МАНИПУЛЯТИВНАЯ ПРОПАГАНДА

Найдено 1 определение
МАНИПУЛЯТИВНАЯ ПРОПАГАНДА
совокупность приемов и методов, используемых буржуазной прессой с целью добиться желаемого пропагандистского эффекта таким образом, чтобы массовая аудитория не подозревала, что она является объектом массированной и целенаправленной обработки со стороны монополий печати, радио и телевидения в духе интересов господствующих классов. Деятельность этих монополий преподносится буржуазными идеологами как проявление свободы частного предпринимательства в области сбора и распространения информации (см. Монополии прессы буржуазные). Один из главных рычагов М. п.— тенденциозный подбор информационных сюжетов с целью выпятить версии и «факты», к-рые воздействуют в первую очередь на такие элементы индивидуальной психики, как инстинкты и эмоции. Важный элемент М. п.— сенсация, к-рую коммерсанты прессы используют, с одной стороны, как коммерческую приманку, позволяющую поднять спрос на «товар» — газету, журнал, радио- и телевизионную программу, а с другой — как средство нагнетания потока «организованных новостей», лишающего потребителя продукции монополий слова возможности судить обо всем сознательно. Цель М. п.— отделить человека от мысли, не дать ему времени для раздумья и осмысления. В результате массовая аудитория перестает отличать правду от неправды, действительное событие от псевдособытия, факт от фабрикации, информацию от дезинформации. В основе манипулятивных концепций пропаганды лежат принципы бихевиоризма. Широко используется заимствованный из практики буржуазной коммерческой рекламы метод подсознательного стимулирования, когда отношение массовой аудитории к тем или иным явлениям окружающей действительности формируется с помощью стандартизированных, упрощенных представлений(стереотипов или имиджей). Они внедряются в поток «организованных новостей» таким образом, чтобы автоматически вызвать либо положительную, либо отрицательную реакцию в массовом сознании к данному событию или явлению. По отношению к Советскому Союзу, др. социалистическим странам, национально-освободительному движению М. п. оперирует пропагандистскими штампами, внедрявшимися в сознание людей на протяжении многих десятилетий с расчетом вызвать у аудитории реакцию исключительно негативного характера. При этом широко используются антисоветские и антикоммунистические образы-мифы о «советской угрозе», «средоточии зла» и т.д. М. п. призвана содействовать «психопрограммированию» массового сознания в капиталистических странах.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.