Марк Туллий Цицерон
ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий
род. 3 янв. 106, Арпинум - ум. (политическое убийство) 7 дек. 43 до Р. X., Формиа) - рим. политик и философ, блестящий оратор. Его заслугой является то, что он познакомил римлян с греч. философией, по-своему интерпретировав ее; причислял себя к новоакадемической школе. Как скептик, он избегал аподиктических суждений. В этике и теологии был сторонником учения Стой (Посидония). Его работы оказали сильное влияние на представителей Возрождения и Гуманизма (Петрарку, Эразма). Осн. соч. включены в "Избр. соч.". М, 1975.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106—43 до н. э.)
древнеримский оратор, философ и политический деятель. Его философские соч., написанные гл. обр. в форме диалога, эклектичны. В теории познания Ц. склонялся к скептицизму, считая, что нет критерия для отличения реальных представлений от нереальных. Гл. внимание Ц. уделяет проблемам этики, изложенным в соч.: “О границах добра и зла” (45), “Катон Старший, или О старости”, “Лелий, или О дружбе” (44), “Об обязанностях” (43) и др. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, о противоречии нравственного долга и личной пользы, пытаясь дать практические рекомендации. Ц. призывает следовать заложенной в человеке природе, истинную сущность к-рой, по его мнению, раскрывает только практическая философия. При этом необходимо стремиться к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. В политических соч. (“О государстве”, 54—51, “О законах”, 52) Ц. склонялся к выводу о необходимости слияния монархического, аристократического и демократического начал в деятельности государства и считал, что этому требованию отвечает римская конституция.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЦИЦЕРОН Марк Туллий
106-43 до н. э.) - древнеримский оратор, писатель и философ-эклектик. Этическим положениям отводится значительное место в практической философии Ц., к-рая, с его т. зр., только и может иметь ценность в жизни. В основу этики Ц. кладет распространенный в древнегреч. философии (особенно в стоицизме) принцип, что жить должно согласно природе, руководствуясь разумом, посредством к-рого достигается совершенство. Человек, по мнению Ц., должен стремиться к постоянному самовоспитанию и развитию черт своего характера в соответствии с четырьмя осн. добродетелями: мудростью, справедливостью, мужеством, умеренностью. Удовлетворение интересов индивидов должно совмещаться с интересами целого, напр. об-ва. Человек руководствуется в своих поступках не только личной пользой, но и желанием помочь др. людям, т. к. все принадлежит единому человеческому роду. Разум помогает совместить противоположные стремления - к общительности, заставляющей человека служить людям, и к первенству, заставляющему др. людей служить ему. Высшими благами жизни Ц. считал истинную дружбу и славу, в основе к-рых лежит добродетель, выступающая условием счастья и дающая возможность победить старость боль и смерть. Ц. склонялся к т. зр. стоицизма, рассматривавшего добродетель саму по себе как высшее благо. Он выступал против фатализма и защищал идею свободной воли, считая, что только в этом случае этика имеет право на существование. Осн. этические соч.: «О границах добра и зла», «Тускаланские беседы», «Катон, или О старости», «Лелий, или О дружбе», «Об обязанностях».
Ч
Ч
Источник: Словарь по этике
ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106-43 до н.э.)
римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О государстве" (54-51), "О законах" (52), "О границах добра и зла" (45), "Катон Старший, или О старости" (44), "Лелий, или О дружбе" (44), "Об обязанностях" (43) и др. Ц. познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Ввел в научный оборот понятия "определение" (definitio) - "дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить", а также "прогресс" (progressio - восхождение). В этике и теологии - сторонник стоицизма. Добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), по Ц., - единственный источник счастья. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Ц., через практическую философию. В эстетическом мировоззрении Ц. искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Ц., основанная на достижениях греческой культуры философская глубина - атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи - неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Ц., может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.
