МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, этнических культур или субкультур (социальных групп).
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
(от позднелат. marginalis — находящийся на краю) — понятие современной социологии культуры, обозначающее набор не согласованных между собой традиций, верований, ориентаций и элементов образа жизни, характеризующих жизнь промежуточных слоев населения того или иного общества. Основным фактором развития М. к. в современном мире становятся мощные и необратимые миграционные процессы и потеря привычного социального статуса значительными группами людей, которые вследствие этого утратили свою привычную социокультурную среду, но не полностью адаптировались и к новым условиям. М. к. обозначает эту низкую степень культурной адаптации и взаимодействия человека с обретенной им новой культурной средой, узость его духовных интересов. М. к. отражает размытость социокультурных норм и ориентаций, когда основной, но трудноразрешимой проблемой для человека становится обретение новых ценностей, социального статуса и образа жизни. Социокультурная жизнь человека в состоянии маргинальности отличается неустойчивостью его общественной позиции, трудностями в обретении полноты своей деятельности и напряженностью во внутреннем мире. В этот переходный период личность, находясь в состоянии внутренней раздвоенности и дисгармонии, не может целенаправленно и осмысленно строить свои отношения с другими людьми и быть носительницей позитивных культурных норм и ценностей. Человек на рубеже двух культур или обществ сохраняет возможности для своего дальнейшего социального и духовного развития, но двойственность самосознания, психологическая напряженность и отчуждение часто задерживают его в сфере М. к., и он стремится создать для себя комфортную, но замкнутую среду обитания, которая безнадежно ограничивает его культурный кругозор и социальные контакты. М. к. отдельной личности формируется из фрагментов привычной культуры и упрощенных, доступных форм новой культуры. Поэтому человек в состоянии маргинальности чаще всего становится потребителем продукции массовой -------культуры.
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
совокупность локальных К. (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные. Социокультурный статус М.К. определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. Объективными условиями формирования М.К. являются процессы трансформации общества (модернизация, "перестройка" и т.п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия К. (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). Ситуация маргинальности возникает при одновременном (вынужденном или добровольном) существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных культурных паттернов. Характерная для М.К. "нелинейность", "коллажность", как результат спонтанного усвоения разноплановых ценностей и стандартов, заимствованных из различных (нередко конфликтующих) социокультурных систем, препятствует процессу культурной самоидентификации в его привычной, "легитимной" форме. В то же время возможность прямого доступа к разнообразным "архивам" К. разных стран и эпох создает в рамках М.К. условия для ролевых культурных экспериментов, построения специфической культурной среды из заимствованного или уже "отработанного" в рамках наличной К. материала. Неоднородность и противоречивость "рабочего материала" маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Последнее может проявляться в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминальных проектов), увлеченности радикальными социальными движениями (националистического, конфессионального или политического плана) или, напротив, в обращении к отрешенности и пассивности, ведущим в итоге к культурной самоизоляции "подпольного" индивида. Различные формы М.К. служат своеобразной "игровой площадкой" новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения "официальных" и "маргинальных" образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат "неправильной", нестандартной (а значит — спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации. Особенно заметным это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры — реального конкурента актуального культурного стандарта. Таким образом, происходит "негативная легитимация" М.К. в качестве существенного фактора динамики культуры. Дальнейшие сценарии включения маргинальных культурных образцов в пространство "большой" культуры (превращение в новый культурный канон, трансформация в "приемлемую" субкультуру, полная ассимиляция в пространстве обновленной "большой" культуры) порождают в любом случае очередной Большой Стиль и, соответственно, его новые маргинальные окраины. Однако происходящий в настоящее время переход от авторитарного, или "закрытого", к "открытому", или "мозаичному" (А.Моль), типу построения культурного пространства, объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего "центра" и мятежной "периферии". Последнее означает расширение "диапазона приемлемости", трансформацию М. культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся из широкого употребления, в естественный компонент наличной культурной среды. М.Р. Жбанков
Источник: Постмодернизм. Энциклопедия