МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
течение в философской мысли, разрабатывавшееся во второй половине XIX в. в Марбурге (Западная Германия). Отталкиваясь от кантовской теории познания, изменяет ее в сторону математической логики и размышления над символическими формами мысли (Коген, Кассирер).

Источник: Философский словарь

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
направление в неокантианстве, основанное Германом Когеном и П. Наторпом, примыкающее к кантонской теории трансцендентальной дедукции и развивающее логистику, постигающую созерцание и действительность посредством понятий или математических средств (логический идеализм). Ощущение является не самостоятельным фактором познания, а неизвестной величиной, лишь побуждающей к познанию. Бытие - это переплетение логических отношений (панлогизм). Категории суть условия познания; суждение истинно и соответствует действительности, если оно образуется в соответствии с этими категориями. Наряду с Когеном и Наторпом видные представители этого течения - Э. Кассирер, Ф. А. Ланге, Альберт Герланд (1869-1952), первоначально также Н. Гартман.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Марбургская школа
одно из направлений неокантианства. Гл. представителями этого направления были Коген, Наторп, Кассирер, Штаммлер. Отбросив материалистическую тенденцию в учении Канта, они перешли на позиции последовательного субъективного идеализма. Согласно учениям М. ш., философия не может быть знанием о мире, она сводится к методологии и логике частных наук. Отрицая объективную действительность, они стремились изолировать познание от чувственного содержания и рассматривали познание как чисто логический процесс конструирования понятий. При этом методология М. ш. неизбежно выступала в виде бессодержательных общих принципов, принудительно навязываемых частным наукам. Гл. из этих принципов считался т. наз. принцип долженствования, к-рый был распространен представителями М. ш. и на область социологии. Отрицая объективные закономерности общественного развития, представители М. ш. рассматривали социализм исключительно как нравственное явление, как надклассовый «этический идеал». Призывая «дополнить» марксизм кантианством, теоретики М. ш. выхолащивали из научного коммунизма его осн. экономическое и политическое содержание, подводили к отрицанию революционной борьбы и диктатуры пролетариата. Социологические идеи М. ш. оказали влияние на «легальный марксизм» в России и стали основой ревизии марксизма оппортунистами II Интернационала (Бернштейн, Каутский, М. Адлер и др.). В настоящее время эти идеи используются правыми социалистами в борьбе против марксизма-ленинизма.

Источник: Философский словарь. 1963

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
(Marburger Schule) — направление в неокантианстве, основанное Г. Когеном и П. Наторпом, примыкает к кантовской теории трансцендентальной дедукции и развивает логику, постигающую созерцание и действительность посредством понятий или математических средств (логический идеализм). Ощущение является не самостоятельным факгором познания, а неизвестной величиной, лишь побуждающей к познанию. Бытие — это переплетение логических отношений (разновидность гегелевского панлогизма). Категории суть условия познания; суждение истинно и соответствует действительности, если оно образуется в соответствии с нормами логики.
Наряду с Когеном и Наторпом видными представителями этого течения являются Э. Кассирер, Ф. А. Ланге, Альберт Гёрланд (1869—1952, «Die Grundweisen des Menschseins», 1954), первоначально также Я. Гартман.
К. Herrmann. Einf, in die neukantian. Philos., 1927; G. Lehmann. Gesch. der nachkant. Philos., 1931; W. Ritzel. Studien zum Wandel der Kant-Auffassung, 1952; D. Puka. Die Logik in der Welt. Ansätze zur Weiterentwicklung des Neukantianismus, 1978; W. Flach, H. Holzhey (Hgg.). Erkenntnistheorie u. Logik im Neukantianismus, 1979 (mit Bibi.); H. L. Ollig (Hg.). Der Neukantianismus, 1979; H. Holzhey. Cohen u. Natorp. I—II, 1986; К. C. Köhnke. Entstehung u. Aufstieg des Neukantianismus, 1986; H. L. Ollig. Materialien zur Neukantianismus-Diskussion, 1987; C. v. Wolzogen. Pünktliche Bilanz? Cohen, Natorp u. der Neukantianismus in neuer Sicht, in: Philos. Rundschau, 35 (1988).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
неокантианства – направление западной философии последней трети XIX – первой трети XX в., интерпретирующее идеи И. Канта в духе панлогизма (учения, полагающего логические закономерности всеобщими и определяющими для всех сфер жизни). Основные представители: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер .
Философия М. Ш. рассматривает кантовскую философию как учение о конструировании мышлением с помощью априорных (доопытных) форм науки, нравственности, религии, искусства, Представители М. Ш. стремились очистить учение Канта от налета психологизма: от исследований психо-физиологической организации субъекта, от анализа ощущений. Ощущение не является самостоятельным источником познания, оно не противостоит мышлению. Отрицая какой-либо рациональный смысл в кантовском понятии «вещь в себе», выражающем уверенность в существовании объективного мира, представители М. Ш. всё же стремятся найти объективную основу использования априорных форм в процессе познания: это Логос (Наторп ), Бог (Коген). Философию представители М. Ш. рассматривают лишь как метод достижения знания, но не как теорию о мире. Предмет познания изначально не дан извне, а задан, он постоянно уточняется самим субъектом и постоянно содержательно обогащается в бесконечном процессе движения знания. Процесс познания в интерпретации М. Ш. представляет собой абсолютно автономный бесконечный процесс построения предмета с помощью априорных категорий мысли. Мысль не обрабатывает материал ощущений, но сама задает предмет познания. Действительность существует лишь в «напечатанных книгах» (Коген).
Ориентируясь в основном на анализ естественных и точных наук, представители М. Ш. обращаются и к исследованию культуры, рассматривая ее как сферу конструирования с помощью символических функций (Кассирер). Философия М. Ш. социально ориентирована. Изначальная «заданность» всех параметров человеческой деятельности с точки зрения ее представителей предполагает постоянную социальную активность, регулируемую и направляемую познавательными и нравственно-религиозными идеалами. Идеи М. Ш. повлияли на идеологию так называемого «этического социализма».

