МАНИХЕЙСТВО
Термин, производный от имени Мани — персидского философа Ш в., предпринявшего попытку примирить христианство и дуализм древней религии Зороастра; манихейство рассматривало себя как универсальную религию. Было распространено на Востоке, в Персии, Индии, на Тибете, в Китае и Туркестане, где оно процветало даже в XI в. Его следы мы находим в Европе, и прежде всего в Испании начиная с VI в.
Источник: Философский словарь
Источник: Тематический философский словарь
Источник: Философия политики: глоссарий
Источник: Человек и общество. Культурология
О. G. V. Wesendonck. Die Lehre des Mani, 1922; H. H. Schraeder. Urform u. Fortbildung des manichäischen Systems, 1924; S. Pétrement. Le dualisme chez Platon, les Gnostiques et les Manichéens. Paris, 1947; G. Windgren. Mani u. derM., 1961; G. Windgren. DerM., 1977.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Краткий философский словарь 2004
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Основатель М. - перс Мани (216 - между 274 и 277), родом из Вавилонии, считал своими предтечами Зороастра, Будду и Христа. Учение М. характеризуется дуализмом и развертывается в системе «трех времен». «Первое время» - существование двух изначальных, вечных и противостоящих принципов: добра и зла, света и тьмы (или материи), отграниченных друг от друга. Пространственно добро занимает север, восток и запад, зло - юг. Каждая из этих первосубстанций обладает пятью эманациями, или ипостасями («жилища», «зоны»). «Второе время» - смешение двух принципов: зло (материя) вторгается в царство света. Благой отец, владыка света, порождает матерь жизни, а та, в свою очередь, - первочеловека, к-рый вступает в борьбу с сынами («архонтами») мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения благой отец порождает духа живого, к-рый, победив архонтов, создает космос для очищения света, поглощенного ими. Весь чувств. мир есть как бы градация смешанных в различных пропорциях двух субстанций. Солнце и луна - катализаторы божеств. света: во время своих увеличений луна принимает души умерших, а во время убываний - отправляет их к солнцу, к-рое пересылает их дальше к богу. По окончании процесса очищения света от смешения с материей наступит «третье время» - время окончат. торжества добра над злом; остатки материи, лишенные божеств. света, погибнут во вселенском пожаре.
Человек в М. есть творение тьмы (материи), к-рая заключила душу - искру света - в оковы плоти. Но создан он по образу первочеловека, увиденного материей на солнце и потому содержит в себе большую часть божественного, по сравнению с др. тварями и растениями. Для спасения человеч. души благой отец посылает сына своего Иисуса, к-рый обладал лишь видимостью человека и к-рый дарует спасение посредством «знания» («гносиса»), объемлющего всю совокупность учения М.
В ср. века М. оказало значит. влияние на формирование дуалистических ересей павликиан, богомидов и катаров.
Источник: Советский философский словарь
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
М. возникло в период становления феод. отношений, когда свободные общинники стали подвергаться эксплуатации со стороны феодалов, захватывавших общинные земли. Широкое распространение М. объясняется тем, что трудящиеся массы отождествляли борьбу против царства тьмы с классовой борьбой против эксплуататоров. Это служило причиной жестоких преследований приверженцев М. представителями господств. классов. Но проповедники М. призывали массы не к активной борьбе, а к отказу от мирских благ и к отшельничеству. Это привело к вырождению М. в узкое сектантство с безнадежным, пессимистич. мировоззрением. В Европе М., к-рое христ. церковники считали христ. ересью, отразилось в идеологии павликианства, богомильства, катаров и альбигойцев. В Передней Азии М. оказало непосредств. влияние на маздакизм (нар. движение в V - VI вв., возглавляемое манихейским жрецом Маздаком и направленное против аристократии и высш. духовенства). В арабском Халифате в VII—IX вв. М. являлось значит. препятствием для распространения ислама. е. А. Беляе
М. – дуалистическая концепция, признающая существование в мире двух равноправных, самостоятельных субстанциональных начал: зла (или тьмы), материи и добра (или света). Вся история мира и человека рассматривается в М. как история борьбы двух космических начал, которая подчиняется определенным циклам. Первый цикл, «первое время» – это время обособленного существования добра и зла (материи). Место концентрации зла в мире – юг. «Второе время» – это время смешения доброго и злого начал. Весь окружающий нас видимый мир и есть лестница смешанных в определенных пропорциях добра и зла, света и тьмы, божественного и дьявольского. «Третье время» – это время окончательного отделения добра от зла и гибели зла (материи) во вселенском пожаре. Борьба добра и зла происходит и в человеке, разделенном на плоть и душу. Душа человека также разделена на две части, которые борются между собой. Путь преодоления зла в человеке доступен лишь избранным. Они должны отказаться от семьи, от всех материальных забот, вести аскетический образ жизни.