Источник: История Философии: Энциклопедия
ЦИЦЕРОН Марк Туллий
(Marcus Tullius Cicero) — римский политик и философ; р. 3.1.106 (Арпинум) — ум. (политическое убийство) 7.12.43 до н. э. (Формиа, близ Кайеты); знаменит как оратор, его заслугой является то, что он познакомил римлян с греческой философией, по-своему интерпретировав ее; Цицерон причислял себя к новоакадемической школе. Как скептик, он избегал аподиктических суждений. В этике и теологии был сторонником учения Стой (Посидония). Его работы оказали сильное влияние на представителей Возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма). Осн. соч.: De re publica (рус. пер.: О государстве, 1966); De legibus (рус. пер.: О законах, 1966); De finibus bonorum et malorum (рус. пер.: О пределах блага и зла, 2000); De officiis (рус. пер.: Об обязанностях, 1979); Tusculanae (рус. пер.: Тускуланские беседы, 1975); De natura deorum (рус. пер.: О природе богов, 2000); De oratore (рус. пер.: Об ораторе, 1972); Academici libri quattuor; Hortensius; Собр. соч.: Gesamtausgabe, 9 Bde., 1878—1908; Epistulae, I— III, Orationes, I—VI, Rhetorica I—II, Oxford, 1901— 1965; Scripta omnia, 1914—1917; Auswahl seiner Briefe (Избр. письма), 1953 (Kröners Taschenausgabe, Bd. 201); Sämtliche Reden, 7 Bde., 1971— 1985. (На рус. яз.: Избр. соч., 1975 и др.)
W. Burkert. С. als Platoniker u. Skeptiker, in: Gymnasium, 72 (1965); W. Suess. C. — Eine Einf. in seine philos. Schriften, 1966; M. Geizer. C., 1969 (mit Bibi.); K. Bringmann. Unters, zum späten C., 1971; G. Görier. Unters, zu C. s Philos., 1974; E. Rawson. C., London, 1975; P. L. Schmidt. C.’s Place in Roman Philosophy, in: Class. J., 74 (1978—1979); J. Mancal. Unters, zum Begriff der Philos. bei M. T. C., 1982; P. Grimal. Ciceron. Paris, 1986, dt. 1988.
W. Burkert. С. als Platoniker u. Skeptiker, in: Gymnasium, 72 (1965); W. Suess. C. — Eine Einf. in seine philos. Schriften, 1966; M. Geizer. C., 1969 (mit Bibi.); K. Bringmann. Unters, zum späten C., 1971; G. Görier. Unters, zu C. s Philos., 1974; E. Rawson. C., London, 1975; P. L. Schmidt. C.’s Place in Roman Philosophy, in: Class. J., 74 (1978—1979); J. Mancal. Unters, zum Begriff der Philos. bei M. T. C., 1982; P. Grimal. Ciceron. Paris, 1986, dt. 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЦИЦЕРОН Марк Туллий
Marcus Tullius Cicero) (3.1. 106 до н. э., Арпинум - 7.12.43 до н. в., близ Кайеты, совр. Гаэта), рим. оратор и Гос. деятель, теоретик риторики, классик лат. художеств. и филос. прозы. Как философ Сформировался под воздействием идей синкретич. философии эллинизма, испытав влияние практически всех ее Школ: учился у эпикурейцев Федра и Зенона, Стоиков Диодота и Посидония, перипатетика Стасея, академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскалона. Сделав гл. своей целью филос. просвещение римлян, Ц. больше заботился о популяризации греч. философии, чем об изЛожейии собств. взглядов («Тускуланские беседы» I 1-8), что способствовало утверждению дальнейшего представления о нем как об эклектике. В действиТеЛьНости филос. идеи Ц. не лишены оригинальности и представляют собой Своеобразное претворение - на рим. социально-культурной основе - наиболее гуманистич. и реалистич. идей греков. Ц. обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение филос. деятельности, отстаивает принцип единства филос. теории и практич. гражд. жизни («Об ораторе» 51-53). Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, а также теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков»), он уделял осн. внимание вопросам этики и политич. теорий («О пределах добра и зла», «О Судьбе», «Об обязанностях», «О дружбе», «О старости», а также «О государстве», «О законах»). В этике Ц. стремился примирить стойч. принцип самодостаточности добродетели С перипатетич. принципом меры, считая вслед за Аристотелем «внеш. блага» «желательными» для человеч. счастья. Стоич. фатализму Ц. противопоставлял идею свободы воли. Ц,: разработал оригинальное учение о нравств. и гражд. обязанностях. В политич. теории Ц. был близок к идее естеств. права; вслед за Полибием считал наилучшей формой гос. правления «смешанную», к-рая соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя ее прообраз в гос. устройстве респ. Рима (нар. собрание, сенат, консулат). Идеи Ц. имели большое влияние на Западе в эпоху поздней античности, в ср. века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения.
