МАЛЬРО Андре

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАЛЬРО Андре

французский писатель, мыслитель и политический деятель (Париж, 1901 — Кретей, 1976). Его патриотизм, жажда свободы и социальной справедливости побудили его в 1926 г. принять участие в китайской революции [свидетельством чего стала работа «Условия человеческого существования» (1933)], в испанской войне, где он командовал частями зарубежной авиации, находящимися на службе у испанского республиканского правительства, в правительстве генерала де Голля (1945-1946 и 1958-1969). «Психология искусства», состоящая из трех частей — «Музей воображения» (1947), «Художественное творчество» (1948), «Разменная монета абсолюта» (1950), которые затем в дополненном варианте вошли в «Голоса молчания» (1951), а также более поздняя «Метаморфоза богов» (1957) представляют тщательное и страстное изучение человека и его мастерства на примере шедевров художественного творчества. Вклад Мальро в эстетическую мысль соизмерим только с «Эстетикой» Гегеля.

Источник: Философский словарь

МАЛЬРО Андре
французский писатель-философ; р. 3. 11. 1901 (Париж) — ум. 23. И. 1976 (там же); занимался археологией и китаеведением, много путешествовал по Южной и Восточной Азии, Афганистану и Персии, России и Северной Америке, проводил исследования в Индокитае; пребывание в Кантоне и Испании связано с его революционной деятельностью; приблизительно с 1934 Мальро начинает выступать против всех форм тоталитаризма, борясь за духовную свободу. В своих романах он изображает человека как обладающего силой соперника Всевышнего. Как художник слова, Мальро — наиболее сильный
из всех писателей современности, пишущих в духе экзистенциализма. Осн. соч.: Les conquérants, 1927, нем. изд. 1953; La voie royale, 1929, нем. изд. 1953; La condition humaine, 1933, нем. изд. 1948 (рус. пер.: Условия человеческого существования, 1935); Le temps du mépris, 1935, нем. изд. 1948; L’espoir, 1937, нем. изд. 1954 (рус. пер.: Надежда, 1939); Les noyers d’Altenburg, 1941, нем. изд. 1951; La psychologie de l’art, 3 vol., 1947—1950; нем. изд. 2 Bde., 1949; La métamorphose des dieux, 1957; Antimemoires, 1967.
J. Delhomme. Temps et destin, essai sur A. M., 1955; B. T. Fritch. Le sentiment d’étrangeté chez M., Sartre, Camus et
S. de Beauvoir, 1964; G. Wuchenauer. Die Sprache A. M.s, 1973.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАЛЬРО Андре
3 ноября 1901, Париж — 23 ноября 1976, Кретейе) — французский писатель, теоретик искусства, политический деятель. Философские взгляды Мальро близки ко взглядам представителей французского экзистенциализма, сложились под сильным влиянием Ницше, Гегеля, Фрейда, Шпенглера, Маркса. Принимая непосредственное участие в событиях, происходящих в самых «горячих точках» планеты (гражданские войны в Китае 1920-х гг., в Испании 1936—39), Мальро пришел к выводу, что в основе освободительной борьбы лежит не теория марксистского типа, а воля, обнаруживаемая как сила людей бороться и добиваться своих целей. В духе Ницше Мальро говорит свое «да» силе, но не любой и не безусловно; достоинство силы, по его мнению, определяется такими ценностями человека, как ясность мысли, сознание, истина. Мальро стремится показать взаимопроникновение воли и разума, определяя последний как «обладание средствами управлять людьми и вещами». Однако подчеркнутые волюнтаризм и активизм Мальро не сопровождаются отрицанием ценностей интеллектуализма. Главным пафосом его философии выступает мотив силы воли индивида, доказывающего самому себе свою жизненную мощь, но одновременно Мальро придает огромное значение и понятию сознания, выступающего в паре с «бессознательным». Связь обоих моментов (воли/силы и сознания) в том, что само сознание есть концентрация силы, напряжения, внимания, усилия. Т. о. Мальро приходит к своеобразному принципу «cogito», но иного, чем у Декарта, типа; в нем объединяются интеллект и воля: «Я совершаю усилие, следовательно, я существую». Сила вместе с вниманием составляют у Мальро стержень «жизни», которая единственно из всего сущего восприимчива к форме; последний тезис подводит его к фундаментальной проблеме смысла искусства.
Художественное развитие человечества проходит, по Мальро, три основные стадии: обнаружение сверхприродного начала, прорыв к ирреальному в сфере фантазии, наконец, выражение самой живописности как таковой. На последней стадии, начинающейся с творчества Э. Мане, живописные явления выступают «фразами недешифруемого языка, дающего такой живописи существование, независимое как от обычной реальности, так и от воображения и сферы сакрального» (LIntemporel. P., 1976).
Художник всегда бросает вызов смерти, в глубине художественного творчества лежит упрямое желание победы над смертоносным временем. Эта битва со смертью и есть глубинный смысл всего мирового искусства. Великая тайна или даже мистерия искусства состоит в том, что оно не выступает индифферентными археологическими останками исчезнувших культур и культов, а оказывается живым и значимым. Иньми словами, пластически выраженное сакральное претерпевает таинственную метаморфозу, актуализируясь как сила искусства.
Соч.; Oeuvres completes, 1.1—2. P., 1989—96; в рус. пер.: Условия человеческого существования. М., 1935; Надежда. М., 1939; Зеркало лимба. Худож. публицистика. М., 1989.
В. П. Визгин

