МАЛЬТУЗИАНСТВО
Мальтузианство
направление общественной мысли, объясняющее все социальные проблемы перенаселенностью планеты. Название получило по имени его основателя. Томас Роберт
Источник: Философия. Словарь по обществознанию
Мальтузианство
теория английского экономиста Р. Мальтуса (1766 - 1834), согласно которой человечество размножается гораздо быстрее, чем растут средства существования, и поэтому единственным средством спасения от грозящей большинству нищеты является ограничение браков среди неимущих слоев населения. Его нашумевшая книга "О законе народонаселения" появилась в 1798 г. Мальтус является убежденным апологетом капитализма. /Т. 2/
МАЛЬТУЗИАНСТВО
реакц. теория народонаселения, выдвинутая англ. священником и экономистом Мальтусом. М. пытается доказать, что причина перенаселения и недостатка средств существования для трудящихся классов коренится якобы в абсолютных и вечных законах природы, а также в "чрезмерной плодовитости" бедняков. М. по существу является прямой апологией капитализма. В условиях империализма бурж. идеологи предпринимают попытки реставрации и "обновления" М. (см. Неомальтузианство).
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Мальтузианство
социологическая доктрина английского экономиста, священника Т. Мальтуса, изложенная в работе «Опыт закона народонаселения» (1798 г.). Согласно М. рост народонаселения происходит, якобы, в геометрической прогрессии, а рост средств к существованию – лишь в арифметической. Кроме того им обосновывался «закон убывающего плодородия почвы». Этими якобы «вечными законами природы» Мальтус обосновывал неизбежность мирового перенаселения и необходимость регулирования рождаемости, а также «естественного» регулирования численности населения посредством войн, эпидемий, голода.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Мальтузианство
(по фамилии создателя – Т. Р. Мальтуса) – экономически-демографическая концепция, указывающая на диспропорцию между ростом народонаселения (происходящим в геометрической прогрессии) и приростом потребительской продукции (растущей в арифметической прогрессии). Эта диспропорция, согласно мальтузианству, лежит в основе безработицы, бедности, голода и т. п., которых нельзя избежать при помощи организационных мер в обществе. С этой точки зрения мальтузианство акцентирует внимание не только на политических и правовых действиях, имеющих целью ограничение темпов прироста населения, но и оправдывает, по существу, любые действия по уменьшению человеческой популяции (эпидемии, катаклизмы, войны).
Мальтузианство
антинаучная теория, основанная англ. священником Мальтусом (1766—1834), к-рый утверждал, что рост народонаселения якобы происходит в геометрической, а рост средств существования — лишь в арифметической прогрессии. Возникающее в результате этого несоответствие между количеством средств существования и численностью населения, по Мальтусу, должно естественно регулироваться посредством воин, эпидемий, ограничения браков и др. способов сокращения населения. Относительное перенаселение в М. выдается за биологическую закономерность. Некоторые совр. мальтузианцы (Г. Ф. Макклири и др.) причиной возрастающего несоответствия между количеством населения и средств существования считают «слишком низкие» цены на продукты и «высокий» уровень зарплаты трудящихся. Все население земного шара, за исключенпем англосаксов, относится ими к группе «лишних» людей, самой природой якобы обреченных на уничтожение. Так М. служит оправданию капиталистической эксплуатации и политики империализма. Если «классическое» М. причину перенаселения видело в чрезмерно высокой рождаемости масс, то неомальтузианство видит ее в «излишне низкой» смертности, обусловленной достижениями медицины. Маркс и Энгельс доказали, что перенаселение и связанная с ним нищета народных масс обусловлены капиталистическим строем. Этим была разоблачена несостоятельность и реакционность М. Прогресс науки и техники приводит к огромному росту производительных сил, к тому, что продукция общественного производства растет значительно быстрее населения. Опыт социалистических стран показал исторически преходящий характер перенаселения. Прирост продуктов питания в основном достигается в результате всемерного развития технического и агрономического прогресса, к-рый предоставляет возможность создать не только достаток, но и изобилие продуктов питания для быстро растущего населения.
Источник: Философский словарь. 1963
МАЛЬТУЗИАНСТВО
социологическая доктрина, названная по имени англ. священника Мальтуса (1766— 1834), к-рый изложил в своем “Опыте закона о народонаселении” (1798) взгляды, широко распространившиеся затем в буржуазной общественной мысли, особенно в политической экономии конца 19 в. Мальтус сформулировал некий надысторический закон, согласно к-рому рост народонаселения происходит в геометрической, а рост средств существования — лишь в арифметической прогрессии. Отсюда он выводил противоречия общественного развития. М. связывает возможность преодоления этих противоречий с предупреждением не обеспечиваемого экономически роста населения, а также с “естественным” регулированием его численности посредством голода, эпидемий, войн и т. д. Классики марксизма-ленинизма вскрыли несостоятельность этого учения, показав, что развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природного мира, а социального устройства об-ва и прежде всего способа производства. Взгляды Мальтуса резко критиковали революционные демократы Чернышевский, Писарев и др. Против “мальтусовых законов абсолютного перенаселения” и “убывающего плодородия почвы” выступали рус. ученые В. В. Докучаев, П. А. Костычев, Тимирязев. Применив оценку, данную Энгельсом М., к концепциям совр. М., можно указать, что из них, точно так же как и из самой теории Мальтуса, “мы черпаем самые сильные экономические аргументы в пользу социального преобразования, ибо даже если бы Мальтус был безусловно прав, то все же было бы необходимо немедленно предпринять это преобразование, так как лишь оно, лишь просвещение масс, осуществимое благодаря этому преобразованию, сделало бы возможным и то моральное ограничение инстинкта размножения, которое сам Мальтус считает наиболее легким и наиболее действенным средством против перенаселения. При посредстве этой теории мы стали понимать глубочайшее унижение человечества, его зависимость от условий конкуренции...” (Т. 1. С. 567). Активное распространение в последнее время различных концепций неомальтузианства (теории “оптимума населения” Г. Брауна, Дж. Боннера, утверждения Г. Тейлора и П. Эрлиха о росте народонаселения как единственной причине экологического кризиса и т. п.) связано с ускоренным ростом населения земного шара (преимущественно в развивающихся странах), обострением экологической проблемы, увеличением разрыва в уровнях развития между развитыми и развивающимися странами. Важнейшая предпосылка решения проблемы регулирования роста населения — глубокие социальные преобразования, подъем материального и культурного уровня жизни народов.
