МАНДАНА МИШРА

Найдено 1 определение
МАНДАНА МИШРА
санскр. Mandana Misra) (7-8 вв.) мимансак, ведантист, представитель лингвофилософии. Согласно традиции, был учеником Кумарила Бхатты, но, будучи побежден в диспуте Шанкарои, стал последователем адвайта-веданты и якобы принял имя Сурешвара.
Мандана Мишра является автором трех работ по мимансе — «Мимансанукраманика», «Бхаванавивека» и «Видхививека», одной работы по лингвофилософии — «Спхоттасиддхи», трактата по эпистемологии — «Вибхрамавивека» и первого в истории адвайта-веданты прозаического трактата — «Брахмасиддхи». В трактате «Брахмасиддхи» Мандана Мишра выдвигает и разрабатывает ряд концепций: авчдья как то, что не может быть определено как реально существующее или не существующее; джива каклокус неведения; определенная роль ритуалов в достижении Брахмана; необходимость медитации для достижения освобождения. Мандана Мишра стоит у истоков доктрины, получившей впоследствии название «концепции Манданы», согласно которой, помимо одной положительной сущности — Брахмана, реально существуют еще две отрицательные — небытие феноменального мира и уничтожение неведения.
Все вышеперечисленные концепции являются неприемлемыми для Шанкары и его последователя Сурешвары. Это заставляет предположить, что отождествление Манданы и Сурешвары является, скорее всего, ошибочным. Сомнения вызывает также датировка жизни Мандана Мишры. Если принять, что он жид раньше Шанкары, тогда именно ему принадлежит решающая роль в создании некоторых основных положений адвайта-веданты. Если же это не так, то его влияние на развитие адвайта-веданты все равно велико: через Вачаспати Митру, написавшего комментарий на «Брахмасиддхи», Мандана Мишра является основателем целого направления в адвайта-веданте — школы бхамати.
Соч.: Brahmasiddhi by Acarya Mandanamisra with Commentary by Sankhapani. Madras, 1937.
В. Слинъко

Источник: Новая философская энциклопедия