Источник: Советский философский словарь
ЦИЦЕРОН Марк Туллий
(106 - 43 до и. э.) - древнеримский философ, оратор и политический деятель. Как философ сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние практически всех ее школ. Главная заслуга Цицерона как мыслителя в том, что он популярно изложил римлянам греческую философию и привил им вкус к ее плодам, выразил в своей философии римскую самобытность, особое самосознание, отличное от самосознания греков, во такое же античное.
Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, Цицерон обращается к потомкам и находит происхождение мира от богов, а времени от вечности. Критикуя антропоморфный взгляд на богов, рассматривает их как олицетворение и обожествление природных сил и человеческих потребностей. Мир предстает как порождение единого разумного начала. Отвергая стоическую идею божественного промысла, Цицерон находит мироуправляющую силу в природном законе, который сродни человеческому разуму. Критериями истинной религии выдвигаются вера в разумный миропорядок и уважение к государственному богослужению.
В вопросах гносеологии Цицерон, оставаясь последовательным сторонником академиков, отстаивает идею непосредственней достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий, которые принадлежат бессмертной душе. Философ призывает следовать заложенной в душе природе, истинная сущность которой раскрывается только в деятельности. Однако римский мыслитель остается и на твердой почве рассудка и фактов, рациональная организация которых определяет знание («Об обязанностях»). Цицерон обосновывая гуманную сущность и высокое социальное значение философской деятельности, отстаивает принцип единства философской теории в реалиях гражданской жизни («Об ораторе», «Тускуланские беседы»).
Особое внимание Цицерон уделяет вопросам этики, изложенным в сочинениях «О границах добра и зла», «Катон старший, или О старости», «Лелий, или О дружбе», «Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др. В основу этических взглядов философ кладет, с одной стороны, стоический принцип, что жить должно согласно природе, а с другой - перипатетический принцип меры, благодаря которым, руководствуясь разумом, достигается совершенство. Это состояние связано с четырьмя основными добродетелями: мудрости, мужества, умеренности и справедливости, которых достаточно для счастья как высшего блага. К высшим благам Цицерон относит также дружбу и славу, в основе которых лежит добродетель, способная победить старость, боль и смерть. Римский философ выступает против стоического фатализма и диви нации, полагая, что в ход мировых событий постоянно вмешивается свободная воля человека как результат его самоопределения. В политической теории Цицерон был близок к идее естественного права, считая наилучшей формой государственного правления «смешанную», которая соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя ее прообраз в устройстве республиканского Рима. Эстетические вопросы не выделялись Цицероном в отдельную проблему, однако античное сознание автора органично включает их в свое мировоззрение, где символом красоты выступает весь гос мое как универсальное государство, а такие категории, как загон, государственное устройство, правители, граждане и др. выступают для Цицерона категориями одинаково и юридически, и космологическими, и эстетическими. Идейное наследие Цицерона прочно связано с такими именами латинской патристики, как Лактанций, Амвросий, Иероним, Августин. Его философия находила отклик в свободолюбивых взглядах эпох Возрождения и Просвещения.
Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, Цицерон обращается к потомкам и находит происхождение мира от богов, а времени от вечности. Критикуя антропоморфный взгляд на богов, рассматривает их как олицетворение и обожествление природных сил и человеческих потребностей. Мир предстает как порождение единого разумного начала. Отвергая стоическую идею божественного промысла, Цицерон находит мироуправляющую силу в природном законе, который сродни человеческому разуму. Критериями истинной религии выдвигаются вера в разумный миропорядок и уважение к государственному богослужению.
В вопросах гносеологии Цицерон, оставаясь последовательным сторонником академиков, отстаивает идею непосредственней достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий, которые принадлежат бессмертной душе. Философ призывает следовать заложенной в душе природе, истинная сущность которой раскрывается только в деятельности. Однако римский мыслитель остается и на твердой почве рассудка и фактов, рациональная организация которых определяет знание («Об обязанностях»). Цицерон обосновывая гуманную сущность и высокое социальное значение философской деятельности, отстаивает принцип единства философской теории в реалиях гражданской жизни («Об ораторе», «Тускуланские беседы»).
Особое внимание Цицерон уделяет вопросам этики, изложенным в сочинениях «О границах добра и зла», «Катон старший, или О старости», «Лелий, или О дружбе», «Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др. В основу этических взглядов философ кладет, с одной стороны, стоический принцип, что жить должно согласно природе, а с другой - перипатетический принцип меры, благодаря которым, руководствуясь разумом, достигается совершенство. Это состояние связано с четырьмя основными добродетелями: мудрости, мужества, умеренности и справедливости, которых достаточно для счастья как высшего блага. К высшим благам Цицерон относит также дружбу и славу, в основе которых лежит добродетель, способная победить старость, боль и смерть. Римский философ выступает против стоического фатализма и диви нации, полагая, что в ход мировых событий постоянно вмешивается свободная воля человека как результат его самоопределения. В политической теории Цицерон был близок к идее естественного права, считая наилучшей формой государственного правления «смешанную», которая соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя ее прообраз в устройстве республиканского Рима. Эстетические вопросы не выделялись Цицероном в отдельную проблему, однако античное сознание автора органично включает их в свое мировоззрение, где символом красоты выступает весь гос мое как универсальное государство, а такие категории, как загон, государственное устройство, правители, граждане и др. выступают для Цицерона категориями одинаково и юридически, и космологическими, и эстетическими. Идейное наследие Цицерона прочно связано с такими именами латинской патристики, как Лактанций, Амвросий, Иероним, Августин. Его философия находила отклик в свободолюбивых взглядах эпох Возрождения и Просвещения.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Марк Туллий Цицерон (106-43 до Р.Х.)
крупнейший древнеримский философ. Он был также выдающимся государственным деятелем и оратором. Он получил широкое образование и в течение всей своей жизни занимался активной политической деятельностью, создав свои философские произведения лишь в конце жизни, когда отошел от дел. Его перу принадлежат сочинения: "Тускуланские беседы , О судьбе" "О природе богов", "О законах" и др., в которых в основном содержится переложение прошлых и современных философских учений и взглядов для того, чтобы взять у них самое лучшее. Цицерон - главный представитель эклектизма, который, по его замыслу соединяет в себе самое лучшее, что есть у других философов, то что является самым истинным. Философским источником эклектизма мог бы служить скептицизм, утверждавший, что разные философские положения равносильны. На основе скептицизма оказалось возможным сближение таких разных философских течений, как академическая философия, учение Аристотеля, стоицизм. Лишь эпикуреизм оставался в этом отношении принципиальным учением, не заимствуя у других свои положения. Эклектизм в основном опирается на всевозможные концепции древнегреческой философии - платонизм, аристотелизм, пифагореизм, стоицизм, скептицизм. Эклектические идеи уже в значительной степени присутствуют в стоицизме. Цицерон рассматривал философию в качестве своего рода утешительницы и целителя от всех бед. Поэтому он видел в философии прежде всего практическую сторону, через которую преломляются все взгляды в философских