессе.
М. считал возможным осуществить социалистич. преобразования в Сербии на основе сел. общин, минуя капиталистич. стадию развития; выдвигал идею нац. равноправия и федерации всех балканских народов. М. положил начало критич. реализму в серб. лит-ре.
На мировоззрение М. оказали влияние идеи рус. революц. демократов, особенно Чернышевского. Позднее М. познакомился также с нек-рыми работами К. Маркса и Ф. Энгельса. Теоретич. основой взглядов М. была материалистич. философия (с элементами механицизма), к-рую он называл реализмом. Свои материалистич. взгляды М. пытался распространить и на понимание человеч. истории. Он выделял экономич. отношения как основные, различал ступени обществ. развития, понимал значение классов и классовой борьбы. В то же время М, преувеличивал роль обществ. сознания в историч. процессе, считая, что развитие общества гл. обр. зависит от умств. развития народа. Рассматривая философию, науку, иск-во как могучее орудие в борьбе за социальное освобождение, он переоценивал роль интеллигенции в этом процессе.
М. считал возможным осуществить социалистич. преобразования в Сербии на основе сел. общин, минуя капиталистич. стадию развития; выдвигал идею нац. равноправия и федерации всех балканских народов. М. положил начало критич. реализму в серб. лит-ре.
Источник: Советский философский словарь
Маркович, Светозар
один из виднейших сербских социалистов, член Первого Интернационала. Получив прекрасное по тому времени образование в Петербурге и Цюрихе, Маркович в шестидесятых годах приезжает в Сербию, где вступает в политико-литературное общество "Омладина". Это общество, организованное в 1861 г. зарубежными (венгерскими и хорватскими) сербами в гор. Гросс-Кикинда, вскоре разделилось на два крыла: умеренное, ставившее себе целью "свободу и умственное преуспеяние сербов", и радикальное, стремившееся к социализму. Светозар Маркович стал во главе левого, радикального течения "Омладины". В своей газете "Раденик", основанной в 1865 г., он дает изложение Коммунистического Манифеста и во всех вопросах, кроме славянского, выступает сторонником Маркса. В славянском же вопросе Маркович солидаризировался с Бакуниным, который, вопреки марксистам, предлагал славянам не ждать социальной революции в передовых странах, а тотчас приступить к организации активных сил для немедленного социального переворота в славянских странах. В 1871 году "Раденик" был закрыт за восхваление Парижской Коммуны и резкую критику тогдашнего сербского министерства Ристича. В 1872 г. Маркович издал книгу "Сербия на востоке", в которой доказывал, что распространение строя "задруг" (земельных обществ) могло бы принести южным славянам разрешение социального вопроса. В Крагуеваце Светозару Марковичу удалось образовать центр радикально-социалистической деятельности, который вскоре приобрел значительное влияние и стал поэтому предметом преследований правительства. Газеты Марковича "Явность", "Рад", "Глас Явности" поочередно закрывались, а под конец и сам Маркович был арестован и присужден к восьми месяцам тюрьмы. Тюрьма окончательно расстроила здоровье Марковича. Надеясь на перемену климата, он переехал в Триест, но уже не поправился и 25 февраля 1875 г. умер. /Т. 6/
МАРКОВИЧ Светозар
Марковu?), [9 (21) сент. 1846 – 26 февр. (10 марта) 1875 ] – сербский революц. деятель, философ-материалист, публицист и лит. критик, пропагандист социалистич. идей. Род. в г. Ягодина (ныне г. Светозарево). Учился в Сербии и Швейцарии. Участвовал в работе Рус. секции 1-го Интернационала. На страницах созданной им газ. "Раденик" ("Работник", 1871–72) М. выступал в защиту Парижской Коммуны. Редактируемые М. газеты "Jавност" ("Гласность", 1873) и "Ослобе?ење" ("Освобождение", 1875) объединили вокруг себя прогрессивные элементы серб. общества. За революц. деятельность М. подвергался тюремному заключению. Умер в Триесте. На мировоззрение М. большое влияние оказали идеи рус. революц. демократов, в особенности Чернышевского. Отстаивая революц. методы разрешения социальных и политич. конфликтов, М. писал, что борьба "...является необходимым средством всюду, где только существует тирания, которую необходимо уничтожить" (Избр. соч., М., 1956, с. 690). По мнению М., Сербия сможет прийти к социализму, опираясь на патриарх. семью (задругу) и сельскую общину. Высоко оценивая открытие Марксом законов обществ. развития, М., однако, считал, что эти законы не приложимы ни к России, ни к Сербии. Теоретич. основой революц. взглядов M. была материалистич. философия, изложенная им в соч. "Реальное направление в науке и жизни" ("Реални правац у науци и животу", 1871–72). Принципы веры и науки, поМ., непримиримы. Конечным результатом любой религии является неравенство между людьми, отсутствие свободы, конечным результатом науки – достижение условий для равноправия и свободы. Объективный мир познаваем. Показателем истинности знания является возможность предсказания явлений. Видя в трудах Дарвина, Сеченова и др. естествоиспытателей доказательство того, что человеч. мышление производно от движения материи, М., однако, не мог окончательно преодолеть ограниченности антропологич. материализма. Труд "Социализм или общественный вопрос" (см. тамже, с. 681–749) свидетельствует о влиянии на М. идей марксизма. Двигателем историч. развития является, по М., народ. М. понимал примат экономич. отношений в жизни общества, роль классовой борьбы, однако он преувеличивал значение обществ. сознания в историч. процессе, переоценивал роль интеллигенции. Работы М. "Поэзия и мышление", "Реализм в поэзии", "Народ и писатели" и др. положили начало критич. реализму в сербской лит-ре. М. выступал против безыдейной поэзии, критиковал метафизич. принципы бурж. эстетов, высоко ценил материалистич. эстетику Чернышевского. "Народная жизнь – вот содержание и реальность поэзии", – писал М. (там же, с. 166). Соч.: Целокупна дела, св. 1–8, Београд, 1891–1912; в рус. пер. – Избр. соч., М., 1956 (вступит. ст. В. Г. Карасева, имеется библиография). Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 462–73; Викторов-Топоров В., С. М. (Страница из истории обществ. движений в Сербии), "Голос минувшего", 1913, No 3; ?рихонов Л. С., Рус. революц. демократы и обществ. мысль южных славян в 60–70-х гг. XIX в., [М. ], 1950; Павлов Т., Христо Ботев, Васил Левски, Светозар Маркович. Речи и статьи 1936–1945, С., 1946; Скерли? J., С. Маркови?. Његов живот, рад и идеj, 2 изд., Београд, 1922; Недељкови? Д., Лик С. Маркови?а, револуционара мислиоца и његова три извора и три саставна дела, "Гласник Српске Акад. Наука", Боеград, 1951, кн. 3, св. 2.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.