Источник: Философский энциклопедический словарь
МАЛЬТУЗИАНСТВО
социологич. доктрина, основанная на антинауч. системе взглядов на закономерности воспроиз-ва народонаселения; названа по имени англ. экономиста и священника Т. Р. Мальтуса (Т. R. Malthus, 1766-1834; осн. работа - «Опыт о законе народонаселения...», 1798, рус. пер., т. 1-2, 1868), считающегося ее родоначальником, одно из гл. направлений в бурж. демографии. Мальтус пытался объяснить противоречия обществ. развития не социальными условиями капиталистич. строя, а «вечными» законами природы. Приписывая биологич. факторам решающую роль в воспроиз-ве населения, Мальтус сформулировал некий «естеств. закон», согласно к-рому население имеет тенденцию расти в геометрнч. прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в арифметич. прогрессии. Последнее он обосновал т. н. законом убывающей производительности последоват. затрат, а для земледелия - «законом убывающего плодородия почвы». В силу этого, несмотря на «естеств.» регулирование численности населения посредством голода, эпидемий, войн и т. п., по Мальтусу, наступает «абс. перенаселение», с к-рым необходимо бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости. При этом М. игнорирует потребность в детях и призывает к ограничению рождаемости независимо от объективных обстоятельств, к-рыми определяется интенсивность данного процесса.
Концепция М. со временем претерпела онредел. эволюцию. Поэтому можно говорить о «классич.» М. и его позднейших модификациях, к-рые в свою очередь существуют в виде М., продолжающего «классич.» линию, и неомальтузианства. Центральным политич. тезисом «классич.» М. является утверждение о «тщетности» усилий по умножению средств существования, поскольку последнее только увеличит число потребителей.
В 20 в. ввиду несостоятельности «арифметич. прогрессии» Мальтуса (объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население) У. Томпсон (США), Г. Ражо (Франция), Э. Ист (США), К. Вит-Кнудсен (Дания) и др., отстаивая «классич.» М., пытались показать, что теория Мальтуса не сводится к «прогрессиям», что гл. в М. - «природный» характер демографич. развития.
Представители «классич.» М. 2-й пол. 20 в. У. Фогт (США) в кн. «Люди! Призываю к спасению» («People! Challenge to survival», 1960) и Г. Бутуль (Франция) в кн. «Перенаселенность» («La sinpopulation», 1964) и «Отсроченное детоубийство» («Linfanticide differe», 1970) единств. возможность выхода из мирового «кризиса населения» видят в сокращении рождаемости и выступают против индустриализации и обществ. преобразования с. х-ва развивающихся стран. Г. Тейлор (США) при рассмотрении «естеств.» препятствий к росту народонаселения упор делает уже не на «традиционные» средства - войны, голод, эпидемии, а на разрушение окружающей среды, на «механизм обратной связи», с помощью к-рого природа будто бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение.
Классики марксизма-ленинизма раскрыли полную несостоятельность М., показав, что развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природы, а социальной организации общества, способа произ-ва прежде всего (см. Народонаселение).
Концепция М. со временем претерпела онредел. эволюцию. Поэтому можно говорить о «классич.» М. и его позднейших модификациях, к-рые в свою очередь существуют в виде М., продолжающего «классич.» линию, и неомальтузианства. Центральным политич. тезисом «классич.» М. является утверждение о «тщетности» усилий по умножению средств существования, поскольку последнее только увеличит число потребителей.
В 20 в. ввиду несостоятельности «арифметич. прогрессии» Мальтуса (объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население) У. Томпсон (США), Г. Ражо (Франция), Э. Ист (США), К. Вит-Кнудсен (Дания) и др., отстаивая «классич.» М., пытались показать, что теория Мальтуса не сводится к «прогрессиям», что гл. в М. - «природный» характер демографич. развития.
Представители «классич.» М. 2-й пол. 20 в. У. Фогт (США) в кн. «Люди! Призываю к спасению» («People! Challenge to survival», 1960) и Г. Бутуль (Франция) в кн. «Перенаселенность» («La sinpopulation», 1964) и «Отсроченное детоубийство» («Linfanticide differe», 1970) единств. возможность выхода из мирового «кризиса населения» видят в сокращении рождаемости и выступают против индустриализации и обществ. преобразования с. х-ва развивающихся стран. Г. Тейлор (США) при рассмотрении «естеств.» препятствий к росту народонаселения упор делает уже не на «традиционные» средства - войны, голод, эпидемии, а на разрушение окружающей среды, на «механизм обратной связи», с помощью к-рого природа будто бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение.
Классики марксизма-ленинизма раскрыли полную несостоятельность М., показав, что развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природы, а социальной организации общества, способа произ-ва прежде всего (см. Народонаселение).
Источник: Советский философский словарь