течениях. Он пишет, что заниматься философией его побудила "душевная скорбь, вследствие великого и тяжкого удара судьбы. Если бы я мог найти большее утешение от какого-нибудь занятия, я предпочел бы прибегнуть к нему (не к философии). А тем средством, к которому я прибегнул, я не мог бы воспользоваться лучше, чем отдавшись не только чтению книг, но также изучению всей философии" [Цицерон. Философские трактаты. С. 62-63]. Задача философии, по Цицерону, состоит в "возделывании души" [Тускуланские беседы]. "Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи" (Тускуланские беседы). По мнению Цицерона, чтобы использовать эту психотерапевтическую функцию философии, следует изучать различные философские системы, историю философии. Поэтому сочинения Цицерона полны историко-философского материала из древнегреческой и раннеримской истории. Свою эклектическую позицию Цицерон обосновывает тем, что при решении всех философских вопросов следует "обсуждать все с противоположных сторон, ибо иначе нельзя составить правдоподобное мнение о той или иной вещи" [Тускуланские беседы]. Таким же образом подходили скептики из Академии. Он принимает стоический взгляд на природу как гармоническое тело, которое содержит в себе разумное начало. Однако философские проблемы о бытии и познании находятся у Цицерона на втором месте, на первом же стоят проблемы этики, религии и государства. Образцом поведения он считает все то, что прекрасно, нравственно. Добродетелями для него выступают познание, справедливость и благотворительность (как одна добродетель), величие духа и благопристойная уверенность (тоже как единая добродетель). Из этих добродетелей вырастают те практические обязанности, которым каждый должен следовать. Цицерон соединяет в своей философии и стоицизм, и скептицизм, и платонизм, и аристотелизм. Все же ему больше по душе проба-билистский скептицизм академиков- скептиков. Он пишет: "Все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения" [О природе богов. I.V.11]. Он полагает, что "при обсуждении следует придавать больше значения силе доказательства, чем авторитету" [Там же. I.V. 10]. Цицерон выступает как против догматизма, так и против авторитаризма. В социальных вопросах он стоит на позициях смешанной формы государственного устройства, которая объединяет в себе достоинства монархии, аристократии, демократии. При этом подразумевается, что эти формы лишены всех своих недостатков. Заслуга Цицерона состоит в том, что он в своих сочинениях сформировал философский язык в латинской терминологии. Но он не просто переводит с греческого языка на латинский философские понятия, а преобразует всю философию в духе римского мире философия Цицерона показывает, что так называемы эклектицизм не является просто смешением разных понятий, в результате чего возникает нечто путаное и противоречивое. Эклектицизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир - как и другие более односторонние концепции. Философия Цицерона показывает, что так называемый эклектицизм не является просто смешением разных понятий, в результате чего возникает нечто путаное и противоречивое. Эклектицизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир - как и другие более односторонние концепции.
Источник: Краткий словарь философских персоналий
ЦИЦЕРОН Марк Туллий
106—43 до н. э.) — римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской школы или создателем собственной философской системы, Цицерон стремился к тому, чтобы создать на родном языке философскую прозу, способную ввести римскую читающую публику в курс последних достижений греческой философской мысли, дать материал для серьезного чтения и самообразования. В 19—20 вв. Цицерон интересовал историков философии в основном как источник сведений о послеаристотелевской философии, огромное большинство текстов которой было утрачено. Цицерон долгие годы занимался под руководством последнего схоларха афинской Академии Филона из Ларисы, слушал его ученика, а затем философского противника Антиоха Аскамиского, посещал лекции современных ему стоиков и эпикурейцев. Ему были хорошо знакомы учения корифеев Средней Стой — Панэтш и Посчдочш, он читал и использовал как образцы диалоги Аристотеля, сочинения Крантора и Клитомаха, Зенона и Хрисиппа. При этом, однако, он не был вульгарным компилятором. Многочисленные попытки разрезать его тексты на куски, представляющие собой буквальные переводы из того или иного греческого автора, попытки «восстановления» т. о. гипотетических греческих трактатов оказывались в большинстве своем неубедительными. Чужие мысли и даже дословные заимствования полностью интегрированы у Цицерона в собственный контекст.