Источник: Краткий философский словарь.

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
направление в неокантианстве, исходящее из «трансцендентальнологич.» истолкования учения Канта. Согласно М. ш., всеобщность и необходимость науч. знания объясняются саморазвертыванием разума и не зависят от ощущения и «вещи в себе». Кантовский дуализм «преодолевается» с последовательно идеалистич. позиций: познание отрывается от психики, а предмет познания отождествляется с понятием о предмете, само же бытие истолковывается как совокупность чистых понятийных отношений. Осн. представители М. ш. Коген, Наторп и Кассирер определяют предмет познания «...не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого познания, а как объект, формирующийся в прогрессирующем опыте...» (К а сс и p е p Э., Познание и действительность, СПБ, 1912, с. 384) и «заданный» первоначалом (Ursprung) мышления и бытия. Соответственно, философия «имеет своею целью исключительно творч. работу созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании и в этом познании обосновывает» (Наторп П., Кант и Марбургская школа, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913, с. 99). Поскольку эти «объекты» суть объекты культуры в целом, мышление, данное в форме науки и ориентированное на нее, выступает законосообразным творцом культуры.
Отказ от «вещи в себе» как источника чувств. знания приводит М. ш. к гипертрофированшо активности мышления. Пытаясь преодолеть вытекавший отсюда субъективизм, ее представители прибегают к объективно-идеалистич. допущениям, постулируя в качестве предпосылок бытия, мышления и нравственности бога (Коген) или логос (Наторп). Философы М. ш. возводили к трансцендентальным основаниям не только познание, но культуру в целом, включая правовые, этич. и эстетйч. ее элементы. В понимании общества М. ш. исходит из человека как юридич. лица. Поскольку же высшим юридич. лицом является гос-во, человек подчиняется его законам. Отсюда аналогия между математикой и логикой, с одной стороны, юриспруденцией и этикой с другой. Юриспруденция (Rechtswissenschaft) - математика обществ. наук, тогда как этика - их логика (см. H. Cohen, Ethik des reinen Willens, В., 1904, S. 62-63). Идеи представителей М. га. служили основой ревизионистской концепции «этич. социализма», стремившейся дополнить марксизм этикой Канта.