М. постоянно обращается к христианским символам, чем часто вводит в заблуждение тех, кто впервые знакомится с этим учением. Мани высоко ценил учение Христа, однако Его воплощение понимал как иллюзорный акт. М. принципиально отличается от христианства в понимании взаимоотношений Бога и мира, места человека в мире, соотношения веры и разума. Понятие греха, свободы воли также далеко в М. от христианского их понимания. Грех объясняется в М. не проявлением свободной человеческой воли, но наличием в человеке космического злого начала.
Одно время приверженцем М. был Августин Блаженный . М. повлияло на еретические народные движения в Европе (богомилов, катаров, альбигойцев). В широком смысле М. рассматривается в качестве устойчивой структуры массового сознания: зло в обществе, в жизни отдельного человека неистребимо и всегда имеет внешнюю причину. Борьба со злом поэтому неотделима от поисков конкретного виновника несчастий, носителя мирового и социального зла. М. снимает с человека личную ответственность за совершаемое им добро и зло, чем и объясняется притягательность этого учения даже в наше время.
Источник: Краткий философский словарь.
Согласно манихейской доктрине, основу мироздания составляет непримиримая борьба двух начал — Света и Мрака. В результате битвы этих начал частицы Света были порабощены Мраком. Земля создана в области смешения Света и Мрака, и люди, души которых причастны Свету, должны помочь верховному богу, Отцу величия, освободить частицы Света и вновь отделить Свет от Мрака. Окончательно это произойдет в ходе конечной битвы Света и Мрака, в ходе которой материальный мир, принадлежащий Мраку, будет уничтожен. Манихеи составляли иерархически организованную церковь, в которой духовенство (избранники), практиковавшее строгую аскезу, существенно отличалось от обычных верующих. Ист.: Texte zum Manichaismus. hrsg. F.Adam. В., 1954; Кефалайа («Главы»): Коптский манихейский трактат, пер. Е. Б. Смагиной. М 1998; Дмитриева Л. Д. Хвастванифт.—В кн.: Тюркологические исследования. М.-Л., 1963.
Лит.: Смагина Е. Б. Манихейство. — В кн.: Религии Древнего Востока. М., 1995, с. 85-103; FluegelG. Mani. Seine Lehre und seine Schriften. Lpz., 1862; KesslerK. Mani. Forschungen uber die manichaische Religion. B., 1889; Cumom F.. Kugener M-A. Recherches sur le manicheisme, v. 1—3. Brux., 9№, Alfaric P. Les ecritures manicheennes, v. I— 2. P., 1918; BurkittF.C. The Religion of the Manichees. Cambr., 1925; Polotsky H.-J. Abriss des manichaischen Systems. Stuttg.. 1934; Puech H.-C. Le manicheisme. Son fondateur, sa doctrine. P.. 1949; WindengrenG. Mani und der Manichaismus. Stuttg., 1961; Klima 0. Manis Zeit und Leben. Prag, 1962; Asmussen J. P. Xuastvanift. Studies in Manichaeism. Cph., 1965; BoehligA. Die Gnosis, Bd. 3, Der Manichaismus. Z. — Munchen, 1980; Tardieu M. Le Manicheisme. P.. 1981; Lieu S. N. Manichaeism in the Later Roman Empire and Medieval China. A Historical Survey. Manchester, 1985.
