МАРЕШАЛЬ Сильвен
МАРЕШАЛЬ Сильвен
(Marechal, 1750—1803) - франц. просветитель, материалист и атеист; по социальным взглядам был близок к утопич. коммунизму, являлся одним из руководителей «Заговора равных». Антирелиг. работы М. появились в нач. 80-х гг. («Французский Лукреций», «Книга, спасшаяся от потопа», «Альманах честных людей») и навлекли на него преследования. Во время Франц. бурж. революции конца XVIII в. М. вел энергичную атеистич. пропаганду, боролся против контррев. духовенства, был активным сторонником «культа разума» (см. Разума культ). Как и большинство просветителей, он считал религию результатом сознат. обмана народа людьми, стремящимися к власти. Библию М. характеризовал как «грязную и кровавую книгу», вслед за Ш. Ф. Дюпюи отвергал историчность Христа, остро критиковал деизм. Программа М. выражена словами: «Хорошие законы без бога, праздники без алтарей, нравы без религии - вот что нужно людям» (Избр. атеистич. произв. М., 1958, с. 66). После поражения революции М. утратил радикализм, но остался убежденным атеистом, выдвинул идею орг-ции безбожников («Культ и законы об-ва безбожников», 1798); большое значение имел его «Словарь древних и новых атеистов» (1800). В. Н. Кузнецов
МАРЕШАЛЬ Сильвен
(1750, Париж – 1803, Монруж) – мыслитель эпохи Просвещения, сторонник атеизма и материализма. Исполнял обязанности адвоката, затем работал библиотекарем. С 1790 – один из ведущих сотрудников газеты «Парижские революции». С 1791 М. призывал ко «второй революции», целью которой объявлял установление «подлинного равенства» при важнейшем условии справедливого распределения собственности, устранения деления на богатых и бедных. М. входил в тайную организацию Г. Бабёфа; в отличие от ряда других участников «заговора равных», избежал ареста, поскольку предатель, выдавший планы бабувистов, не знал о его роли в подготовке вооруженного выступления против Директории. В сочинениях «Французский Лукреций» (1797; первый вариант издан под заглавием «Отрывки из моральной поэмы о Боге», 1781), «Словарь древних и новых атеистов» (1800), «За и против Библии» (1801) М. выступил с критикой религии. Отвергая учение о существовании Бога, он ссылается на наличие в мире зла: «Если ваш бог вмешивается в ваши дела, почему они идут так плохо?» (Избранные атеистические произведения. М., 1958. С. 198). Кроме того, по М., если бы Бог реально существовал, люди давно установили бы один-единственный «всеобщий культ». Согласно ему, Бог никак «не обнаруживает» себя, поскольку его существование невозможно подтвердить посредством органов чувств. М. полагал, что «религиозные предрассудки» были выдуманы стремившимися к власти людьми, которые с их помощью поработили остальных. Естественные связи между людьми заменили «цепи», наложенные «политикой и религией». М. был убежден в том, что монархи, получившие власть от народа, неминуемо предстанут перед его судом. Вселенная, по его мнению, вечна; существует только материальный мир, который является «собственным двигателем».
Соч.: Избранные атеистические произведения. М., 1958; Correctif à la révolution. P., 1793. Лит.: Момджян, X.H. Французское Просвещение XVIII века. M., 1983. С. 350–387; Dommanget, M. Sylvain Maréchal. L’égalitaire. «L’homme sans Dieu». Sa vie, son oeuvre. P., 1950. A.A. Кротов
Соч.: Избранные атеистические произведения. М., 1958; Correctif à la révolution. P., 1793. Лит.: Момджян, X.H. Французское Просвещение XVIII века. M., 1983. С. 350–387; Dommanget, M. Sylvain Maréchal. L’égalitaire. «L’homme sans Dieu». Sa vie, son oeuvre. P., 1950. A.A. Кротов
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.