(p. 29.7.1941) — спец. в обл. филос, эпистемологии и соц. экологии; д. филос. н., проф. Р. в Усть-Ордынском Бурятском нац. округе. Окончил филос. ф-т МГУ (1965), асп. (1969). С 1969 работает в Восточно-Сибирском гос. технологическом ун-те (ВСГТУ) преп., зав. кафедрой филос, логики и соц. экологии. В 1979-86 являлся зам. дир. по науч. работе Бурят, ин-та обществ, наук СО АН СССР (по совм.). С 1988 - дир. Ин-та устойчивого развития при ВСГТУ и советник Президента Респ. Бурятия по соц. и экол. проблемам. С 2006 — рук. международной кафедры ЮНЕСКО по экол. этике при ВСГТУ. Докт. дисс. — «Диалектика отражения и гносеологическая функция знаков» (1977). М. — заслуженный деятель науки РФ, д. ч. РАЕН, Академии гуманит. наук, Международной Академии информатизации. В 2001 награжден Орденом Почета. В трудах М. исследуются гносеол. проблемы семиотики и информатики, методол. проблемы синтеза наук, филос. основания рус. космизма и буддийской этики. В наст. вр. им развивается новая концепция диалектич. реализма на основе синтеза филос. учений Востока и Запада, творч. переосмысления рус. филос. традиции. Совм. с А. М. Коршуновым разработал диалектич. концепцию познания (как творчески активного отношения субъекта к объекту отображения). Ими сформулирована теория «условного отражения», на основе к-рой дано обоснование эвристической роли знаков, творч. функции символизации, герменевтического метода в науч. познании. В двухтомном труде (1998 и 2001) М. доказывает, что необходимо придать новый смысл концепции устойчивого развития и рассматривать переход человечества к устойчивому развитию как глобальную соц. революцию, как новую ось мировой истории, как системную трансформацию всемирного об-ва на началах справедливости. Устойчивое развитие об-ва, доказывает М., невозможно без нравств. совершенствования человека. Закон устойчивого развития, считает М., и есть закон цивилизуемости человека. В ответ на вызов глобализации М. предлагает соединить концепцию устойчивого развития с идеей «диалога цивилизаций».
Соч.: Экологическая этика; буддизм и современность. (В соавт.). Улан-Удэ, 1997; Теория устойчивого развития: основные понятия // Вестник Бурятского ун-та. Сер. 5. Улан-Удэ, 1997. Вып. 1; Философский смысл идеи коэволюции. (В соавт.) // Гуманитарный вектор: Вестник Забайкальского отделения АГН. Чита, 1997. Вып. 1; Стратегия Разума: Экологическая этика и устойчивое развитие: В 2 т. Т. 1. Улан-Удэ, 1998, Т. 2. Улан-Удэ, 2001; Устойчивое развитие — это революция в ценностях. Улан-Удэ, 2001; Этика устойчивого развития в информационную эпоху. (В соавт.). Улан-Удэ, 2002; Байкальская целевая территория устойчивого развития всемирного значения: Вопросы финансирования. (В соавт.) // Устойчивое развитие: Наука и практика. М.; Дубна, 2003. № 3; Будущее Земной цивилизации: информационное общество с устойчивым развитием. (В соавт.) // Проблемы цивилизации. Вып. 13. Иркутск, 2005; Устойчивое развитие как нравственная проблема // Alma mater: Вестник высшей школы. 2006. № 8.
МАНТАТОВ Вячеслав Владимирович
МАНТАТОВ Вячеслав Владимирович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009