H. В. Шабуров
Источник: Новая философская энциклопедия
Во втором значении термин «манихейство» употребляется для обозначения философских течений, абсолютизирующих противопоставление Добра и Зла, как если бы все добро находилось на одной стороне (скажем, политического лагеря), а все зло – на другой (вражеского лагеря). Это второе употребление всегда имеет уничижительный смысл. Конечно, какой‑то лагерь может являть собой абсолютное зло (удобным примером служит нацизм), однако из этого никак не следует, что второй лагерь способен представлять абсолютное добро. Даже если бы в обличье Гитлера выступал сам дьявол, это не дает нам никаких оснований считать Сталина и Рузвельта ангелами. Вот почему в политике всякое манихейство есть глупость, притом – опасная глупость. Оно заставляет поклоняться своему лагерю, тогда как на деле его требуется всего лишь поддерживать.
Источник: Философский словарь.
В.В. Лобач
Источник: Новейший философский словарь
Согласно восточным источникам, перс Мани (Mani, Manes, Maniclmus) yoдился в215- 216 г. в Вавилонии, по матери происходил из царской династии Арзакидов, воспитывался в знатном роде магов, славился как ученый и художник. В 240 г. в Персии Мани объявляет себя посланником Бога, продолжившим миссии Зороастра, Будды и Христа. Из-за враждебного отношения к себе со стороны царя Сапора I Мани вынужден оставить Персию и скитаться в Туркестане, Китае и Индии, где основывал общины. В 272 г. по смерти Сапора I Мани возвращается в Персию, где новый царь Гормизда не только благосклонно принимает его, но даже предоставляет ему для безопасности от жрецов отдельный замок. Но через два года Гормизда умирает, его место занимает Барам I. Под предлогом диспута с магами царь вызывает Мани из его замка, диспут действительно устраивается. Мани признается на нем побежденным. Между 274 - 277 гг. Мани был распят.
В своих сочинениях ("Книга тайн", "Живое Евангелие" и др.) Мани таким способом объединяет персидские, вавилонские, иудейские, гностические и христианские представления, чтобы с их помощью подтвердить свою идею происхождения нашего мира из двух вечных первоначал - духа и материи. Практическая цель М. - вызволение духовного начала от материи. Есть две равные субстанции: Свет и Мрак, Ормузд и Ариман, с многочисленными зонами. Бог света благ и свят и все наполняет светом; бог мрака материален и зол. В "первое время" добро и зло обитают в разных пространствах и отграничены друг от друга: добро находится на севере, востоке и западе, а зло - на юге. "Второе время" наступает, когда все пять стихий-эонов Аримана (тьма, ил, ветер, огонь, дым) ополчаются на высший свет и вторгаются в царство света. Для зашиты от них Благой отец изводит из своего царства матерь жизнь, высшую мировую душу, а та, в свою очередь, порождает первочеловека, снабженного пятью чистыми элементами (светом, огнем, ветром, водою, землею). Первочеловек вступает в борьбу с сынами ("архонтами") мрака, но злым силам удается оторвать от него частицу света и пленить его. Оторванная частица света проникает в материю и становится мирообразующим принципом, благодаря действию которого оба царства смешиваются.
Для спасения первочеловека Ормузд порождает "Дух живой". Победив сынов мрака, Дух создает космос для очищения света, поглощенного мраком. Все в видимом мире состоит из двух субстанций, смешанных в разных пропорциях. Световая материя, разлитая в этом мире, олицетворяется в Сыне Божием. Иисус Страждущий - Сын Божий, заключенный в материю, а Иисус не страждущий - части света, освобождающиеся и переносящиеся на Солнце. Солнце и Луна - катализаторы божественного света: во время своих увеличений Луна принимает души умерших, а во время убываний - отправляет их к Солнцу, которое пересылает их дальше к Богу.
У человека две души - световая и злая. Царь мрака собрал большую часть находившегося у него света и заключил его в Адаме, а Еву создал ему из ила, дабы через страсть раздробить обитающую в нем световую натуру. Через первый грех - супружество и оплодотворение - свет мировой души индивидуализируется во всевозрастающем потомстве, поэтому его сила к возвышению слабеет. Грех исходит от тела; тело есть тюрьма, охраняемая злою душой; плененная телом световая душа не в состоянии сама высвободиться. На помощь людям, заблудшим из-за язычества и иудейства, сходит царствующий на Солнце Христос. Тело Христово - только видимость, а Его страдания кажущиеся. Христос учил людей тому, как им следует постепенно освобождаться от материи, чтобы возвратиться в Небесное Отечество. Однако учение Христа оказалось плохо понято Его апостолами-"галилеянами", а впоследствии и вовсе извращено христианами. Предвидя судьбу Своего учения, Христос обещает людям послать Утешителя, который и явился для восстановления Его истины в лице Мани. "Третье время" наступит, когда добро окончательно восторжествует над злом: свет очистится от смешения с материей, а материя, лишенная божественного света, сгорит во вселенском пожаре. Человеческие души могут спастись через "гнозис" (знание), идущий от Христа и выявляемый полнотой учения Мани.
