МАНХЕЙМ Карл
МАНХЕЙМ Карл
немецкий социолог, с 1933 г. жил в Великобритании. Основные труды: «Идеология и утопия», «Диагноз нашего времени». Свои идеи он строит в русле социологии знания - отрасли социологии, исследующей социальную обусловленность знания, его функции в обществе. В центре внимания Манхейма - проблемы сущности идеологии, изменений, происходящих в культуре XX в., предназначения интеллигенции, воспитания и образования. Манхейм различает частичную и тотальную идеологии. Частичная идеология - форма социального самосознания индивида или группы. К тотальной идеологии Манхейм относит господствующие идеологии эпохи. Основная функция тотальной идеологии - сохранение существующего социального порядка. Основная функция утопии - его разрушение. Утопия и идеология взаимообратимы, изменение социальных условий меняет местами утопию и идеологию. Интеллигенция, по его мнению, в силу своего своеобразного социального положения способна корректировать идеологию, продуцировать критическое сознание, являющееся импульсом к разрушению старых утопий и созданию новых. Интеллигенция - необходимый инструмент социальной регуляции. Отношение к интеллигенции в обществе, по мнению Манхейма, является косвенной формой принятия или неприятия тотальной идеологии.
Источник: Краткий философский словарь 2004
МАНХЕЙМ Карл
(1893–1947) – немецкий философ и социолог, с 1933 г. жил в Великобритании. Один из основателей «социологии знания» – концепции, утверждающей социальную обусловленность всех духовных образований и исследующей их социальные функции. На формирование взглядов М. повлияли идеи неокантианства, феноменологии, марксизма . Основные работы: «Идеология и утопия». «Диагноз нашего времени», «Интеллигенция и ее роль в прошлом и настоящем».
В центре внимания М. – проблемы сущности идеологии , изменений, происходящих в культуре XX в., социального предназначения интеллигенции, проблемы воспитания и образования. М. различает частичную и тотальную идеологию. Частичная идеология – форма социального самосознания индивида или группы. К тотальной идеологии М. относит господствующие идеологии эпохи. Основная функция тотальной идеологии – сохранение существующего социального порядка. Основная функция утопии – его разрушение. Утопия – такое же, как и идеология, «частичное» знание, которое пытается выдать свою одностороннюю позицию за абсолютную истину. Утопия и идеология взаимообратимы, изменение социальных условий меняет их местами, превращает утопию в идеологию. М. выделяет четыре типа утопического сознания: «оргиастический хилиазм анабаптистов» (веру в тысячелетнее царствование Бога и праведников на земле), «либерально-гуманистическую идею», «консервативную идею», «социалистически-коммунистическую утопию».
Интеллигенция («интеллектуалы»), по мнению М., не укорененная в социальном бытии, в силу своеобразного социального положения способна корректировать идеологию, продуцировать критическое сознание, являющееся импульсом к разрушению старых утопий и созданию новых. Интеллигенция – необходимый инструмент социальной регуляции. Отношение к интеллигенции в обществе является косвенной формой принятия или отвержения тотальной идеологии – основной опасности нашего времени. Считая себя приверженцем «релятивизма» (в данном случае – концепции, рассматривающей социальную обусловленность и социальную ограниченность любой социальной позиции), М. возлагает большие надежды на интеллигенцию, способную вырваться из оков социальной ограниченности и помочь политической элите проводить сбалансированную политику. М. вводит понятие «социальной технологии» – особой формы социального контроля, основанной на балансе социальных интересов и корректировке группового сознания.
В центре внимания М. – проблемы сущности идеологии , изменений, происходящих в культуре XX в., социального предназначения интеллигенции, проблемы воспитания и образования. М. различает частичную и тотальную идеологию. Частичная идеология – форма социального самосознания индивида или группы. К тотальной идеологии М. относит господствующие идеологии эпохи. Основная функция тотальной идеологии – сохранение существующего социального порядка. Основная функция утопии – его разрушение. Утопия – такое же, как и идеология, «частичное» знание, которое пытается выдать свою одностороннюю позицию за абсолютную истину. Утопия и идеология взаимообратимы, изменение социальных условий меняет их местами, превращает утопию в идеологию. М. выделяет четыре типа утопического сознания: «оргиастический хилиазм анабаптистов» (веру в тысячелетнее царствование Бога и праведников на земле), «либерально-гуманистическую идею», «консервативную идею», «социалистически-коммунистическую утопию».
Интеллигенция («интеллектуалы»), по мнению М., не укорененная в социальном бытии, в силу своеобразного социального положения способна корректировать идеологию, продуцировать критическое сознание, являющееся импульсом к разрушению старых утопий и созданию новых. Интеллигенция – необходимый инструмент социальной регуляции. Отношение к интеллигенции в обществе является косвенной формой принятия или отвержения тотальной идеологии – основной опасности нашего времени. Считая себя приверженцем «релятивизма» (в данном случае – концепции, рассматривающей социальную обусловленность и социальную ограниченность любой социальной позиции), М. возлагает большие надежды на интеллигенцию, способную вырваться из оков социальной ограниченности и помочь политической элите проводить сбалансированную политику. М. вводит понятие «социальной технологии» – особой формы социального контроля, основанной на балансе социальных интересов и корректировке группового сознания.
Источник: Краткий философский словарь.