Цицерон начал свою литературную деятельность с сочинений, обозначаемых обычно как «риторические», т. е. относящиеся к теории красноречия. Однако уже юношеское сочинение «О нахождении» и затем написанный в 55 большой диалог «Об ораторе» посвящены не только техническим вопросам риторики. Цицерон считал нужным принять участие в древнем споре риторики и философии, где соперничающие стороны были представлены еще и Сократом, и Платоном. Нужно ли быть философом, т. е. выработать и последовательно применять общие принципы, к которым может быть возведен каждый конкретный случай, чтобы быть хорошим защитником в суде, хорошим советчиком в Сенате, хорошим оратором перед Народным собранием — в общем полезным деятелем в государстве? И что такое в сущности государство? Эмпирическая данность, сложившаяся исторически под влиянием разнородных и случайных обстоятельств и управляемая случаем и произволом, или форма проявления общих и незыблемых принципов права и справедливости, при нарушении которых наличная реальность может называться государством лишь «омонимически», как сказал бы Аристотель? В сочинениях конца 50-х гг., «О государстве» и «О законах», сохранившихся не полностью, он рассуждает именно «о наилучшем государстве и наилучшем гражданине». Следуя за Полибием, уже за век до него осмыслившим впечатляющий римский государственный опыт в категориях греческой политической мысли, и стоиком Панэтием, Цицерон видит в Римской республике времен ее расцвета ту «смешанную политик», в которой свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах оптимально сочетаются с необходимым руководством со стороны разумнейших и достойнейших. Тем самым избегаются недостатки, присущие основным выделявшимся греками типам государственного устройства: монархии, аристократии и демократии; ведь они «неустойчивы», ибо все время угрожают выродиться соответственно в тиранию, олигархию и охлократию.
Расцвет литературной деятельности Цицерона приходится на время владычества Цезаря (46—44). В этот недолгий промежуток, на который падает кроме других общественных и семейных потрясений внезапная смерть его любимой дочери Туллии, и была осуществлена впечатляющая программа философского просвещения. В центре тогдашних философских дискуссий стоял вопрос о природе и статусе знания, часто формулировавшийся как вопрос о «критерии истины»: существуют ли в нашем восприятии либо мышлении какие-либо признаки, гарантирующие достоверность конкретного акта познания? Может ли, следовательно, знание о чем бы то ни было быть окончательным? В соответствии с учением Новой Академии, последователем которой Цицерон себя всегда признавал, и в противоположность стоикам он отвечал на этот вопрос отрицательно. Однако этот т. н. скептицизм не означает отказа от познавательной деятельности. Филон разрабатывал категорию «убедительного», или «правдоподобного», как ориентир не только в повседневной жизни (как применяли ее его предшественники), но и в научном познании. Вероятно, он основывался при этом на опыте Перипатетической школы. В работе «О пределах добра и зла», посвященной теоретическому обоснованию этики, Цицерон последовательно опровергает учения основных школ о высшем благе (удовольствии — у эпикурейцев, добродетели — у стоиков), оставаясь при скептическом воззрении, согласно которому окончательное теоретическое обоснование высшего блага невозможно. Однако в области практической морали определяющим для Цицерона является понятие природы: «кто следует природе, тот не ошибается». Это, как и толкование понятий добродетели и долга, сближает его как моралиста со стоиками, что в особенности видно в его последнем сочинении «Об обязанностях». Однако признание стоической морали не примиряет его со стоической верой в традиционных богов, с их фатализмом и связанной с этим верой в ведовство. Трактаты «О природе богов», «О ведовстве» и «О судьбе» посвящены язвительному и остроумному разоблачению суеверий и обоснованию чисто философской религии, а также человеческой ответственности за свои поступки. Наиболее совершенными с литературной точки зрения являются «Тускуланские беседы» в 5 книгах и два маленьких трактата: «О старости» и «О дружбе», говорящие о том, как истинная философия, т. е. стремление к мудрости и нравственному совершенствованию, обогащает основу повседневного существования — дружбу и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной. До нас не дошли его «протрептический» («обращающий к философии») трактат «Гортензий» (знаменитый благодаря высокой оценке со стороны бл. Августина) и «Утешение», обращенное к самому себе (впервые в истории жанра) в связи со смертью дочери Туллии. Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался представителем гуманизма — само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas.