Источник: Советский философский словарь

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
одно из осн. направлений неокантианства, возникшее в Германии и получившее широкое распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее представители — Г.Коген, П.Наторп, в ранний период своего творчества Э.Кассирер — стремились утвердить трансцендентальнокритический метод И.Канта в его чисто логич. форме. Отказавшись от допущения вещи в себе как материального объекта и связанного с этим различения чувственности и рассудка, они превратили центр. для «Критики чистого разума» проблему трансцендентального синтеза в чисто логич. проблему. М.ш. давала рационалистич. трактовку опыта на основе трансцендентализма и априоризма. Внутр. систематич. единство знания ее мыслители стремились обосновать через построение т.н. «логики чистого познания», посредством к-рой должна строиться вся система существенных закономерностей познания, или чистое познание, осуществляемое трансцендентальным субъектом. Изначальный синтетич. акт мышления, где, как в «клеточке», уже содержится его закон и способ действия, в к-ром задано то, что затем развертывается в системе науки, Коген и Наторп назвали «первоначалом» («Ursprung»). Универсальную модель такого «первоначала» они усматривали в почерпнутом из матем. анализа понятии бесконечно малой величины, в к-рой видели единство логич. «единицы» мышления и «атома» бытия. Т.о., из кантовской модели познавательного процесса устраняется первая ступенька — созерцание, а из теории познания — трансцендентальная эстетика. В результате пространство и время в философии М.ш. приобретают статус априорных (см. Априори и Апостериори) форм рассудка, т.е. категорий. Поск. предмет науки изначально осознан в категориях логики, для познания он не «дан», а «задан». Сам процесс познания состоит в том, что неизв. нам «нечто» последовательно определяется благодаря априорным формам — категориям. Наряду с науч. познанием Кассирер выделяет формы языкового, мифол., религ. и худ. мышления. Коген и Натоп разработали теорию «этич. социализма», получившую распространение в социал-демократии. В основе их эстетики лежит любовь к «чел. природе» как высшей ценности. Вслед за Кантом Коген и Наторп дают моральное толкование религии. Лит.: Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960; История философии: Запад—Россия—Восток. М., 1998. Кн. 3; История философии / Под ред. Ч.С.Кирвеля. 2-е изд., испр. Минск, 2001; История философии / Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова, Д.В.Бугая. М., 2005; Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. М., 1978; Никулина О.В. Немецкое неокантианство: истоки, основные направления, национальные особенности // Философия, наука, образование. Екатеринбург, 2003. Ч. 1. О.В.Никулина

