МАНФА

Найдено 1 определение
МАНФА
также наф (польза) — в исламской этике категория, служащая, в противопоставленности «вреду» (дарар), основой одной из возможных классификаций «намерений». «Намерение» (ниййа) означает устремленность к какой-то конкретной искомой цели (максуд), выраженную в непосредственном действии. Все многообразие таких конкретных целей может быть охвачено в единой классификации, опирающейся на понятия «польза» и «вред». Цель поступка в любом случае заключается в привлечении полезного или удалении вредного, и только если деятель имел в виду одно из двух, поступок не считается «напрасным» (4абис). Максима «избегай вреда и плохого, старайся действовать на пользу» общеизвестна в исламской культуре. Противопоставление «полезного» и «вредного» составляет устойчивую кораническую тему: земля сотворена для пользы людей, истинное вероисповедание привлекает «полезное» и удаляет «вред», тогда как иные исповедания «вредят» их приверженцам.
В Коране, хадисах, религиозно-доктринальной и правовой мысли понятия «запретное» (харам) и «грех» ('исм) объясняются, как правило, как такие поступки, польза к-рых намного меньше вреда.
В каламе было выдвинуто положение о том, что Бог сотворил все мироздание исключительно для того, чтобы им «пользовался» человек, а некоторые мутазилиты считали, что неизвестное человеку и неиспользуемое им не могло быть сотворено. Более подробную классификацию намерений на основе противопоставления полезное — вредное даст ал-Газали, к-рый делит все цели на четыре категории. Поступок может быть направлен на снискание чегото, чем действователь не обладает, напр., «обретение» полезного. Он может иметь целью сохранение того, что действователь уже имеет, как, напр., «накопление». Он может быть направлен на предотвращение вреда, к-рый еще не настиг деятеля и от к-рого тот хочет охраниться; так действует, напр., тот, кто предотвращает нападение разбойников или диких зверей, избегая встречи с ними. «Опасливость» поэтому относится к числу «правильных» (см. Сихха) намерений, и для исламской этики оказывается «неправильным» стремление проявить храбрость и не уклониться от столкновения со смертельной опасностью, к-рой можно избежать. Наконец, действие может преследовать цель устранить уже настигший деятеля вред, что проявляется, к примеру, в действиях больного, ищущего излечения. Отдельную проблему составляет определение того, действительными или мнимыми оказываются усматриваемые польза и вред, так что разделение каждой категории на «несомненное», «вероятное» и «мнимое» составляет основание для дальнейшей классификации «искомого». Эта классификация искомых целей, к-рую можно условно обозначить как «утилитарную», опирается у ал-Газали на эгоцентрическую теорию любви (см. Махабба), истолковывающую любовь как выражение «соответствия» (мула'ама) любимого самости любящего, благодаря чему любимое приносит любящему усладу (лузза). Понятия «польза» — «вред», противоположение к-рых составляет основание «утилитаристской» трактовки намерений и действий, не тождественны понятиям «благо» - «зло» (хайр-шарр) в их онтологизированном, неоплатоническом понимании. Классификация «намерений», помимо противопоставления польза — вред, возможна на основе противопоставления подходящее — пагубное (см. Маслаха), а также в зависимости от «аффектов» (см. Хал). А.В.Смирнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001