МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, этнических культур или субкультур (социальных групп).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
(от позднелат. marginalis — находящийся на краю) — понятие современной социологии культуры, обозначающее набор не согласованных между собой традиций, верований, ориентаций и элементов образа жизни, характеризующих жизнь промежуточных слоев населения того или иного общества. Основным фактором развития М. к. в современном мире становятся мощные и необратимые миграционные процессы и потеря привычного социального статуса значительными группами людей, которые вследствие этого утратили свою привычную социокультурную среду, но не полностью адаптировались и к новым условиям. М. к. обозначает эту низкую степень культурной адаптации и взаимодействия человека с обретенной им новой культурной средой, узость его духовных интересов. М. к. отражает размытость социокультурных норм и ориентаций, когда основной, но трудноразрешимой проблемой для человека становится обретение новых ценностей, социального статуса и образа жизни. Социокультурная жизнь человека в состоянии маргинальности отличается неустойчивостью его общественной позиции, трудностями в обретении полноты своей деятельности и напряженностью во внутреннем мире. В этот переходный период личность, находясь в состоянии внутренней раздвоенности и дисгармонии, не может целенаправленно и осмысленно строить свои отношения с другими людьми и быть носительницей позитивных культурных норм и ценностей. Человек на рубеже двух культур или обществ сохраняет возможности для своего дальнейшего социального и духовного развития, но двойственность самосознания, психологическая напряженность и отчуждение часто задерживают его в сфере М. к., и он стремится создать для себя комфортную, но замкнутую среду обитания, которая безнадежно ограничивает его культурный кругозор и социальные контакты. М. к. отдельной личности формируется из фрагментов привычной культуры и упрощенных, доступных форм новой культуры. Поэтому человек в состоянии маргинальности чаще всего становится потребителем продукции массовой -------культуры.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
совокупность локальных К. (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные. Социокультурный статус М.К. определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. Объективными условиями формирования М.К. являются процессы трансформации общества (модернизация, "перестройка" и т.п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия К. (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). Ситуация маргинальности возникает при одновременном (вынужденном или добровольном) существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных культурных паттернов. Характерная для М.К. "нелинейность", "коллажность", как результат спонтанного усвоения разноплановых ценностей и стандартов, заимствованных из различных (нередко конфликтующих) социокультурных систем, препятствует процессу культурной самоидентификации в его привычной, "легитимной" форме. В то же время возможность прямого доступа к разнообразным "архивам" К. разных стран и эпох создает в рамках М.К. условия для ролевых культурных экспериментов, построения специфической культурной среды из заимствованного или уже "отработанного" в рамках наличной К. материала. Неоднородность и противоречивость "рабочего материала" маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Последнее может проявляться в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминальных проектов), увлеченности радикальными социальными движениями (националистического, конфессионального или политического плана) или, напротив, в обращении к отрешенности и пассивности, ведущим в итоге к культурной самоизоляции "подпольного" индивида. Различные формы М.К. служат своеобразной "игровой площадкой" новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения "официальных" и "маргинальных" образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат "неправильной", нестандартной (а значит — спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации. Особенно заметным это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры — реального конкурента актуального культурного стандарта. Таким образом, происходит "негативная легитимация" М.К. в качестве существенного фактора динамики культуры. Дальнейшие сценарии включения маргинальных культурных образцов в пространство "большой" культуры (превращение в новый культурный канон, трансформация в "приемлемую" субкультуру, полная ассимиляция в пространстве обновленной "большой" культуры) порождают в любом случае очередной Большой Стиль и, соответственно, его новые маргинальные окраины. Однако происходящий в настоящее время переход от авторитарного, или "закрытого", к "открытому", или "мозаичному" (А.Моль), типу построения культурного пространства, объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего "центра" и мятежной "периферии". Последнее означает расширение "диапазона приемлемости", трансформацию М. культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся из широкого употребления, в естественный компонент наличной культурной среды. М.Р. Жбанков