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
одно из осн. направлений неокантианства конца 19 – нач. 20 вв. Гл. представители – проф. Марбургского ун-та Коген и Наторп. К М. ш. принадлежали также А. Штадлер, К. Ласвиц, Кассирер и др. М. ш. объявила о необходимости привести философию Канта в соответствие с совр. естествознанием и очистить ее от "дуализма", создаваемого учением "о вещи в себе" как объекте, аффицирующем человеч. чувственность. Преодоление противоречия между этой стороной учения Канта и его трансцендентальным методом М. ш. видела в отказе от первой и в превращении второго в единств. содержание философии. Центр. проблемой кантовской философии М. ш. считала вопрос "как возможна наука?". Согласно воззрениям М. ш., объективный мир дан человеку не сам по себе, но в имманентных рассудку формах науч. знания, к-рые только и делают объект предметом познания, "творят" его. Иными словами, представители М. ш. считали, что единств. содержанием человеч. знаний о мире являются логич. формы, т.е. метод науч. познания. Соответственно, т. зр. М. ш. характеризуется в неокантианстве как логистически-рационалистическая, "методоло-гическая" или "эпистемологическая". Ее отличает резкий антипсихологизм. Кантовская "вещь в себе" устранена М. ш. именно как источник "психологизма". М. ш. отказалась рассматривать ощущения как форму, а тем более как источник познания. Ощущение есть лишь "знак вопроса" (Frageszeichen). Ответы дает чистая мысль. Функциями последней являются не только логич. формы, но также пространство и время, к-рые Кант рассматривал как априорные формы чувственности, а представители М. ш. – как логич. отношения. Но и чистая мысль рассматривается М. ш. не как духовная деятельность субъекта, а как логика науки. Вообще проблема отношения субъекта и объекта – основной вопрос философии третируется представителями М. ш. как "метафизика". Логич. система науки имеет самодовлеющее значение как единств. реальность, "объективирующая" предмет. Поскольку наука бесконечно развивается, постольку ее предмет всегда находится в становлении, т.е. в форме некоей "заданности", нек-рого "х". "Полагание" этого "х" в категориальной, логич. форме, т.е. как чистой мысли, есть, по М. ш., начало процесса становления, т.н. принцип первоначала (Princip des Ursprungs). Однако логика развития идеи как "основоположения" зависит от того, какая наука имеется в виду, т.к. предмет науки определяется ее методом в соответствии с идеалистически толкуемым принципом тождества мышления и бытия. Поэтому предмет математики – бесконечно малое, предмет описат. естествознания – понятие целостности, основополагающей категорией для к-рого является цель. Из последней категории марбуржцы выводят "вещь в себе" в своем понимании. Если в математике "х" как бесконечно малое входит в науку в качестве ее предмета, то в биологии цель, являясь основоположением, остается вне пределов самой науки, являясь "предельным понятием" (Grenzbegriff) и в этом смысле "вещью в себе". Т. о., М. ш. берет из Канта как раз идеалистич. толкование "вещи в себе". Логич. основоположения обществ. наук М. ш. отыскивала тем же методом, что и естественных. В отличие от баденской школы, к-рая рассматривает "вещь в себе" как идеал, как абсолютную, вне логики находящуюся "ценность" – достояние субъекта, М. ш. включает "вещь в себе" в трансцендентальную логику. Понятие цели, выходящее за пределы опыта как математич., так и описат. естествознания, не может быть предметом категориального синтеза в пределах этих наук. Оно оказывается понятием, относящимся к области "морального опыта", и соответственной логикой является "логика долженствования", а "образцовой наукой" в отношении обществ. явлений служит юриспруденция. Осн. нравств. закон, категорич. императив, как осн. идея этой науки, вытекающая из основоположения этики, кладется Когеном в основу социального учения "этического социализма". В этом учении, в противоположность марксизму, социализм рассматривается как чисто нравственная программа нового времени и всего будущего мировой истории. Марбуржцы нередко говорили о совпадении своей идеи этич. социализма с историч. материализмом Маркса. Типичным представителем этой линии в социальных науках был Р. Штаммлер. Объективно же этич. идеализм М. ш. имеет своей целью подорвать марксизм путем сведения социализма к кантовской этике. Эта тенденция марбургского неокантианства была подхвачена как неокантианцами, примыкавшими к социал-демократич. движению (Штаудингер, К. Форлендер), так и ревизионистами 2-го Интернационала Э. Бернштейном, К. Шмидтом, М. Адлером и др. М. ш. оказала очень большое влияние на развитие совр. бурж. философии. Прямыми последователями М. ш. в новейшей нем. философии являются А. Либерт (впоследствии перешедший к неогегельянству), A. Герланд, Р. Кинтермейер, Г. Ноак и др., к-рые открыто выступают против марксизма. Лит.: Аксельрод Л. (Ортодокс), Филос. очерки, СПБ, 1906; Савальский В. ?., Основы филос. права в науч. идеализме, т. 1, М., 1909; Трубецкой ?. ?., Метафиаич. предположения познания, М., 1917; Ситковский ?., Неокантианство, в кн.: Из истории философии XIX в., [М. ], 1933; Форлендер К., Кант и Маркс, пер. [с нем. ], СПБ, 1909; Haторп П., Социальная педагогика, пер. с нем., СПБ, 1911; его же, Кант и М. ш., "Новые идеи в философии", 1913, No 5; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 210–300; Vorl?nder К., I. Kant und sein Einflu? auf das deutsche Denken, Bielefeld – Lpz., 1921; Lehmann G., Geschichte der nachkantischen Philosophie, В., 1931. Б. Григорьян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
