Родилась 2 июля 1948 г. в Москве. Окончила французский факультет Московский государственный институт иностранных языков им. М. Тореза (1970), аспирантуру кафедры эстетики философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1974). Преподаватель кафедры французского языка Московского государственного института международных отношений МИД СССР (1970-1978). С 1978 г. в Институте философии РАН: гл. н. с. сектора эстетики; с 1988 г. проф. кафедры эстетики, истории и теории культуры Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова. В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию «Проблема художественного творчества в эстетике Альбера Камю». В 1988 г. защитила докторскую диссертацию «Проблема “Художник и общество” в современной французской эстетике». Неоднократно выступала с докладами на ряде Международных конг рессов по эстетике, читала курсы лекций по эстетике и философии современного искусства во Франции, Бельгии, Китае. Член Международной ассоциации эстетиков (IAA), Ассоциации искусствоведов России. Переводы: Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998; Леви-Строс К. Мифологики: От меда к пеплу. М. – СПб., 2000; М., 2007; Левинас Э. От существования к существующему. Его же: Ракурсы // Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. М. – СПб., 2000; Левинас Э. Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004; Жильсон Э. Живопись и реальность. М., 2004; Психология любви и сексуальности. М., 2006; разделы книг: Кожев А. Атеизм. М., 2007; КонтСпонвиль А., Ферри Л. Мудрость современности. Десять вопросов нашему времени. М., 2009; ряд трудов Ж. Деррида, Ж-Ф. Лиотара. Сфера научных интересов: эстетика и искусство авангарда, модернизма, постмодернизма; виртуалистика как новейший этап развития эстетической теории. Разработала концепцию аутентичной хронотипологии эстетического сознания ХХ в.; провела многоуровневый анализ и реконструировала целостную систему эстетики постмодернизма, выявив ее основные категории и творческие парадигмы соответствующей художественной практики. Выдвинула гипотезу о перспективах развития постмодернистского эстетического опыта.
Основные публикации: Художник и общество. Критический анализ концепций в современной французской эстетике. М., 1985; «Париж со змеями». Введение в эстетику постмодернизма. М., 1995; Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Феномен постмодернизма. М. – СПб., 2009; Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. М., 2010. В соавт.; Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства. М., 2012. В соавт.; Триалог plus. М., 2013. В соавт.
МАНЬКОВСКАЯ Надежда Борисовна
МАНЬКОВСКАЯ Надежда Борисовна
Источник: Философы современной России. 2015 г.
МАНЬКОВСКАЯ Надежда Борисовна
(р. 2.7. 1948) — спец. по эстетике; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончила Моск. гос. пед. ин-т иностр. языков (1970), асп. филос. ф-та МГУ (1974). С 1970 по 1979 - преп. МГИМО. С 1979 м. н. с, ст. н. с, с 1990 вед. н. с. ИФ РАН (прежнее название — ИФ АН СССР). С 1987 - преп., с 1990 - проф. ВГИК. Докт. дисс. — «Проблема «Художник и общество» в современной французской эстетике» (1987). Переводчик кн.: Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998; Леви-Строс К. Мифологики. Т. 2. От меда к пеплу. М.; СПб., 2000; Левинас Э. От существования к существующему. Его же. Познавая существование с Гуссерлем и Хайдеггером // Левинас Э. Избр. в 2 т. М.; СПб., 2000. Чл.-корр. Академии гуманит. иссл., вице-президент Всероссийской эстетич. ассоциации. М. выдвинула и обосновала концепцию модернизма, постмодернизма и постпостмодернизма как неклассической эстетики XX в., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики. Систематизированы признаки нонклассики в теории и худож. практике модернизма: обретение рядом понятий обыденного сознания статуса философско-эстетич. категорий; тенденции эстетизации филос; трансформация норм и критериев класс, эстетики, чьим результатом явился приоритет диссонанса, дисгармонии в музыке; нефигуративности, асимметрии в живописи, абсурда, безобразного в литературе, театре, кинематографе. Постмодернистская тенденция определена как неканоническая в силу ее принципиальной асистематичности, сознательного эклектизма, установки на расшатывание понятийного аппарата класс, эстетики; ее канон — отсутствие канона. Проведен системный анализ постмодернистской эстетики как феномена культуры. Исследованы теор. основы эстетики постмодернизма — постструктурализм, постфрейдизм, теория деконструкции. Рассмотрены его ключевые методол. проблемы. Проанализированы узловые вопросы соотношения постмодернизма, авангарда, массовой культуры. Раскрыта специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экол. эстетикой. В качестве наиболее существенного филос. отличия постмодернизма прослежен его переход с позиций класс, антропоцентрического гуманизма на платформу совр. универсального гуманизма, а также отказ от европоцентризма и этноцентризма. Предложено авт. видение постмодернизма в России, отличающее его от амер. и западноевропейских моделей. Проанализированы осн. направления постмодернизма в разл. видах отеч. искусства, исследуется худож. язык постмодерна. Выдвинута гипотеза о перспективах постпостмодернистской эволюции, первыми признаками к-рой являются виртуалистика и транссентиментализм. Выявлено принципиальное отличие постпостмодернизма от модернизма и постмодернизма, заключающееся в утверждении ряда новых художественно-эстетич. канонов, стремлении создать принципиально новую худож. среду. Разработана эстетич. концепция виртуальной реальности в искусстве, чей стержень — виртуальные артефакты как компьютерные двойники действительности, иллюзорно-чувственная квазиреальность. На основе анализа специфики виртуального искусства иссл. тенденции виртуализации психол. эстетич. восприятия. Соред. кн. «Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда» (М., 2006).
Соч.: Художник и общество: Критический анализ концепций в современной французской эстетике. М., 1985; Шизоанализ вместо психоанализа? М., 1991; Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995; Виртуальный мир и искусство. (В соавт.) // Архетип. 1997. № 1; Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Эстетика русского постмодернизма. М., 2000; статьи: Бодрийар Ж., Деконструкция, Кристева Ю., Лиотар Ж.-Ф. // НФЭ: В 4 т. М., 20002001; Постмодернизм: Теория и практика. (В соавт.). М., 2003; статьи: Деструкция, Постмодернизм, Постмодернизм в искусстве // Философия: Энциклопедический словарь. М., 2006; Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта. ( В соавт.) // ВФ. 2006. № 11.
Соч.: Художник и общество: Критический анализ концепций в современной французской эстетике. М., 1985; Шизоанализ вместо психоанализа? М., 1991; Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995; Виртуальный мир и искусство. (В соавт.) // Архетип. 1997. № 1; Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Эстетика русского постмодернизма. М., 2000; статьи: Бодрийар Ж., Деконструкция, Кристева Ю., Лиотар Ж.-Ф. // НФЭ: В 4 т. М., 20002001; Постмодернизм: Теория и практика. (В соавт.). М., 2003; статьи: Деструкция, Постмодернизм, Постмодернизм в искусстве // Философия: Энциклопедический словарь. М., 2006; Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта. ( В соавт.) // ВФ. 2006. № 11.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009