Манихеи совершенно отвергали Ветхий завет, а Новый считали отчасти неподлинным и приспособленным к иудаизму Согласно Мани, тем, кто верует в Христа как Сына Божьего, нужно отказаться от поклонения богу иудеев, являющемуся принцем тьмы. Мани признает три Божественных Лица - Отца, Сына и Св. Духа, но, в отличие от христианства, описывает Сына и Духа как эманации от Отца. Очищаться от уз материи человек может через "печать уст" (запрет хулы, мясной пищи, возбуждающих напитков), "печать рук" (отказ от материальных благ, телесный покой, созерцание) и "печать лона" (воздержание от брака и деторождения). Все эти правила о воздержании обязательны только для совершенных, а слушатели свободны от них. Внешний культ М. прост - без алтарей и обрядов, в каждое воскресенье и в день смерти Мани - пост. Эзотерическое богослужение держалось в тайне. Генеральная ассамблея М. возглавлялась великим мастером (президентом), которого считали представителем Иисуса Христа. Его окружало 12 магистров (апостолов), ниже их стояло 72 епископа, затем пресвитеры, диаконы, евангелисты. Д. В. Пивоваров
Источник: Современный философский словарь
Источник: История Философии: Энциклопедия
Вся человеческая жизнь, жизнь общества истолковывается в соответствии с этим как извечная борьба двух космических начал, подчиняющаяся определенным циклам. М. Распространилось от Монголии до Рима и на протяжении тысячи лет духовно питало многочисленные еретические народные антигосударственные движения. М. противостоял монотеизм, который рассматривал его как ересь. 2.
Подход к миру на основе абсолютизации значения инверсии и отказа от медиации, вытекающий из истолкования, объяснения всей реальности как абсолютно противостоящих друг другу исходных начал мироздания, органически противостоит взаимопроникновению полюсов дуальной оппозиции. Эти представления имеют онтологический, ценностный, методологический, гносеологический смысл. М. Господствует на таком уровне развития абстрактного мышления, когда достигнуто понимание расчлененности, антиномичности мира, но еще нет осознания возможности, необходимости превращать антиномии в подлежащие разрешению противоречия, развивать срединную культуру. М. как абсолютизация одного полюса в ущерб другому всегда утопично, так как любой акт воспроизводства реализуется между полюсами.
В русской культуре постоянно шла борьба между манихейской и антиманихейской линиями. Первая имела древние корни, включая языческих волхвов, выступавшие против государственности. Этой линии следовало русское революционное движение, видящее во власти воплощение мирового зла. М.
постоянно оказывало на официальную идеологию, где идеи Москвы как третьего Рима, православия, отождествляемого часто с русской национальной спецификой, подчас в резких формах противостояли басурманам, папистам, лютеранам и т. д.
Массовую форму идея М. получила в форме извечной борьбы начал мироздания, т. е. Правды и кривды. Особенно последовательно эта идея воплотилась в идеологии второго глобального периода, противопоставившая мир кривды, капитализма, империализма, сионизма и т. д.
миру Правды, социализма, торжества науки и т. д. Противоположную линию можно проследить от изихастов, Нила Сорского, реального христианства, не вовлеченного в водоворот манихейского дуализма, до русского либерализма, с момента своего зарождения формирующего очаги антиманихейства, вплоть до выхода его на уровень официальной идеологии на седьмом этапе как первого, так и второго глобального периодов (соборно-либеральный идеал).
Можно сказать о существовании в человеческом сознании определенного соблазна М. Он выражается в стремлении решать сложные проблемы, редуцируя, упрощая их до плоской древней идеи, что в любой проблеме есть злобный виновник, который является не чем иным, как персонификацией мирового зла.