наиболее влиятельное, наряду с Баденской школой, направление неокантианства. Основные представители: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, А. Либерт (некоторое время Н. Гартман). Свою задачу школа видела в очищении кантовской философии от остатков догматизма и дальнейшем развитии ее из собственного ее принципа. Речь идет т. о. о понимании Канта в духе сформулированного самим Кантом идеала познания, т. е. исторически «нечистому» Канту противопоставляется здесь «чистый» Кант, что дало возможность главе школы Когену обозначить свою интерпретацию Канта как «ревизию» (Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung. В., 1918, S. 784). Когеновская интерпретация стала фундаментальной для всех последующих разработок марбургского неокантианства. Ревизии подвергается прежде всего кантовская «вещь сама по себе» (см. Вещь в себе), «досадное наследие средневековья» (К. Форлендер), губительная двусмысленность которой для всей критической философии была в полной мере осознана еще современниками Канта и нашла классическое выражение в парадоксе Якоби: «Без предпосылки аффинирующей вещи самой по себе нельзя войти в «Критику чистого разума», с ней невозможно там оставаться» (Jacobi F. H. Uber den transzendentalen Idealismus — Werke, Lpz., 1812, Bd. 2, S. 301f). В ревизии Марбургской школы парадокс Якоби решается не менее парадоксальным образом: без вещи самой по себе можно войти в «Критику чистого разума», с ней необходимо там оставаться. Последовательное обоснование этого положения приводит к абсолютному «логическому идеализму», каковым видит себя Марбургская школа. Краткая цепь преобразований выглядит следующим образом: Кант, как известно, различает два ряда элементов познания: чувственность и рассудок. «Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся» (Кант И. Соч. в 6т., т. 3. M., 1964, с. 124). «Оставить в таком виде дуализм факторов познания, — комментирует Наторп, — совершенно невозможно, если мы серьезно придерживаемся кантовской идеи трансцендентального метода» («Кант и Марбургская школа». — В сб.: «Новые идеи в философии», вып. 5. СПб., 1913, с. 104). Это значит: аффицирующая вещь элиминируется, но тогда вместе с ней приходится отказаться и от данности ощущений как материи познания, а стало быть, от форм созерцания (трансцендентальная эстетика) и от рассудочного синтеза, апперцепции (трансцендентальная аналитика), «короче, почти всех и каждого из положений Канта» (там же). Вход в систему Канта без «вещи самой по себе» мыслим т. о. только на почве абсолютного идеализма. Иными словами: вход в систему Канта без «вещи самой по себе» невозможен без... Гегеля. «Мы начинаем с мышления. Мышление не может иметь никакого начала вне самого себя... Чистое мышление само по себе и только оно само должно порождать чистое познание» (Cohen H. Logik der reinen Erkenntnis. В., 1902, S. 12). Но и Гегель, в свою очередь, подвергается Когеном острой критике за метафизически беспредметную логику, так что если Кант здесь и исправляется Гегелем, то лишь после того, как сам Гегель уже был исправлен Кантом (ср.: Яковенко Б. Теоретическая философия Германа Когена. — «Логос», кн. l. M., 1910, с. 201 ел.).
Характерным для марбургского неокантианства является т. о. радикальное устранение из кантовской философии всех элементов материализма и сведение ее к чистому учению о методе, целью которого является построение mathesis universalis. Можно обозначить в этой связи следующие основополагающие принципы, в которых исчерпывается вся философская специфика школы: 1) Заданность (нет иной данности, кроме заданности мышлению мышлением же собственного предмета). 2) Проблематичность (построение системы наук как последняя проблема философии состоит из цепи проблем, ставимых мышлением самому себе). 3) Непрерывность (проблематичность знания фундирует непрерывность логических связей, благодаря которым только и возможна определенность логики). 4) Методологичность (научная истина равна научному методу, если сама наука мыслится не как факт науки, а как ее становление). 5) Относительность (знание есть всегда знание отношения и отношение знания; функциональное мышление заменяет субстанциальное). 6) Гипотетичность (в основе знания лежат ипотесы как чисто мыслительные основоположения, обусловливающие объективность и достоверность знания). 7) Бесконечность (логика первоначала конструируется Когеном по модели бесконечно-малого).
Свою философскую систему Марбургская школа предваряет не только интерпретацией Канта, но и историей философии вообще (в особенности работы Наторпа: «Descartes Erkenntnistheorie», 1882; «Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Altertum», 1884; «Platos Ideenlehre», 1903 и фундаментальное исследование Кассирера «Das Erkeimtnisproblem in der Philosophie und Wissenschalt der neueren Zeit», 4 Bde, 1906—57), вследствие чего последняя часто выглядит не иначе, как курсом пропедевтики к усвоению «логического идеализма». Распад школы сразу после Первой мировой войны был ознаменован не только внешним отпадением от нее ряда ее адептов (вроде Н. Гартмана), но и переосмыслением ее оснований изнутри. Характерно в этом отношении 2-е издание книги Наторпа о Платоне (1921), где в большом «Метакритическом дополнении» идеи Платона трактуются уже не только как логические ипотесы, а как «выражение праконкретного, живого» (Natorp P. Platons Ideenlehre. Lpz., 1921, S. 869f.). Последним мыслителем большого ранга, пытающимся сохранить верность принципам школы в разработке универсальной философии культуры, был Кассирер.
Лит.: Гаиденко П. П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве марбургекой школы. — В кн.: Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. М., 1978. См. также лит. к ст.: Кассирер, Коген, Наторп, Неокантианство.
К. А. Свасьян

Источник: Новая философская энциклопедия