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
243.42 кб

Особенности маргинальной культуры

Винар А.А., Виноградова А.И.
Рассматривается маргинальная культура, ее особенности и место в системе культуры. Описаны проявления маргинальности, характерные символы маргинала.
Читать PDF
135.33 кб

Маргинальная культура в современном обществе

Дробязко Н. Е.
В статье рассматривается маргинальная культура, ее корни, трансформация и проявления в современном обществе.
Читать PDF
255.34 кб

Языковая маргинальность как культурный феномен

Пиреева Г.И.
В периоды коренных преобразований происходит обострение проблем в культурной сфере. Обнаруживается отсутствие общего языка.
Читать PDF
596.24 кб

Маргинальное сознание в культуре серебряного века

Бунина С. Н.
В статье анализируются творческие установки маргинальной личности на примере искусства М. Волошина, Е. Гуро, Е. Кузьминой-Караваевой.
Читать PDF
537.94 кб

Три контекста маргинальности: личность, культура, этнос

Ванданова Эльвира Леонидовна
Статья посвящена специфике междисциплинарного изучения маргинальной личности. В соответствии с тремя выделенными контекстами определяются ключевые понятия.
Читать PDF
410.08 кб

Культурная маргинальность и ее место в развитии культуры

Бобер Жанна
В статье раскрывается сущность феномена культурной маргинальности через исследование соотношения традиции и новации в культуре.
Читать PDF
2.89 мб

Культурная маргинальность как феномен Российской молодёжи

Мельникова Елена Ивановна
В статье рассматривается молодёжь в качестве социокультурного субъекта, оказавшаяся в типично маргинальной ситуации, которая определяется кризисом на этапе становления идентичности.
Читать PDF
669.29 кб

Маргинальность в культуре западноевропейского средневековья

Истилеева Альфия Бисенгалиевна
Рассматривается проблема формирования целостного образа маргинальной культуры. Маргинальность понимается как промежуточная категория, для которой характерна вневременность и внеструктурность.
Читать PDF
78.77 кб

Культурологическая концепция формирования маргинальной личности

Панеш Тамара Айсовна
Представлен анализ маргинального типа личности, причины и факторы ее возникновения. Маргинализация личности рассматривается с позиций ролевых функций в американской, европейской и восточной культурах.
Читать PDF
291.16 кб

Историко-ментальные истоки маргинальной культуры в Европе XVII в

Пиков Геннадий Геннадьевич
Статья посвящена феномену маргинальной культуры в Европе XVII в. Рассматриваются исторические и ментальные истоки ее формирования, особенности и место в культурной истории континента.
Читать PDF
330.88 кб

Маргинальный человек в контексте культуры трансграничного региона

Емченко Дмитрий Геннадьевич
В статье рассматривается маргинальный человек трансграничного региона как ключевой субъект в контексте взаимодействия культур.
Читать PDF
148.15 кб

Актуальные проблемы феномена маргинальности. Культурологический анализ

Широченко Александр Игоревич
В статье выявляются актуальные проблемы, связанные с феноменом маргинальности, анализируется литература, посвященная данному вопросу.
Читать PDF
500.02 кб

Маргинальность как один из источников формирования нового типа культуры

Горина А.А., Виноградова А.И.
Определяются условия формирования маргинальной культуры в обществе. Маргинальность рассматривается не только как препятствие процессу культурной самоидентификации, но и как возможность построения новой культурной среды.
Читать PDF
328.02 кб

Культурная маргинальность как фактор развития преступного поведения молодежи

Михайлов Андрей Павлович
В статье исследуются факторы, обуславливающие динамику криминализации современной молодежи России.
Читать PDF
1.01 мб

Модусы маргинальности в контексте массовой культуры: Гарри Бардин и Юрий Норштейн

Горохова Олеся Викторовна
В статье предпринимается попытка исследования траектории жизни и творчества двух современников и ровесников -российских режиссеров-мультипликаторов Гарри Бардина и Юрия Норштейна в фокусе маргинальности.