Соч.: Cicero in 28 vol. Cambr., 1981—89 (Loeb Classical Library); почта все философские трактаты с параллельным французским текстом, вступительными статьями и комментариями имеются в изданиях «Les belles lettres». Филологически надежные издания с подробным критическим аппаратом предоставляет Bibliotheca Teubneriana; в рус. пер.: Диалоги, 2-е изд. М., 1994 («О государстве», «О законах»); О старости, О дружбе. Об обязанностях, 2-е изд. М., 1993; Три трактата об ораторском искусстве, 2-е изд. М., 1994; Философские трактаты. М, 1995 («О природе богов», «О дивинации», «О судьбе»); Опровержение эпикуреизма. Кн. 1, 2 произведения «О высшем благе и крайнем зле». Казань, 1889; Избр. соч. М., 1975 («Тускуланские беседы» и др.); О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М.,2000.
Лит.: Покровский М. М. Лекции по Цицерону. М., 1914; Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914; Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972; Грималь П. Цицерон. М., 1996; Philippson, Tullius, RE, 2 Reihe, 13 Hbbd, 6/2, col. 1104—1191; HinelR. Untersuchungen zu philosophischen Schriften Ciceros, Bd. I-III. Lpz., 1877; Zielinski Th. Cicer im Wandel der Jahrhunderte, 1914; Hunt H. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954; Fortenbaugh W. W., Steitmeti P. (ed.). Ciceros Knowledge of the Peripatos. New Brunswick, 1989; PowellJ. G. F. (ed.). Cicer the Philosopher: Twelve Papers Edited and Introduced. Oxf., 1995.
M. M. Сокольская
Цицерон начал свою литературную деятельность с сочинений, обозначаемых обычно как «риторические», т. е. относящиеся к теории красноречия. Однако уже юношеское сочинение «О нахождении» и затем написанный в 55 большой диалог «Об ораторе» посвящены не только техническим вопросам риторики. Цицерон считал нужным принять участие в древнем споре риторики и философии, где соперничающие стороны были представлены еще и Сократом, и Платоном. Нужно ли быть философом, т. е. выработать и последовательно применять общие принципы, к которым может быть возведен каждый конкретный случай, чтобы быть хорошим защитником в суде, хорошим советчиком в Сенате, хорошим оратором перед Народным собранием — в общем полезным деятелем в государстве? И что такое в сущности государство? Эмпирическая данность, сложившаяся исторически под влиянием разнородных и случайных обстоятельств и управляемая случаем и произволом, или форма проявления общих и незыблемых принципов права и справедливости, при нарушении которых наличная реальность может называться государством лишь «омонимически», как сказал бы Аристотель? В сочинениях конца 50-х гг., «О государстве» и «О законах», сохранившихся не полностью, он рассуждает именно «о наилучшем государстве и наилучшем гражданине». Следуя за Полибием, уже за век до него осмыслившим впечатляющий римский государственный опыт в категориях греческой политической мысли, и стоиком Панэтием, Цицерон видит в Римской республике времен ее расцвета ту «смешанную политик», в которой свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах оптимально сочетаются с необходимым руководством со стороны разумнейших и достойнейших. Тем самым избегаются недостатки, присущие основным выделявшимся греками типам государственного устройства: монархии, аристократии и демократии; ведь они «неустойчивы», ибо все время угрожают выродиться соответственно в тиранию, олигархию и охлократию.
