Марин Неаполитанский
(5 в.) — философ и математик, в 485 на короткое время возглавивший Академию после Прокла, учеником которого он был. Прокл посвятил Марину толкование видения Эра из X кн. «Государства» Платона. Между тем, Дамаский в «Жизни Исидора» критикует его философские позиции. Марин написал комментарий к «Филебу», который сжег, так как он оказался вне школьной традиции афинского платонизма. В своем толковании «Пар.менида» он не принял концепции генад своих непосредственных предшественников Сириана и Прокла. Элиас (Proleg. 28, 29) приводит высказывание Марина: «Если бы все было математикой!». Единственное сохранившееся его сочинение «Прокл. или О счастье», написанное непосредственно после смерти Прокла, представляет собой энкомий и философскую оценку учителя.
Соч.: Marini. Vita Procli. araece et latine, rec. J. F. Boissonnade. Lipsiae, 1814.
Ю. А. Шичалин
Источник: Новая философская энциклопедия
Марин Неаполитанский
(Сихем в Самарии) (5 в. н. э.), философ и математик, в 485 на короткое время возглавивший Академию после Прокла, учеником которого был. Прокл посвятил М. толкование видения Эра из 10-й кн. «Государства» Платона. Между тем, Дамаский в «Жизни Исидора» критикует его философские позиции. М. написал комментарий к «Филебу», который сжег, т. к. он оказался вне школьной традиции афинского платонизма. В своем толковании «Парменида» он не принял концепции генад своих непосредственных предшественников Сириана и Прокла. Элий (Proleg. 28, 29) приводит высказывание М.: «Если бы все было математикой!». Единственное сохранившееся сочинение М., «Прокл, или О счастье», написанное непосредственно после смерти Прокла, представляет собой энкомий и философскую оценку учителя. Соч.: Marini Vita Prodi. Graece et latine. Rec. J. F. Boissonnade. Lpz., 1814; Saffrey H. ?>., Segonds A. Ph. (edd.). Marinus, Proclus ou Sur le bonheur. P., 2001; Марин. Прокл, или О счастье. Пер. М. Л. Гаспарова, - Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, с. 441-454. Лит.: Schissel von Fieschenberg О. Marinos von Neapolis und die neuplatonischen Tugendgrade. Ath., 1928; Theiler W. Rez.: O. Schissel von Fieschenberg, - Gnomon 5, 1919, S. 307-317; Sambursky S. Proklos, Pr?sident der platonischen Akademie, und sein Nachfolger, der Samaritaner Marinos, - SHA W (M) 1985, 2 Abhnd., S. 35-51. Ю. А. ШИЧАЛИН
Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь
Марин Неаполитанский
(или Неаполиса; в Самарии) – глава (с 485 г. н.э.) Академии платоновской. На основании скудных сведений из Свиды, Дамаския и Фотия вырисовывается образ философа, значительно развившего обе осн. тенденции неоплатонизма – абстрактно-схоластическую и мистическую. Первая, вероятно, была представлена в его комментарии к платоновскому "Пармениду", а вторая – в дошедшем до нас произведении "Прокл, или О блаженстве" ("??????? ? ???? ???????????", в кн.: Diogenis Laertii... rec. С. G. Cobet, 1878, p. 150–70 с лат. переводом; пер. на англ. – в кн.: L. Y. Rosan, The philosophy of Proclus, 1949, p. 13–35). В последнем Прокл рассматривался как образец всех добродетелей, из к-рых низшее место занимают физич. добродетели, а затем в порядке возвышения – этические, политические, катартические (очистительные), теоретические и теургические (делавшие человека богом). Имеются сведения об интересе М. к математике (М. принадлежит комментарий к Эвклиду – Euclidis, Opera, v. 6: Data cum commentario Marini..., ed. H. Menge, 1896). Свой комментарий к "Филебу" Платона М., по преданию, сжег. Философски неясная фигура М. интересна гл. обр. благодаря составленной им биографии Прокла, где рисуется весьма интересная в историко-культурном отношении картина упадка антич. философии, состоящей из веры во всякие чудеса, в явления демонов, магич. исцеления, пророческие сны и т.д. Лит.: ?eiberg I. L., Literargeschichtliche Studien ?ber Euklid, Lpz., 1882, S. 173–76; Krauss S., Marinus, a Jewish philosopher of Antiquity, "Jewish Quart. Rev.", L., 1897, v. 9, p. 517–21; Schissel von Fleschenburg, Marin von Neapolis und die neuplatonischen Tugendgrade, Athen, 1938. А. Лосев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.