Источник: Новая философская энциклопедия

МАЛЬРО Андре

(р. 3 сент. 1901) – франц. романист, эстетик, политич. деятель. В 20-х гг. принимал участие в гражд. войне в Китае на стороне Гоминьдана, а после разрыва Гоминьдана с коммунистами – на стороне коммунистов. Вернувшись во Францию, публикует романы, посвященные кит. революции – "Завоеватели" ("Les conqu?rants", 1928, нов. изд., 1963) и "Условия человеческого существования" ("La condition humaine", 1933, нов. изд., 1963). Персонажи М. в меньшей степени живут собственной жизнью, чем являются участниками того философ. спора, к-рый ведет автор. В центре же философ. взглядов М. находится метафизически трактуемая им проблема "человеческого состояния" (condition humaine). Согласно M., перед лицом смерти и в виду утраты веры в предопределенный порядок мира (божественный или рациональный) – человеческое существование обесценивается. Единственным путем преодоления его трагич. абсурдности является действие как таковое, пусть даже лишенное цели. В самом действии и состоит победа человека над "роком", его приобщение к судьбам всего человечества, к "человеческому братству". Эти идеи М. были позднее восприняты философией и лит-рой экзистенциализма (А. Камю, Ж. П. Сартр). Несмотря на субъективно-идеалистич. мотивировку этого приобщения М. к интересам человечества, М. в 30-е гг. сблизился с Коммунистич. партией, активно участвовал в антифашистском движении, в гражд. войне в Испании. В романе "Надежда" ("L´espoir", 1937), посвященном борьбе исп. народа против фалангистских мятежников, основной круг проблем также связан с индивидуалистич. богоборчеством и "преодолением смерти", поисками смысла жизни в действии как таковом. В 1939 М. порвал с Коммунистич. партией и с этого, времени выступает против коммунизма. В годы гитлеровской оккупации Франции М. участвовал в Движении Сопротивления, где сблизился с правым, его крылом – партией де Голля. В 1945–46 М. – министр информации во временном правительстве де Голля, в 1947 – член руководящего комитета деголлевской партии РПФ. С приходом де Голля к власти в 1958 М. становится министром по вопросам культуры. В соч. "Психология искусства" ("La psychologie do l´art", t. 1–3, 1947–50; нов. доп. изд. под назв. "La voix du silence", 1953) и "Воображаемый музей мировой скульптуры" ("La mus?e imaginaire de la sculpture mondiale", v. 1–3, 1952–54) M. стремится обосновать свое понимание смысла иск-ва и его осн. закономерностей на широком фоне мировой истории иск-ва, что немало способствовало интересу к этим сочинениям. Эстетич. взгляды М. воспроизводят различные теории идеалистич. эстетики и искусствознания (эстетики А. Бергсона, нем. формалистич. искусствоведения, нек-рых концепций кн. франц. искусствоведа А. Фосийона "Жизнь форм"). Согласно М., благодаря распространению художеств. репродукции совр. зритель имеет возможность объединить все наследие мирового иск-ва в "воображаемый музей". Собранные в этом музее произведения иск-ва благодаря репродукции утеряли свое "качество предметности", "интеллектуализовались" и выявили свой высший смысл: смысл пластич. стиля, с помощью к-рого художник "подчиняет" себе действительность. Это "подчинение" состоит в том, что художник переселяет объекты реальной действительности в ту "исключительную область", в к-рой они ускользают от смерти. Для переселения в эту область, для создания иск-ва необходимо, чтобы отношение художника к изображаемому объекту было принципиально иного рода, чем то, к-рое ему "навязывает" общество. Т. обр., следуя за интуитивистской эстетикой, М. противо-поставляет иск-во действительности, художеств. сознание – общественному. Однако в дальнейшем развитии своей теории М. нередко вообще опускает вопрос об отношении иск-ва к действительности и сводит историю мирового иск-ва к автономному, самовоспроизводящему развитию стиля. Тем самым всю историю мирового иск-ва М. изображает как своего рода прелюдию модернистского иск-ва 20 в., в к-ром он видит чистое выражение стиля. Соч.: La m?tamorphose des dieux, P., 1957. Лит.: Андреев Л., Музей обожествленного искусства, "Иностр. лит-ра", 1957, No 3; его же, Снова "чистое искусство", в сб. ст.: О совр. бурж. эстетике, М., 1963; Duthuit G., Le mus?e inimaginable, v. 1–3, P., [1956 ]; Boisdeffre P. de, A. Malraux, 4 ?d., P., 1957. M. Толмачев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
89.16 кб

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА В ГРАНИЦАХ ВИЗУАЛЬНОГО АРХИВА: АБИ ВАРБУРГ И АНДРЕ МАЛЬРО

Захарченко Ирина Николаевна
Эпоха технического репродуцирования ставит перед исследователем проблему представления информации об искусстве.
Читать PDF
210.35 кб

«Голоса безмолвия» Андре Мальро и проблема подлинности произведения искусства

Балаш Александра Николаевна
Вопрос о роли подлинников произведений искусства в концепции «Воображаемого музея» Андре Малъро становится все более актуальным в связи с развитием медиатех-нологий представления культурного наследия.
Читать PDF
317.24 кб

Т. Балашова. Между традицией и экспериментом: опыт Андре Мальро - писателя и министра

Гудимова С.А.
Читать PDF
106.27 кб

2007. 01. 008. Шервашидзе В. В. От романтизма к экзистенциализму: творчество Андре Мальро и Альбера

Михайлова О. В.