МАНРО Дональд Джеке
МАНРО (Munro) Дональд Джеке
1931, США. Специалист в обл. философии Китая древности и новейшего времени. Ассистент, проф. философии Стэнфордского ун-та (Калифорния, 1964 - 72). С 1972 - проф. философии Мичиганского ун-та. Чл. Ассоциации изучения Азии, Азиат, и Филос. об-в. Считает единство связи "человек - природа" основой кит. филос. мышления. Рассматривает идею естеств. равенства людей в качестве детерминанты всех филос. учений Китая. По его мнению, эта идея в конфуцианстве базируется на положениях о равенстве всех людей от рождения и о наличии у каждого человека "врожденного знания". Представление о равенстве от рождения исходит, по утверждению М., из факта обладания людьми от природы одинаковыми реакциями на одни и те же ситуации. Принцип естеств. равенства в конфуцианстве сочетается с идеей социального неравенства. По М., конфуцианство в качестве факторов формирования социального порядка как эквивалента природных связей рассматривает специфич. набор ролевых позиций, иерархич. связь между ними и кодекс поведения, охраняющий эту связь. Конфуцианство утверждает зависимость социального статуса от образования и воспитания: неодинаковый их уровень обусловливает различия в степени развития врожденных качеств и приобщения к эталонным нормам и моделям поведения. Отсюда, считает М., вытекает конф. концепция социальной дифференциации. В даосизме доктрина естеств. равенства носит эгалитаристский характер. Она основана на положении о том, что в каждом человеке пребывает вневременной универсальный закон - дао, к-рого не может быть больше или меньше, соответственно не может быть и неравенства между людьми. М. усматривает в даос, концепции противоречие: с одной стороны, дао всеобще и не поддается количеств, оценке, с др. - оно присутствует в отд., отличных друг от друга вещах. Полагает, что этот "парадокс" принцип "размещения одного во многом" при сохранении "одного" в качестве единого целого в значит, степени обусловливает содержание религ. даосизма и буддизма. Прослеживает влияние конф. и даос, концепций естеств. равенства на формирование марксизма в Китае. В качестве осн. ценностей в системе доктринальных установок кит. марксизма рассматривает равенство прав, возможностей, распределения и социальное равенство. В то же время отмечает, что кит. марксизм, начиная с Ли Дачжао, опирался гл. обр. на доктрину обусловленности этич. идей системой экономич. отношений, к-рой прямо противоречит, в части., конф. концепция "врожденного знания". Специфически кит. методом построения филос. схем, базирующимся на ассоциативном мышлении и преодолевающим нек-рую ограниченность зап. образного мышления, М. считает аналогии. В кач-ве примеров приводит теоретич. представления об иерархизированном об-ве, структурно и функционально идентичном семье и клану, а также соотносит филос. установку: "принцип (ли [1]) один, его проявлений много" с динамикой водного потока, перетекающего из одного источника в русла взаимодействующих каналов. Подчеркивает прикладной характер кит. философии: в отличие от зап. для нее был несуществен вопрос об абс. или относит, характере знания, но первостепенное значение имело практич. использование филос. построений. *The Concept of Man in Early China. Stanf. (Calif.), 1969; The Concept of Man in Contemporary China. Ann Arbor, 1979; The Family Network, the Stream of Water, and the Plant: Picturing Persons in Sung Confucianism // Munro D.J., ed. Individualism and Holism: Studies in Confucian and Taoist Values. Ann Arbor, 1985. A.M. Телешевская