p. 1924) - амер. философ, представитель научного материализма. С 1968 - проф. ун-та Темпла. Поддерживает программу "единства науки", но, в отличие от неопозитивистов, считает, что эта программа должна опираться на следующие новые тенденции развития философии: сближение философских традиций англоязычных стран (аналитическая философия, философия опыта) с традициями континентальной европейской философии (герменевтика, филoсофия разума); сближение философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук; сближение философии и методологии науки с историей науки; акцент на исследованиях проблематики инноваций, развития и научных открытий. Реализация такой программы должна избегать крайностей философского дуализма, с одной стороны, и физикалистского редукционизма - с другой. Ее онтологической основой должен стать, по мнению М., "нередуктивный" материализм, утверждающий эволюционное ("эмерджентное") возникновение и несводимость друг к другу различных атрибутов материи. В частности, культурные атрибуты (сущности) не сводятся к их материальным носителям, хотя и не существуют вне или помимо последних. Специфика этих атрибутов определяется интенцией и интенсией (как свойствами соответственно сознания, или психики, и языка). Культурные сущности демонстрируют единство "знака и типа", т.е. конкретного и абстрактного.
Личность и сознание. М., 1986; Culture and Cultural Entities. Dordrecht, Boston, 1984.