Расцвет литературной деятельности Цицерона приходится на время владычества Цезаря (46—44). В этот недолгий промежуток, на который падает кроме других общественных и семейных потрясений внезапная смерть его любимой дочери Туллии, и была осуществлена впечатляющая программа философского просвещения. В центре тогдашних философских дискуссий стоял вопрос о природе и статусе знания, часто формулировавшийся как вопрос о «критерии истины»: существуют ли в нашем восприятии либо мышлении какие-либо признаки, гарантирующие достоверность конкретного акта познания? Может ли, следовательно, знание о чем бы то ни было быть окончательным? В соответствии с учением Новой Академии, последователем которой Цицерон себя всегда признавал, и в противоположность стоикам он отвечал на этот вопрос отрицательно. Однако этот т. н. скептицизм не означает отказа от познавательной деятельности. Филон разрабатывал категорию «убедительного», или «правдоподобного», как ориентир не только в повседневной жизни (как применяли ее его предшественники), но и в научном познании. Вероятно, он основывался при этом на опыте Перипатетической школы. В работе «О пределах добра и зла», посвященной теоретическому обоснованию этики, Цицерон последовательно опровергает учения основных школ о высшем благе (удовольствии — у эпикурейцев, добродетели — у стоиков), оставаясь при скептическом воззрении, согласно которому окончательное теоретическое обоснование высшего блага невозможно. Однако в области практической морали определяющим для Цицерона является понятие природы: «кто следует природе, тот не ошибается». Это, как и толкование понятий добродетели и долга, сближает его как моралиста со стоиками, что в особенности видно в его последнем сочинении «Об обязанностях». Однако признание стоической морали не примиряет его со стоической верой в традиционных богов, с их фатализмом и связанной с этим верой в ведовство. Трактаты «О природе богов», «О ведовстве» и «О судьбе» посвящены язвительному и остроумному разоблачению суеверий и обоснованию чисто философской религии, а также человеческой ответственности за свои поступки. Наиболее совершенными с литературной точки зрения являются «Тускуланские беседы» в 5 книгах и два маленьких трактата: «О старости» и «О дружбе», говорящие о том, как истинная философия, т. е. стремление к мудрости и нравственному совершенствованию, обогащает основу повседневного существования — дружбу и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной. До нас не дошли его «протрептический» («обращающий к философии») трактат «Гортензий» (знаменитый благодаря высокой оценке со стороны бл. Августина) и «Утешение», обращенное к самому себе (впервые в истории жанра) в связи со смертью дочери Туллии. Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался представителем гуманизма — само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas.
Соч.: Cicero in 28 vol. Cambr., 1981—89 (Loeb Classical Library); почта все философские трактаты с параллельным французским текстом, вступительными статьями и комментариями имеются в изданиях «Les belles lettres». Филологически надежные издания с подробным критическим аппаратом предоставляет Bibliotheca Teubneriana; в рус. пер.: Диалоги, 2-е изд. М., 1994 («О государстве», «О законах»); О старости, О дружбе. Об обязанностях, 2-е изд. М., 1993; Три трактата об ораторском искусстве, 2-е изд. М., 1994; Философские трактаты. М, 1995 («О природе богов», «О дивинации», «О судьбе»); Опровержение эпикуреизма. Кн. 1, 2 произведения «О высшем благе и крайнем зле». Казань, 1889; Избр. соч. М., 1975 («Тускуланские беседы» и др.); О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М.,2000.
Лит.: Покровский М. М. Лекции по Цицерону. М., 1914; Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914; Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972; Грималь П. Цицерон. М., 1996; Philippson, Tullius, RE, 2 Reihe, 13 Hbbd, 6/2, col. 1104—1191; HinelR. Untersuchungen zu philosophischen Schriften Ciceros, Bd. I-III. Lpz., 1877; Zielinski Th. Cicer im Wandel der Jahrhunderte, 1914; Hunt H. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954; Fortenbaugh W. W., Steitmeti P. (ed.). Ciceros Knowledge of the Peripatos. New Brunswick, 1989; PowellJ. G. F. (ed.). Cicer the Philosopher: Twelve Papers Edited and Introduced. Oxf., 1995.
M. M. Сокольская
Источник: Новая философская энциклопедия