Решение проблемы, как бы ни была она сложна, сводится в этом случае к выявлению, разоблачению и изгнанию (например, бесов) или уничтожению, наподобие насекомых, например ведьм, врагов народа и т. д. Образы этих врагов меняются в зависимости от изменения ситуации, но сохраняется сам принцип истолкования действительности через борьбу двух мировых начал. М.
постоянно несет в себе стремление разделить общество, людей на "овнов" и "козлищ", что позволяет раз и навсегда разрешить все проблемы, истребляя последних. Так поступают в Чевенгуре, где идеал "душевного товарищества" закончился разделением на босоту и буржуазию, полубуржуазию, разную остаточную сволочь. "Буржуи теперь все равно не люди... раз есть пролетариат, то к чему и буржуазия? Это прямо некрасиво" (Платонов А.
Чевенгур).
М. абсолютизирует инверсионные переходы как реакцию на рост дискомфортного состояния, отказываясь от иных методов ухода от него, прежде всего через самоизменение, т.е. изменение собственных представлений о реальном содержании комфортного и дискомфортного состояния. В связи с этим компромисс, плюрализм рассматривается как обман или в лучшем случае как тактический ход. Для М. характерна ориентация на конфликт в самых крайних формах, на разжигание классовой борьбы, побоища, рассмотрение повседневной жизни как подготовки к войне, как промежутка между войнами, стремление спровоцировать противника на крайности ("Крайние меры сопротивления эксплуататоров могут лишь радовать" - Ленин), безответственное стремление ввязаться в бой, а "там посмотрим", посредством терроризма искусственно вызвать инверсионный взрыв.
Марксизм, перенесенный на русскую почву, стал этапом модернизации М. Если раньше злые силы насылали порчу, гибель урожая, мор и т. д., то теперь они занялись более современными видами деятельности: разлагали людей посредством денег и торговли, затем у них вновь произошла перестройка и они занялись распространением СПИДа, организацией аварий и т. д. Они подбили Сталина на террор, Лысенко - на выдвижение "мичуринской теории" и т. д. Их главным орудием стал подкуп, дезорганизация производства, разложение народа через музыку, наркотики, а также не всегда понятными путями и методами. М.
поскольку для него зло абсолютно неотделимо от его носителей, лежит в основе агрессивности, требования истребления людей, что получает, в частности, проявление в массовом давлении в пользу расширения сферы применения смертной казни и несет в себе потенциальную возможность террора.
Общество ориентированное на М., превращает всю жизнь в борьбу с империалистами, пьянством, космополитизмом, морганистами, приписками, тунеядством и т.д. Этот бесконечный перечень - свидетельство соответствующего менталитета. М. в социокультурном смысле является основой постоянной подготовки широких масс к ответу на дискомфортное состояние инверсионным взрывом в самых разных формах, кончая использованием косы инверсии, антимедиации, ведущих к национальной катастрофе. Это делается постоянной конкретизацией в изменяющемся мире личины, которую сегодня напялило на себя мировое зло. Только особые специалисты, согласно М., могут в массе людей найти оборотней, которые подделываются под добро, но несут в себе разрушение комфортному миру.
Опасность М. в том, что во все более сложных условиях он направляет людей по ложному следу, уводит от реального решения проблем, толкая к примитивному упрощению, к отказу от признания сложности мира, к решению проблем на основе древних сказок. Его массовое влияние толкает правящую элиту при решении медиационной задачи в сторону М. как в теории, так и на практике. Тем самым открывается возможность сплачивать народ под предлогом борьбы с мировым злом.
Либеральный идеал органически противостоит М., выдвигая на первый план личную ответственность за добро и зло, а также диалог и плюрализм.
