(Manipularon; от лат., новолат.) — прием, уловка, махинация, при помощи которой осуществляется управление группами людей, оказывается влияние на их интересы, убеждения и пристрастия; исходя из этого, разрабатывается техника завоевания господства и целенаправленного формирования мнений и привычек у целых общественных слоев и даже народов и культурных пространств. Предпосылкой успеха любого манипулирования является недостаточная личная самостоятельность отдельных людей и отсутствие критического сознания в плюралистическом обществе, а также внешние факторы, мешающие развитию такого рода автономных способностей. Основным носителем манипулирования (хотя и нецеленаправленного) во всех странах мира являются сегодня средства массовой информации (пресса, радио, телевидение), которые по коммерческим или политическим причинам используются для управления вкусами людей, для выработки чрезмерной потребности в товарах, для воздействия на общественное мнение и разного рода идеологии, для воспитания подражания агрессивному поведению и т. д. Избежать манипулирования может лишь отдельный, самостоятельный в своих мыслях и поведении человек, который, исходя из внутренней свободы, может дистанцироваться от «лучших» и «делающих счастливыми» товаров, соблазнов и т. д., предлагаемых массам, и который не чувствует себя при этом обделенным.
W. Ehrenstein. Die Entpersönlichung, 1952; H. W. Franke. Der manipulierte Mensch, 1964; H. Marcuse. OneDimensional Man. Boston, 1964, dt. 1967; D. Bergner. Massenverführung oder demokrat. Meinungsbildung in Westdeutschland?, 1967; A. Portmann. Die Manipulation des Menschen als Schicksal und Bedrohung, 1969; K. Arens. M. — Kommunikationspsycholog. Unters, mit Beispielen aus Zeitungen des Springer-Konzerns, 1971; T. Löbsack. Die manipulierte Seele, 1979.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ
МАНИПУЛИРОВАНИЕ
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961