деятель христианства 1 в., уроженец Малой Азии, богатый судовладелец. Появился в Риме ок. 140. М. выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеч. природы Иисуса. М. написал евангелие на основе сокращенной версии Евангелия от Луки и отредактировал 10 посланий Павла. Римск. христиане исключили М. из своей общины, но он имел много сторонников в Италии, Малой Азии и др. местах. Учение М. близко к гностикам.
МАРКИОН
МАРКИОН
Источник: Атеистический словарь
МАРКИОН
христ. еретик II в., богатый судовладелец из Синопы, прибывший в Рим ок. 140. М. отрицал человеч. природу Иисуса, толковал символически рассказ о его распятии и воскресении. Он возражал против отождествления ветхозаветного Яхве с христ. богом-отцом, проповедовал аскетизм и безбрачие. Учение М., являвшееся близким к гностицизму, неоднократно осуждалось христ. церковью. Он был дважды отлучен от римской христ. общины. Апологеты иногда называли М. «ересиархом» - родоначальником ересей. До нас дошло соч. Тертуллиана «Против М.» в 5 кн. Общины маркионитов существовали в Вост. Средиземноморье до 450. Р. Ю. Виппер считает, что М. был автором новозаветных посланий, приписываемых Павлу.
МАРКИОН
род. ок. 85, Синоп, Малая Азия — ум. ок. 160) — христианский богослов, церковный деятель, создатель особой доктрины — маркионитства. Около 138 прибыл в Рим и занял видное положение в Римской церкви. Стал проповедовать свое учение, которое было признано еретическим. Около 144 порвал с большой Церковью и основал собственную маркионитскую церковь, распространившуюся по всей территории Римской империи и просуществовавшую в течение нескольких столетий. Сочинения Маркиона не сохранились, и его доктрина реконструируется на основании антимаркионитских полемических произведений церковных оппонентов (Ириней Лионский, Тертуллиан, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Ориген, Ефрем Сирин, Епифаний Кипрский, Езник Кохбаци и др.). Маркион находился под определяющим влиянием апостола Павла, из идей которого он сделал радикальные выводы. Для Маркиона Моисеев Закон и Евангелие Иисуса Христа абсолютно противоположны друг другу. Из этой противоположности он выводит наличие двух богов — Бога Ветхого Завета, творца несовершенного мира, и милостивого и благого Бога Нового Завета, посланником которого и явился Иисус Христос. Маркион утверждал, что только Павел правильно понял Христа, другие же апостолы исказили его учение на иудейский манер. Полностью отвергнув Ветхий Завет, Маркион сделал попытку составить канон христианского Священного Писания, включив в него 10 посланий Павла (кроме Пастырских) и Евангелие от Луки. А. Гарнак видел в Маркионе выдающегося христианского богослова, стремившегося порвать связь христианства с ветхозаветным наследием, продолжателя Павла и отдаленного предшественника Лютера. Другие исследователи подчеркивают гностический характер учения Маркиона.
Лит.: Harnack A. Marcion: Das Evangelium vom fremden Gott. Lpz., 1921 (2 Ausg., 1924); Blakmann E. С. Marcion and his influence. L., 1948.
H. В. Шабуров
Лит.: Harnack A. Marcion: Das Evangelium vom fremden Gott. Lpz., 1921 (2 Ausg., 1924); Blakmann E. С. Marcion and his influence. L., 1948.
H. В. Шабуров
Источник: Новая философская энциклопедия