Утилитаризм рассматривает М., как и любое другое течение, как средство и, следовательно, может отказаться от него в том случае, если оно становится опасным или невыгодным. Это обстоятельство должно привлечь самое пристальное внимание, в частности, в связи с поиском путей налаживания отношений со странами и народами с сильно выраженной манихейской культурой.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
- религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне. Прежде манихейство считалось то христианской ересью, то обновленным парсизмом; новейшие авторитеты (Гарнак, Кесслер) признают его самостоятельной религией, наряду с буддизмом, христианством и мусульманством. Родиной манихейства была Месопотамия, основателем - Сураик, сын Фатака (у греческих писателей - ????????), персидско-парфянского княжеского происхождения, родившийся в 214 г. в Вавилонской области, в местечке Мордину, близ Ктезифона. Его собственное имя, в искаженной форме Курбик, сохранилось у христианских писателей, но более известен он под своим почетным прозванием: Мани, что значит дух или ум. Отец его переменил свою национальную религию (парсийскую), пристав к секте крестильников (сабиев, по-арабски мугтазила). В их учении воспитывался и Мани, но еще в отрочестве оставил его, как он уверял потом - по прямому указанию явившегося ему ангела. Старинный рассказ, в общем баснословный, о двух его предшественниках, Скифиане и Теревинфе, прозванном Буддой, указывает, по-видимому, на религиозные влияния с дальнего Востока. Выступив в 238 г. с проповедью собственного учения, Мани имел сначала большой успех; он обратил в свою веру брата персидского царя и был благосклонно выслушан самим царем Сабуром (Сапор) I-м. Но вражда мобедов - жрецов господствовавшей религии - скоро заставила его удалиться из пределов Персии, после чего он долго путешествовал в Индии, Восточном Туркестане и, по некоторым известиям, даже в Китае, проповедуя с успехом, в то время, как ученики его насаждали новую веру в различных областях римской империи. Он вернулся в отечество только при внуке Сабура Бахраме I, который принудил его вступить в открытый спор с великим мобедом. Когда в конце этого спора Мани не согласился на требование своего противника решить дело судом Божьим - испытать истину посредством глотания расплавленного свинца, - и не показал никаких чудес в оправдание своей веры, Бахрам произнес такой приговор: этот человек производит волнения, могущие привести царство к разрушению, а потому прежде всего необходимо, чтобы он сам был разрушен, дабы предупредить дальнейшие последствия. По некоторым известиям, Мани был обезглавлен, а из его кожи сделано чучело, повешенное в городских воротах; по другим, с него живого была содрана кожа (277 г.). Незадолго до смерти он назначил себе преемника в управлении общиной Сисинния, предписав ему и всем последующим руководителям манихейства оставаться непременно в Вавилонской области. Мани был человек книжный; из его сочинений, сохранявшихся среди арабских ученых еще в X веке и позднее, известны по названиям и отрывкам: 1) Сабуракан, 2) Книга тайн, 3) Евангелие, 4) Сокровище оживотворения, 5) Дела гигантов, 6) Свет достоверности и основания или предписания для слушателей (распространенный на Западе в латинском переводе, под названием: "Epistola fundamenti" и 7) много писем. Только первая из этих книг была написана по-персидски, остальные - по-сирийски. Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланных Божьих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) в стране персидской; еще в другое - через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) откровение и последовало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране Вавилонской". По другим свидетельствам, Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех откровений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по Евангелию Иоанна.
Манихейство исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смещение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально - к свету и тьме. Но "природа света едина, проста и истинна", следовательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безусловно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельные мира. Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого или благого бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или "Царя светлости", его среду или "светлый эфир" и его царство или рай, "землю светлости". Божество имеет пять нравственных атрибутов или "членов" - любовь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств - спокойствие, знание, рассуждение, "тайна" (или скрытность) и понимание; наконец, "земля светлости" имеет также пять "членов", или особых способов бытия, аналогичных "стихиям" нашего мира, но только в их положительном или добром свойстве: воздух или благотворное веяние, ветер или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из основных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра или света сходятся вместе для произведения одного конкретного существа - первочеловека или небесного Адама. Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, основные проявления или "члены" темной земли суть: яд или зараза (в противоположность благотворному веянию или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы - сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удовлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмой первочеловек. Образованный сначала из десяти основ Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементов "светлой земли": он надевает "тихое веяние", как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризою, покрывается щитом из водяных облаков, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные "матерью жизни" (то же, что "райская земля") светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, и элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верховное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения со тьмой. Такой взгляд в основе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главной частью мировой машины Мани видел в месяце и солнце, которые он называл световыми кораблями. По его представлению, месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горные небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то, и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочеловека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунной областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди - Адам и Ева, в которых и перешли световые частицы небесного "Панциря". Затем передается довольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении человечества на две линии - Сифову и Каинову. Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и руководством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, через известных в истории избранников (см. выше). Взгляд Мани на Христа представляет, в сохранившихся известиях, некоторое противоречие. По одним указаниям, небесный Христос действует через человека Иисуса, но без внутреннего соединения с ним, и покидает Его при распятии; по другим - человека Иисуса вовсе не было, а был только небесный дух, Христос, с призрачной видимостью человека. С точки зрения Мани в этом вопросе важно было только устранить идею воплощении или действительного индивидуального сочетания божественной и человеческой природы в Христе, - а она одинаково устранялась и при том, и при другом из упомянутых представлений. - После совершенного откровения истины в учении самого Мани, "сыны света" извлекут и соберут все светлые элементы, заключенные в человеческом мире, и тогда возгорится все физическое мироздание, для окончательного выделения последних еще остающихся в нем световых частиц. После этого навеки утвердятся пределы двух миров, и оба будут пребывать в полной и безусловной отдельности друг от друга. Учение о будущей жизни согласно с принципом двойного дуализма: между добром и злом с одной стороны, духом и материй - с другой. Души небесного происхождения, очищенные отчасти при жизни, отчасти после смерти (посредством различных мытарств, состоящих, главным образом, в страшных и отвратительных видениях), водворяются окончательно в "раю светлости", а души адского происхождения навеки утверждаются в темном царстве; тела же и тех, и других всецело уничтожаются, и ни о каком воскресении их не может быть речи. Мани различал в своем учении теоретическую часть от практической. Последняя сводится, в сущности, к обязательному аскетизму: воздержанию от мяса, вина и половых сношений. Не могущие этого вместить не должны вступать в число верующих, но могут спасти себя, помогая разными способами манихейской общине. Между самими верующими различаются 3 степени: слушатели, соответствовавшие "оглашенным" древней христианской церкви; избранные, соответствовавшие христианским "верным", и совершенные, соответствовавшие церковному клиру. В манихействе была, по-видимому, определенно организованная иерархия: есть указания на епископов и на верховного патриарха, пребывавшего в Новом Вавилоне. Богослужебная сторона религии не получила в манихействе большого развития; известен, однако, сохранившийся и в позднейших средневековых отраслях манихейства обряд возложения рук, называвшийся "утешением" (consolamentum); на молитвенных собраниях пелись особые гимны, сопровождавшиеся инструментальной музыкой (предпочиталась лютня), и читались священные книги, оставшиеся от основателя религии. - Манихейство после своего открытого распространения в III и IV веках существовало долгое время тайным образом и на Востоке продержалось (в чистом виде) до X или XI века. Жестокие гонения, которым оно подвергалось и на Востоке, и на Западе, не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство, богумильство и в особенности западное перерождение последнего - ересь кафаров или альбигойцев. Источниками для изучения собственно манихейства служили прежде главным образом: 1) "Acta disputationis Archelaп cum Manete" - сочинение, написанное первоначально (как доказал Кесслер) на сирийском языке, но сохранившееся только в латинском (и отчасти греческом) переводе (изд. Routh, "Reliquiae Sacrae", V, Оксфорд, 1848); хотя связанное с вымышленной историей, оно представляет ценные данные, - и 2) сочинения блаж. Августина, из коих некоторые, посвященные специально манихейству, содержат выписки из манихейских книг, но Августин принадлежал в течение восьми лет к манихейству лишь на низкой ступени посвящения (auditor), почему сообщаемое им хотя достоверно, но недостаточно. В настоящем веке ученые ориенталисты открыли новые источники у арабских писателей; особенно важен в этом отношении изданный Флюгелем Фихрист-аль-улум ("Сборник знаний"), с фрагментами из соч. Мани. Кесслер собрал и перевел сообщения о Мани и манихействе из 14 восточных писателей. Первое научное сочинение о манихействе явилось в прошлом веке: Beausobre, "Histoire de Manichйe et du Manichйisme". В нынешнем веке: Baur, "Das manich. Religionssystem" (Тюбинген, 1831); Flьgel, "Mвnп, seine Lehre u. s. Schriften" (Лейпц., 1862); Kessler, "Mani, Forschungen uber die Mamchдische Relig." (Берлин, 1889).
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева